или Передовой опыт договорных отношений с рабочими на строительстве космодрома
В последнее время души амурчан все чаще радуют сообщения СМИ о развертывании работ по строительству космодрома «Вочсточный». Высокие гости от президента страны и премьер-министра до местных начальников все чаще посещают строительную площадку, и это одно из главных свидетельств того, что данный объект действительно будет возведен, и, может быть, даже в срок.
Конечно, для Амурской области, да и для всего Дальнего Востока это чрезвычайно важная стройка. И не только в смысле привлечения бюджетных средств и инвестиций российского бизнеса, но и сам факт такого строительства дает уверенность, что государство не намерено бросать наш удаленный регион на произвол судьбы. Многие же простые люди, далекие от мышления категориями государственного масштаба, полны надежд на новые рабочие места с достойной зарплатой. В условиях безработицы их понять можно. К тому же их надежды подпитываются слухами о зарплатах по столичным меркам.
* * *
И действительно, все чаще появляются объявления о наборе рабочих на строительство космодрома, да и в службе занятости дают направления на эту стройку. Казалось бы, мечты сбываются, и хотя бы в нашем Свободном люди, наконец-то, забудут о безработице. Но оказалось - не все так просто.
Дело в том, что я давно собирался написать что-нибудь позитивное, радостное, светлое о нашей жизни. Это мое желание подстегивается тем обстоятельством, что меня довольно часто упрекают, что, мол, в ваших материалах, Сокол Коршунович, один негатив. Неужели, мол, вы не видите ничего положительного, никаких позитивных свершений нынешнего времени?
Честно признаюсь, не вижу! То ли зрением таким меня Бог наградил, то ли проклятье какое на меня навешено, то ли еще что, но только никак не выходит из под моего пера чего-то радостного. И ведь хочу, но не получается! У других, глядишь, приехал начальник куда-нибудь, чего-нибудь сказал, а журналист уж соловьем разливается, восторг прямо через край хлещет. У меня все не так. Только соберешься что-либо доброе сказать по какому-либо поводу, а тут черт кого-нибудь принесет. И шепчет на ухо: «Знаешь ли ты, Сокол Коршунович, что сдача станции обезжелезивания сплошная липа?». Или – «Знаешь ли ты, Сокол Коршунович, что номер отремонтированного общежития изменили для того, чтобы обмануть бывших жильцов, а чиновникам хорошо навариться на этом деле? Для чего, думаешь, они создали агентство недвижимости?!».
И все - настроение испорчено! Благие намерения уходят прочь, хорошие слова не выписываются, рука немеет от всякого похвального словосочетания. Действительно, проклятье какое-то!
И вот – началось строительство космодрома. Тут-то, я думал, посрамлю своих недругов, покажу, что и я могу писать хвалебные опусы. И выжидал некоторое время, чтобы накопилось побольше позитивного материала. И только собрался запустить пробный шар в форме льстивой публикации о руководителях, которые, несмотря на занятость, уделяют такое пристальное внимание этому удаленному от центра объекту, как в редакции нарисовался мужчина средних лет довольно угрюмого вида.
* * *
- Кто тут Сокол Коршунович? – с порога поинтересовался он.
Ничего не оставалось делать, как сознаться, что это я.
Он, не спрашивая разрешения, бесцеремонно подвинул себе стул, уселся напротив меня и, царапая меня колючим неласковым взглядом, спросил, не желаю ли я послушать, как живется рабочим на строительстве космодрома. И между нами состоялся следующий разговор:
- Вы давно там работаете? – спросил я.
- Четыре дня. Но уже уволился.
- Что так? Не понравилось?
- А что там может понравиться? Отношение, как к скоту. Жили в казарме, разделенной перегородками. Все заставлено кроватями, тесно. У нас в комнате даже стола не было. Просто умыться - и то проблема. Вода только холодная, да и она – то есть, то нет. Я уж не говорю о душе. Мужики, правда, сами сделали что-то похожее на душ с солнечным подогревом, но там очередь, до полуночи нужно стоять, чтобы помыться. Кормят в основном постной кашей, хотя бы для запаха тушенкой сдобрили! Но, видно, это считается дорого.
- Ну, а как с зарплатой?
- А никак! Некоторые мужики работают с февраля, а денег еще не видели. Так, иногда дают аванс рублей по 500, по 700, и все!
- Но что вам положено по договору?
- А договора ни у кого нет на руках. Принимают всех, нужен только паспорт. Но подписываешь пустой бланк договора, говорят, что потом отдадут. Но ничего подобного не происходит – все работают втемную.
- Но почему же вы не требуете?
- А что толку – не хочешь работать, можешь убираться восвояси…
- Удивительно и непонятно! Это ведь вахта, как без договора?
- В том-то и дело, что это не вахта, а постоянка. При этом заставляют работать по 10 часов, а в табель ставят – 8. Да еще в выходные требуют выходить. Если не вышел, снижают КТУ.
- Но если ведется коэффициент трудового участия, значит, порядок все же какой-то есть?
- Конечно, что-что, а учет там на уровне - на каждого рабочего три надзирателя! Система штрафов действует. Но какие суммы, никто ничего не знает. Видно, при подведении итогов все учтется. Не в нашу, конечно, пользу. Короче, обстановка, как на рабовладельческой латифундии.
- Но при такой обстановке мало кого можно удержать. Неужели работодатели этого не понимают?
- Почему же, вполне понимают, и текучка их, видимо, устраивает. Я утром пришел за бегунком и был уже десятый. Но мне хорошо - я живу рядом. А ребята приехали из Читы, им добираться до дому посложнее, особенно, если денег нет. Приходится работать на тех условиях, которые существуют. Так они рассказывают, когда их вербовали, сулили золотые горы, условия жизни расписывали – прямо евростандарт!
- Что же это за организация?
- Называется ООО «Преображение». Больше ничего о них не знаю…
* * *
Такая вот история. Хотелось узнать, насколько она правдива. Прежде всего, я покопался в Интернете по поводу ООО «Преображение». Очень скоро предо мной оказалась информация двухмесячной давности. На официальном сайте прокуратуры Амурской области сообщалось:
«Прокуратурой ЗАТО Углегорск проведена поверка исполнения трудового законодательства в ООО «Преображение», выявлены нарушения.
В соответствии со ст. 56 Трудового кодекса РФ - трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Однако, в ходе проверки было установлено, что в нарушение требований ст. ст. 67 и Трудового кодекса РФ, администрацией ООО «Преображение» с работником Ч. и др., работающими более 2 месяцев в ООО «Преображение», трудовые договоры заключены не были.
По факту допущенных нарушений прокурором ЗАТО Углегорск в отношении должностного лица - директора ООО «Преображение» Филина Матвея Александровича возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ (нарушение законодательства о труде), которое для рассмотрения по существу направлено в Государственную инспекцию труда по Амурской области.
Требования прокурора удовлетворены, директор ООО «Преображение» Филин М.А., признан виновным в совершении административного правонарушения и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 2 000 рублей».
* * *
Ага, понял я, значит, мой информатор не соврал. Видимо, наказание директора в виде 2000 рублей так сильно подействовало, что администрация приняла соответствующие меры. Теперь, надо полагать, все работники с договорами. Правда, какие условия в них прописаны, работникам неведомо. Но это ведь и неважно. Прокуратура требовала, чтобы договора были в наличии, и администрация выполнила это требование. Поэтому честь и хвала и директору Филину, и его находчивой администрации, и требовательной прокуратуре, и нашим законодателям, которые дают возможность так строго наказывать нарушителей трудового законодательства, и рабочим, подписывающим пустые листы трудового договора! Каждый на своем месте делает все возможное, чтобы не поколебать стабильности, и мы продолжали жить так, как и живем.
* * *
Что еще хвалебного можно сказать в адрес строителей и строительства космодрома? Как уже говорилось, я человек неопытный в таких делах – отыскивать светлое и радостное в мутной и грязной игре по извлечению выгоды одних за счет других. Но я все же попытаюсь.
В беседе с еще несколькими бывшими и действующими рядовыми строителями космодрома мне подтвердили, что полученная информация во многом соответствует действительности. Кое в каких деталях еще и добавили черной краски. Но что любопытно, ни один не согласился, чтобы его фамилия фигурировала на страницах газеты.
Впрочем, это и не совсем любопытно. Все чаще приходится убеждаться, что таков менталитет нашего рабочего класса. Принцип «не высовываться» весьма популярен в его среде. Что ж, похвально! Не хотят выносить сор из избы и тревожить высоких начальников в их уверенности, что все идет хорошо.
Правда, некоторые рабочие высказывают осторожное недовольство тем обстоятельством, что московским работникам за ту же работу платят другие деньги. «Что же, нас считают за второй сорт?» - вопрошают они в приватной беседе.
Успокойтесь, уважаемые! Похоже, вам осталось недолго быть вторым сортом. В СМИ все чаще появляются возмущенные выступления гастарбайтеров, которые не боятся выносить сор из избы и публиковать свои имена. То есть, они начинают все смелее бороться за свои права. А известно, кто требует, тому воздастся. Так что, вероятно, очень скоро гастарбайтеры займут нишу второго сорта. А для вас, уважаемые коренные дальневосточники, останется сорт третий. Продолжайте подписывать пустые бланки договоров, помалкивайте – и все исполнится. Во всяком случае, нынешнюю стабильность своим поведением вы поддерживаете. Так держать!..
Сокол Максимов