То, что в нашем городе многое делается наперекосяк, да еще и зачастую в обход норм, правил, а иногда и закона – ни для кого не секрет.
А потому информация от жильцов дома № 63 по ул. Октябрьская о том, что совсем рядом с их домом разворачивается строительство очередной пивнушки, и уже вырубают сквер, нас, конечно, не удивила.
«Приезжайте, посмотрите сами, что у нас делается! каждый вечер приезжают машины, деревья вырубают!».
Ну что же, приехать нетрудно. Тем более что место очень уж интересное для постройки какого бы то ни было питейного заведения – в нескольких метрах школа № 6, еще ближе – детский сад.
Действительно, недалеко от дома мужички дружно сгребали в микрогрузовик срубленные ветки, однако массового «лесоповала» пока не наблюдалось.
* * *
Собравшиеся во дворе наиболее активные жильцы рассказали, что со своей бедой прошли всю администрацию – Бороздин, Попович, Крук… Словом, у всех побывали. А главу города даже с собой привезли – разобраться на месте.
- И как, разобрались? – интересуюсь я.
- Да, Каминский сказал – не беспокойтесь, никакой стройки здесь не будет. А в этот же день, после пяти вечера, снова приехали те же мужики рубить деревья. И Бороздин из отдела архитектуры приезжал, - продолжают свой рассказ женщины, - зубы нам заговаривал. Сказал, что здесь будет парикмахерская. Но ведь ясно – кто же будет строить парикмахерскую? Во что обойдется строительство? Нет, парикмахерскую строить невыгодно – это будет пивнушка!
Что и говорить – вполне резонно. Строить дорого, тем более что, как объяснили жители, в двух шагах от предполагаемой стройки расположен торговый центр «Багульник», и в нем уже есть парикмахерская!
- Мы и сегодня, 2 августа, были в администрации, - рассказывает народ. – Прошли все кабинеты, написали еще раз заявление на имя Каминского, уже второе.
- А второе-то для чего? – интересуюсь я.
- Попович сказал написать еще одно заявление, и в прокуратуру посоветовал тоже написать.
- А Валентин Иванович Крук что вам ответил? – продолжаю выяснять подробности.
- Крук нам пообещал, что при первой же встрече с Каминским выяснит все подробности. И если мы против – никакого строительства не будет.
* * *
Выяснилось, что проблем у жильцов дома № 63 и кроме стройки, как говорится, выше крыши. Прямо под окнами проходит дорога к детскому саду – конечно же, не асфальтированная. Пыль – до пятого этажа. Подвал с весны затоплен – канализацию, похоже, прорвало. Сантехники засыпали фекальную массу опилками, и до сей поры там еще и конь не валялся. В довершение всех бед при посещении отдела архитектуры выяснилось, что дом вообще не имеет земельного участка. Вся земля вокруг дома – муниципальная собственность. А тут еще и пивнушку строить собрались…
* * *
Иду еще раз посмотреть на «место происшествия», пытаюсь узнать у мужчин, продолжающих работу на участке, что здесь будет построено и на каких основаниях. Тут-то ко мне и обратилась молодая женщина: «Вы из газеты?».
Выяснилось, что это и есть организатор строительства – Екатерина Гонтарь. Конечно же, я интересуюсь, на каких основаниях здесь будет построена пивнушка? Или бар?
- Проедем со мной, я вам покажу все бумаги, и все расскажу. С самого начала, – предлагает Екатерина.
Конечно же, я поехала - кто же откажется узнать всю правду?
И спустя несколько минут Катя - простите, но не могу называть Екатериной эту хрупкую девочку с глазами обиженного олененка (именно так она и выглядит) – рассказывает мне свою невеселую историю.
Катя – парикмахер, снимает в аренду помещение размером чуть больше собачьей конуры, и платит за него арендную плату 12 тысяч рублей в месяц. Мечта иметь собственное помещение возникла уже давно, но есть препятствие – нет денег. Квартиру купить - дорого, да и ремонт обойдется в копеечку. А тут еще выросла плата за аренду – с июля, в связи с повышением тарифов на ЖКУ, Катя должна платить уже 16 тысяч рублей в месяц.
Конечно же, я интересуюсь – а знает ли Катя, что строительство нынче обходится дороже покупки готового помещения?
Однако выяснилось, что на семейном совете был разработан бизнес-план эконом-класса – муж взял кредит в банке, на который в Благовещенске приобретут сэндвич-панели. Их покупка обойдется примерно в триста тысяч рублей. Строить будут своими силами – помогут брат и отец Кати, благо, и техника кое-какая есть. А сквер никто вырубать не собирается – выдано предписание убрать один тополь и четыре куста карагача возле дороги. Остальные деревья никто трогать не будет.
Спрашиваю – знает ли Катя, что в «Багульнике» - в двух шагах от места будущего строительства, уже есть парикмахерская?
- Да, конечно, знаю. Но они мне не конкуренты. Дело в том, что у меня свои, постоянные клиенты. И не только из Чесноковки и Ударного – некоторые из центра приезжают, и даже из залинейного поселка…
- И чем вы их завлекаете? – интересуюсь я.
- Ценой!
* * *
Вот так я и узнала, что в нашем городе есть, оказывается, «социальная» парикмахерская, в которой женская стрижка стоит 200 рублей, а пенсионеров здесь подстригают и вовсе за 50! Так что постоянных клиентов – хоть отбавляй.
- Но ведь это невыгодно! – удивляюсь я. – Одна аренда съест всю прибыль.
- Ну не могу я брать с этих дедушек и бабушек, живущих от пенсии до пенсии, больше, – объясняет Катя.
- А с других-то почему по 200 рублей? – интересуюсь я.
- Да потому, что в областном центре женская модельная стрижка стоит 400, и в нашем захолустье, где заработки несопоставимы – 360-380! Так быть не должно!
Кстати, и среди жильцов дома № 63 по ул. Октябрьской есть постоянные Катюшины клиенты.
Я удивляюсь, почему при такой социальной направленности Катя не заключит договор аренды нежилого помещения, являющегося муниципальной собственностью? И на строительство тратиться не надо, и плата за аренду много меньше…
Выясняется, что в данном микрорайоне такого помещения нет.
А может быть, есть? Насколько помню, по ул. Комарова, 35 давным-давно стоит закрытым нежилое помещение – бывший магазин «Книги». Для кого его берегут? А городская казна в это время недополучает налоговых поступлений.
* * *
Вопросов много. Почему не могут придти к взаимопониманию Екатерина Гонтарь и жильцы дома № 63 по ул. Октябрьской? Почему чиновники администрации города не могут нормально объяснить народу, что будет построено возле их дома? Почему один из чиновников администрации (не буду называть его фамилию), сказал, что на этом месте будет построен бар?
Может быть, ответ прост? Может, пока «холопы» проводят между собой разборки и, как говорится, рвут друг другу чубы, местные «бояре» могут спокойно укладывать ржавые бэушные трубы, кое-как ляпать асфальт на дороги и заниматься прочими неблаговидными делами?
То, что жильцы проявляют активность – это хорошо. Однако, я думаю, «социальная» парикмахерская рядом с домом – не самое большое бедствие, не так ли? А для проявления активности есть более подходящие объекты – та же пыльная дорога под окнами, которую они безуспешно просят заасфальтировать, или заполненный «перегноем» подвал…
Кстати – никакое питейное заведение здесь не может быть построено ни под каким предлогом – совсем рядом два детских учреждения.
* * *
- Я хочу только одного – работать! – говорит Катя. – Я не хочу торговать ни пивом, ни чем бы то ни было еще. Было бы в городе производство – завод, фабрика – я бы туда пошла. Но работать негде, а потому я занимаюсь тем, что у меня получается лучше всего. Я хочу достойно вырастить и выучить свою маленькую дочку. И надеюсь, у меня это получится.
Мы тоже надеемся, что у Кати все будет хорошо. Что ее муж, уехавший зарабатывать деньги на погашение банковского кредита в Сибирь, на тушение лесных пожаров (он парашютист), скоро вернется домой. И что им удастся достойно вырастить и выучить свою маленькую дочку.
Мы будем следить за развитием событий на крошечном участке земли, из-за которого развернулась «войнушка» дворового масштаба. Мы надеемся также, что жильцы дома № 63 по ул. Октябрьской и Екатерина Гонтарь смогут поговорить спокойно, без крика и обвинений. И придти к взаимопониманию.
И просим немного подумать, прежде чем обвинять по телефону, не назвав своего имени, Екатерину в том, что она купила чиновников и «Свободную газету +».
Зная аппетиты чиновников невозможно поверить, что женщине, чей муж поехал зарабатывать деньги, рискуя своей жизнью, есть, что им предложить. Ну, а для того, чтобы «купить» журналистов «Свободной газеты+» - столько денег еще не напечатали.
Елена Лисовская