Недавно один знакомый с долей иронии упрекнул меня в том смысле, что, мол, пора бы тебе успокоиться, что возраст уже не тот, чтобы пытаться перешибить плетью обух.
Этот упрек заставил меня в очередной раз задуматься. В самом деле, зачем мне все эти конфликты с власть предержащими? Зачем разоблачительные публикации, ежели большинству граждан на все это наплевать, и они вполне комфортно себя чувствуют, когда их обманывают и нагло обирают? Ведь не умирают же с голоду! И, видно, это их вполне устраивает. Тогда - зачем?
На днях редакция получила письмо, где от имени ветеранов войны звучало поздравление по поводу годовщины окончания Второй Мировой войны. И все бы ничего, если бы в этом поздравлении отдельной строкой ветераны не отмечали правдивость материалов муниципальной газеты.
Что это?! В принципе я ничего не имею против наших коллег, всегда понимаю трудности, двусмысленность их положения… Но отмечать правдивость их публикаций - это что-то из ряда вон!.. Либо я что-то недопонимаю, либо некоторые ветераны как-то запутались в отношении правды и лжи.
Помню, лет тридцать назад я обидел свою мать. Речь зашла о фильме «Вечный зов», который вызывал восторженные отклики советских людей. Моя мать не была исключением. На каком-то семейном торжестве она тоже с восхищением отозвалась о художественных достоинствах фильма, особенно подчеркнув его правдивость. Последнее ее замечание вызвало во мне протест.
К тому времени я после окончания института отработал три года на одном из самых лучших предприятий советской экономики – Новосибирском авиационном заводе имени В.П.Чкалова, со скандалом уволился и был полностью убежден, что социализм с такой экономикой рано или поздно должен умереть. Правда, я также знал о крепости советской власти и не надеялся, что это произойдет при моей жизни. Как видите, я ошибался.
И я сказал тогда матери, что от этого фильма веет фальшью. Ах, как возмутили ее мои слова! С каким убеждением она обвиняла меня в незнании жизни, в неуважении к их поколению, которое вынесло на своих плечах неимоверные трудности, мастерски показанные в этом эпическом произведении. Я пытался объяснить, что говорю о совершенно другом, но она была непреклонна и еще долго обиженно вспоминала мне этот случай.
В последнее время «Вечный зов» стали довольно часто повторять на различных каналах телевидения, и я снова задумался, в чем же фальшь этого великолепного фильма? Действительно, какие актеры! Какие правдивые характеры и отдельные сюжетные линии! С каким интересом смотрится это эпическое полотно! И все же с течением времени общее впечатление фальши не только не исчезает, но еще и усиливается. В чем же дело?
А дело, видимо, в том, что авторы фильма, правдиво показывая отдельные фрагменты того времени, тужатся привести все к общему знаменателю социалистического прогресса. Какой прогресс, когда именно в то время варварски растранжиривалась та светлая вера в торжество коммунизма, которая питала людей, победивших фашизм. Многие из них остались в земле сырой – как правило, погибают лучшие. Других сгноили в лагерях. Третьи сами пришли к убеждению, что не может быть демократии в стране, где свободой слова обладает один человек. Это - что касается эпохи Сталина.
А потом было просто догнивание. Мы еще по инерции осваивали Космос, строили БАМ, а ложь и лицемерие исподволь разъедали фундамент великой страны, ее людской потенциал, душу народа. Авторы «Вечного зова», видно, не заметили этого гниения, впрочем, как и многие другие. А сегодня мы видим - куда пришла страна. И фальшь, выпирающая из картины, очевидно, подчеркивает объективную гибельность построения общества на лжи и лицемерии.
Поймите, я никого не обвиняю. Возможно, такова судьба России. Всякая страна, как и человек, переживает рождение, зрелость, старость, смерть! Я не знаю, на каком этапе находимся мы сегодня. Но тотальная ложь, пронизывающая все сферы нашей жизни, рождает дурные предчувствия. И вы хотите, чтобы я участвовал в этом? Нет уж, увольте! Пусть это совершают чиновники, судьи, прокуроры, а вы воспевайте их деяния. Но без меня.
Анатолий Осипов