То там, то сям вспыхивают всё новые коррупционные разоблачения, и вещатели центрального телевидения неутомимо проливают бальзам на истомлённые несправедливостью сердца провинциальных обывателей.
Наконец-то за них взялись - злорадно думают многие из них, попивая на кухне чай с недорогим мармеладом или занюхивая рюмку самопальной водки корочкой бесконечно дорожающего хлеба.
Лёгкое беспокойство появилось и в среде коррупционеров мелкой и средней руки. Не то чтобы страх, но какими-то безвкусными вдруг показались отечественная икра и заморские яства, а великолепный дизайн родного жилища и езда на дорогой иномарке уже не так ласкали душу сознанием своей принадлежности к касте как бы избранных по имущественному признаку. А ну, как и мы попадём под мясорубку этой кампании!..
И лишь акулы коррупции, имеющие индульгенции на расхищение государственного имущества и природных богатств, нимало не потревожены. Они продолжают пребывать в состоянии приятной истомы и считают, что пока нет оснований для беспокойства.
В принципе, они правы. Причин для беспокойства действительно нет. Антикоррупционная кампания затронуть неприкасаемых не в состоянии, а система в этом деле не проглядывается. Во всяком случае, бывший министр обороны Сердюков не вызван даже на допрос – следователи не видят в этом то ли надобности, то ли оснований. Надо же! Его ближайшие подчинённые заподозрены в воровстве миллиардов государственных средств, а следователи не видят оснований для его допроса! Удивительное расследование, не правда ли? Но Сердюков относится к касте неприкасаемых, и потому даже его увольнение с поста министра считается уже вполне адекватным наказанием за проказы наложниц его гарема.
Правда, это как бы официальная точка зрения, внедряемая в умы граждан подвластными СМИ. Граждане, конечно, так не считают, но помалкивают, занятые распитием чая и водки. Так что Сердюков может быть спокоен. Даже если его и вызовут на допрос, неприятных вопросов, надо полагать, задавать не будут. А потом сделают вид, что поверили, будто он ни сном, ни духом не ведал о проказах сотрудников своего женского десанта в недрах Минобороны.
Впрочем, и сами главные фигурантки этого дела, если их и осудят, в накладе не останутся. Отсидев какой-то срок, они вернутся в общество состоятельными и уважаемыми гражданами. Ведь в худшем случае их наворованному благосостоянию угрожает только штраф, который затронет лишь вершину айсберга, подводная же его часть, конечно же, скрывается в оффшорах. Что-что, а уж это наши большие коррупционеры научились делать умело.
К тому же и этот вариант наказания маловероятен. Та же Васильева сможет во многом оправдать свои богатства своей законной зарплатой. Пять миллионов в месяц, не считая бонусов, это вам не МРОТ или пенсия работяги! Сердюков для своих фавориток не скупился. Правда, за счёт налогоплательщиков. То есть, за счёт нас с вами. Таковы у нас правила игры – министры имеют право содержать свой гарем за любые наши деньги. Бюджет в их полном распоряжении и не подконтролен никому. Поэтому, видимо, следователи и не пытаются задавать ему вопросы. Что толку!
Это - что касается антикоррупционной кампании. Она, собственно, никакого вреда коррупции, как системе, принести не может. Напротив, кампания в таком деле – что-то вроде учения. Коррупционеры после неё учтут свои ошибки и будут действовать более изощрённо и умело. Для того же, чтобы ввести борьбу с коррупцией в системное русло, у нас пока нет условий. И, прежде всего, законодательной базы.
Что имеется в виду? Конечно же, полная конфискация наворованного имущества как у самих коррупционеров, так у их родственников и близких. А для того, чтобы этот пункт закона стал работающим, необходимо ввести для коррупционеров презумпцию виновности. То есть, присоединиться к международной конвенции о незаконном и необоснованном обогащении. Этому как раз партия власти сопротивляется с наибольшим ожесточением.
Как же сломить это сопротивление? А никак, пока те, кто пьёт чай с мармеладом и водку с корочкой хлеба, молчат в тряпочку. Пора и вам, граждане, подать свой голос! Тогда что-то и изменится…
Анатолий Осипов