Нынешняя весна станет знаковой для свободненцев, кому дорога память о трагической истории страны, их родных и близких. Около двадцати лет ждали и добивались они этого события.
И вот теперь, будем надеяться, вопрос с установкой в Свободном памятника жертвам политических репрессий решен – конкурсной комиссией определены три лучших проекта. Впрочем, преждевременно утверждать, что в камне и металле будет воплощен проект, занявший первое место...
Судьба нашего города неразрывно связана с карательной политикой государства в отношении собственных граждан. 13 апреля 1932 года вышло постановление СНК СССР «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги». Это связано с опасением, что Дальний Восток будет отрезан в случае захвата хотя бы одной из станций Транссиба японцами, оккупировавшими соседнюю Манчжурию. Но рабочих рук не хватало, и в октябре новым постановлением СНК стройку по проверенной на Беломорканале традиции передали ОГПУ. Управление Байкало-Амурского исправительно-трудового лагеря разместили в Свободном, по ул. 40 лет Октября,86 (в те годы – ул. Молотова). Это одно из самых зловещих зданий эпохи массовых репрессий в нашем городе. За солидным фасадом не виден внутренний двор с массивными воротами, которые давно не закрываются. Именно сюда въезжали черные «воронки» с арестованными и начиналось их хождение по мукам. В этом здании был и спецлагсуд, где рассматривали дела уже отбывающих срок, зачастую меняя статью на расстрельную. Два этажа управления Бамлага достроили заключенные, как и многие другие объекты – жилье, школы, стадионы, учреждения, заводы, здание вокзала Свободный, железнодорожные пути.
Объем работ был огромен, и заполнение лагерей шло полным ходом – к 1 января 1938 года в Бамлаге насчитывалось 200907 заключенных (по данным сайта memo.ru). При этом параллельно «исправлению» принудительным трудом в окрестностях города шли расстрелы приговоренных к высшей мере. В западных СМИ того времени Свободный назывался в числе мест массовых казней в СССР.
Через бамлаговские лагпункты и тюрьмы (одна была по Подгорной, другая – пересылка – за линией) прошло 886 тысяч человек, около 150 тысяч умерли в неволе или расстреляны. Среди репрессированных было и множество жителей города и района. Некоторые села буквально обезлюдели после сплошных арестов. Чекисты не раз массово уничтожали железнодорожников, всегда считавшихся ответственными и дисциплинированными. В городском музее на стенде есть несколько их фотографий, сделанных в кабинетах следователей – здесь и диспетчер службы движения, плановик, начальник группы зарплаты, старший инженер, замначальника Амурской железной дороги… Впрочем, досталось всем – рабочим, сельчанам, интеллигенции, военным, коммунистам и беспартийным, верующим и атеистам разных национальностей… К сожалению, сведения о том времени в нашем городе разрозненны и очень скудны в сравнении с масштабом трагедии.
В советское время по понятным причинам памятников жертвам политических репрессий не устанавливали. Во всех населенных пунктах есть обелиски в честь погибших на фронте. Погибшим в лагерях, расстрелянным «своими» - почти нет. Хотя их несравнимо больше! И в наше время тема массовых репрессий 20-50-х годов в официальных СМИ звучит нечасто. Ведь страна снова в ситуации правового беспредела, на грани роковой черты. Но власть предержащим хочется, чтобы все казалось светлее и чище, чем есть на самом деле, даже страшные страницы прошлого. Однако люди не хотят забывать. Одним из первых стал памятник по проекту знаменитого скульптора Эрнста Неизвестного, установленный на Колыме, в Магаданской области.
В нашем городе этот вопрос решался долго и трудно. Несколько раз начинался сбор средств, заседали комиссии по определению подходящего проекта и места для памятника. Предлагалось разместить его возле бывшего здания Бамлага, либо в сквере неподалеку, напротив стадиона «Локомотив», также построенного заключенными. Затем приняли решение установить памятник на территории привокзального сквера, для чего его полностью вырубили. Семь лет стоит здесь закладной камень посреди неприглядного пейзажа, будто перенесенного из 50-х годов. Ассоциация жертв политических репрессий, члены которой, в основном, и приходят сюда в Дни памяти, 13 апреля и 30 октября, год от года редеет. Родственники репрессированных, люди почтенного возраста, с горечью отмечали на траурных митингах, что памятника им, похоже, не увидеть.
Но теперь надежда стала вполне реальной. Правда, для этого потребовались обращения к губернатору области, и О.Н. Кожемяко взял под свой контроль увековечивание памяти безвинно пострадавших. По его поручению правительство области объявило конкурс с солидным призовым фондом. Для участия в нем представлен 21 проект - не только местных авторов, но и скульпторов из Москвы, сибирских и дальневосточных городов. Возможность оценить их была не только у конкурсной комиссии: в течение месяца они были выставлены в городском музее и желающие могли оставить свой отклик в специальной тетради. Голосование шло и на сайте муниципальной газеты «Зейские огни».
28 марта комиссия во главе с заместителем губернатора Валерием Палатовым вынесла свой «вердикт» по представленным проектам. Прежде чем приступить к голосованию, каждый поделился своими соображениями, хотя не все назвали конкретные проекты, за которые намерены голосовать. Внимание членов комиссии, судя по обсуждению, привлекли всего 5-6 проектов.
Народный художник А. Тихомиров отметил три проекта, любой из которых будет смотреться достойно. Два из них, как выяснилось после подведения итогов, заняли первое и третье место. Еще один из отмеченных Александром Евгеньевичем в число лучших не попал, хотя именно он наиболее реалистичен: на фоне стены с контурами лагеря и вышек – группа заключенных. Именно его, как самый сильный проект, отражающий суть эпохи, выделил Леонид Матвеевич Журавлев, руководитель областной Ассоциации жертв политических репрессий, автор многотомной книги памяти. Этот же проект поддержан Свободненской АЖПР, по словам зампредседателя Александра Анатольевича Руденко. Первоначально, пока выше названный проект не поступил на конкурс, члены Ассоциации отдали предпочтение, хотя и не без споров, композиции из четырех фигур на постаменте. На поднятой над головами кирке – колокол.
Однозначного ощущения, что памятник символизирует эпоху массовых репрессий, нет. Заметна и некая ассоциация с «Рабочим и колхозницей».
При обсуждении было заметно два противоположных подхода к идее увековечивания памяти: реалистичный, и так называемый «светлый», причем последний доминировал. Первым озвучил его глава города Р. Каминский. Он однозначно высказался за абстракцию при выборе проекта, отдав предпочтение стеле с венком из голубей. По его мнению, памятник с лагерными вышками и фигурами зэков уместен разве что на братской могиле или на месте крематория.
Попросившая слова редактор «Зейских огней» Е. Короткова сообщила - в голосовании на сайте газеты этот проект получил большее число голосов; за стелу высказался и председатель городского Совета В. Крук.
Подобные мнения звучали еще не раз: память должна быть светлой, сквозь скорбь должна проглядывать надежда. Ведь, как заметил А. Тихомиров, город и так грустный. По этой причине проект, символизирующий страну-лагерь, показался сторонникам «светлой идеи» слишком удручающим.
Другие, напротив, концепцию стелы не приемлют. Леонид Журавлев считает, что воплощение такой трагической темы должно быть реалистичным. Представитель Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ Амурской области Сергей Кривоносов напомнил: подобные обелиски стоят во всех городах страны, и, что называется, замылили глаза. Людям не будет понятно, чему памятник посвящен. Это подтвердил и заместитель министра культуры Амурской области Виталий Ребизант – две трети памятников в области в форме стелы или пирамиды.
Журналист Е. Паршин высказался за композицию с мемориальными плитами и часовней Новомучеников.
Пока члены комиссии проставляли баллы, горячая дискуссия с участием всех присутствующих продолжилась. Министр культуры области Алексей Самарин, к примеру, считает, что рисовать светлыми красками такой страшный период истории неверно.
Итоги голосования оказались несколько неожиданными: два первых места, а с ними и вознаграждение в 200 и 100 тысяч рублей, получили проекты омского скульптора Сергея Голованцева. Лучшим признан проект из четырех фигур под киркой с колоколом, второй результат у стелы с голубями. Третье место у благовещенца Николая Карнабеды – с композицией «Ангел скорби».
Однако последней точкой в многолетней эпопее итоги конкурса не станут. И совсем не факт, что в ближайшем будущем на месте закладного камня будет установлен памятник по проекту, получившему первое место. Какой из трех проектов-победителей воплощать, по условиям конкурса будет решать администрация города. Не исключено, что им окажется «светлая абстракция» в виде стелы с голубями за колючей проволокой.
Ирина Шулейко