Быть или не быть памятнику жертвам сталинских репрессий в нашем городе? Более 20 лет власть чешет тыковку, пытаясь элегантно уйти от этого вопроса. И уходит ведь!
Чем это объяснить?
Должна сразу предупредить читателей, что всё нижеизложенное – моё личное мнение. Так вот, согласно этому мнению, свободненскую ассоциацию жертв политических репрессий просто водят за нос, причём отнюдь не элегантно и совсем даже не хитроумно. А потому удивления достойно – как ещё народ не раскусил все эти хитрости?
Год назад был проведён конкурс на строительство памятника. Выбран проект памятника стоимостью в 12 миллионов рублей. Власть оговорила сразу – все 12 миллионов должны собрать жители города из своих личных средств. Такое решение власти после того, как зам главы по социальным вопросам Наталья Ивановна Грушко не менее трёх раз едва ли не клятвенно пообещала, что памятнику жертвам репрессий в Свободном быть - опять же, по моему мнению, лицемерно и отвратительно. Но это моё личное мнение. И не эта лицемерная оговорка власти – суть вопроса.
* * *
Позвольте спросить вас, господа пострадавшие от репрессий – почему вы остановили свой выбор именно на этом проекте? Для чего вам нужны все эти аллегорические фигуры, которые совершенно ничего не скажут непосвящённому человеку? Почему вы не хотите поставить строгую стелу с мемориальной доской, или как там она называется, на которой будет написано примерно следующее: «В 1932-1953г.г. город Свободный – центр БАМЛага. Помните – в течение 20 лет это был город-лагерь, через который прошли сотни тысяч ни в чём не повинных людей, десятки тысяч человек были расстреляны, погибли от голода и болезней. Помните!».
Пойдёт любой вариант текста, который не должен быть слишком большим – на памятнике это неуместно.
Такая стела обошлась бы в 1,5-2 миллиона рублей и могла быть возведена уже в ближайшее время. И вполне можно было бы привлечь городскую Власть к тому, чтобы внести свою лепту в этот памятник – всё лучше, чем развалюхи покупать за бешеные деньги непонятно для каких целей.
* * *
Очень интересна позиция чиновников горадминистрации. Вместо того чтобы объяснить членам ассоциации всю неразумность дорогостоящего проекта, они организуют конкурсы, активно участвуют в выборе макета, обсуждают, каким должен быть памятник…
Городская Власть, вы прекрасно знали и знаете, что денег на эти цели вы не дадите. Так для чего вы всё это организуете? Зачем поддерживаете в людях желание принять участие в столь амбициозных дорогостоящих проектах? Почему о том, как идёт в городе сбор средств на строительство памятника, даёт информацию опять же чиновница - начальник отдела культуры администрации Дина Корчигина? Какое отношение она имеет к сбору народных средств, если городская управа отказалась финансировать этот проект? Что за очковтирательство?
Господа члены ассоциации, позвольте заметить, что не аллегорические фигуры будут олицетворять собой память о замученных, а цветы, принесённые народом. И не только в День памяти жертв политических репрессий – в любой день, когда позовёт сердце.
* * *
И напоследок приведу пример. Вблизи польского города Освенцим располагался один из самых страшных гитлеровских лагерей смерти. Вернее, это был целый комплекс лагерей Аушвиц-Биркенау. После войны поляки не стали строить дорогостоящий памятник-мемориал погибшим в Аушвице и его «придатках» Они сделали куда умнее – оставили лагерь, как он есть. Колючая проволока, трубы крематория, бараки, на стенах которых развешаны фотографии (фашисты любили фотографировать) замученных и сожжённых в крематории мужчин, женщин, детей… На мемориальной доске написано: «Да будет на века криком отчаяния и предостережением для человечества это место…».
Здесь всегда много посетителей. Люди выходят с территории лагеря со слезами на глазах, с болью в сердце и пониманием, твёрдой верой в то, что такое не должно повториться.
Мы же стыдливо разрушили свободненские бараки, сняли колючку… Безымянные кости лежат на сопках под безымянными камнями. И уже идут разговоры некоторых деятелей о том, что всё это было не так уж и страшно… Что в лагерях сидели одни уголовники, и было их не так уж и много…
Стирается людская память. И пока мы будем собирать 12 миллионов рублей, не сотрётся ли она совсем?
Мария Леонова
львенок # 21 марта 2013 в 19:55 +1 |
Славянин # 27 марта 2013 в 15:23 0 |