Александр Михайлович Фёдоров — один из активных корреспондентов нашей газеты, — известен читателям и как организатор и участник протестных действий против произвола нынешней власти.
В разные годы длительное время работал заведующим промышленно-транспортным отделом горкома КПСС, первым заместителем председателя горисполкома, заместителем председателя городского Совета народных депутатов третьего созыва. Сегодня Александр Михайлович поделился с нами своими взглядами и выводами по вопросам, связанным с принятием ряда основополагающих документов развития города Свободного.
-1-
Как всегда, администрация города позаботилась о нас, жителях Свободного, и назначила очередные публичные слушания по одному из важнейших вопросов, отнесённых к ведению местного самоуправления, на 14 часов местного времени 29 марта нынешнего года.
Постановление главы администрации города № 286 от 21.02.2013г. « О назначении публичных слушаний по проекту внесения изменений в генеральный план города Свободный (корректировка)» опубликовано в газете «Зейские огни» 1 марта, то бишь, в пятничном номере, тираж которого значительно меньше, чем в среду. Другие СМИ, по-моему, никакой реакции по этому поводу не проявили.
Побывав на этом мероприятии, я понял почему. Ни одного параметра генерального плана города в положительной динамике нет. Жизнь нескольких поколений свободненцев — истинных патриотов города, которые немало сил и энергии приложили для того, чтобы Свободный рос и развивался, а жизнь каждого свободненца была комфортной, пошла, что называется, «коту под хвост».
Думаю, что ныне здравствующие не перенесли бы такого разочарования. Манна небесная в любые времена не сыпалась с неба. Но все те, кто хотел видеть наш город на самом деле процветающим, удачно использовали его выгодное географическое положение, наличие поблизости месторождений полезных ископаемых и плодородных земель. Поэтому не случайно здесь располагалось управление Амурской железной дороги, объединение «Амурзолото», крупнейший на Дальнем Востоке завод автопрома и другие предприятия, продукция которых пользовалась спросом не только у нас в стране, но и за рубежом. В соответствии с директивными документами тех лет, ожидалось строительство металлургического комбината и ряда других объектов, а численность населения города должна была возрасти до 130 тыс чел. Всё это предусматривал генеральный план города, разработанный институтом «ЛенГИПРОгор» в 1989 году на двадцатилетний период. И я, как один из тех, кто занимался организацией его разработки и реализацией, уверен, что так оно и было бы.
-2-
Наш город был вторым по численности населения и по объёму выпускаемой продукции в области, и входил в десятку крупнейших городов Дальнего Востока. Это подтверждают статистические данные по объёмам освоения капитальных вложений, строительству жилья, объектов культурно-бытового назначения и другим показателям. Но известные события помешали этому. Поэтому понятна причина внесения изменений в разработанный ранее план. Но необъяснимо многое другое.
Авторы корректировки — специалисты института «Хабаровскгражданпроект» отмечают, что темпы убыли населения в городе Свободном за последние 20 лет почти в 1,5 раза больше, чем в среднем по Амурской области. Более того, объективных данных для роста города на последующее двадцатилетие нет. В городе не предусматривается строительство сколь-нибудь значимых объектов, а значит, и существенного увеличения рабочих мест. Даже те, которые были предусмотрены строительством в прежнем генеральном плане, чудесным образом перекочевали в соседние города. Например, строительство железной дороги на Николаевск на Амуре предусматривалось начать из Свободного, теперь — из Шимановска. Когда отводили земли под строительство нефтепровода, в городе планировалось создать инфраструктуру для его обслуживания. Сковородино и Белогорск получили выгоды от этой федеральной стройки, свободненцы — опять ничего. Чиновники всех уровней, начиная от федеральных и кончая местными, на встречах с населением, особенно накануне каких-либо выборов, обнадёживали нас, что со строительством космодрома экономика города заметно оживится: получат заказы предприятия стройиндустрии, будет развиваться инфраструктура. Свободненский аэропорт реконструируют под приём больших самолётов, штаб стройки будет у нас. Но наши соседи шимановцы опять оказались проворней. На публичных слушаниях я задал разработчикам генерального плана города вопрос - почему так случилось? Ответ прозвучал примерно так: местным властям нужно было немного посуетиться — федеральный центр потерял интерес к городу Свободному и не считает его перспективным!
-3-
Но ведь суетились же! Судя по местной прессе, глава города не вылезал из командировок, решал, не покладая рук, актуальнейшие вопросы жизнедеятельности города. Правда, о том, что он конкретно решал, было почти неизвестно. Но некоторая информация из иных СМИ всё-таки проникала. Как-то, переключая телеканалы, на РЕН ТВ я увидел знакомый образ. Это Роберт Валентинович в районе старого Арбата Москвы, где художники подрабатывают на жизнь написанием портретов всем желающим, отвечал на вопросы корреспондента канала. Он с таким увлечением и знанием дела рассуждал о… женских прелестях!
Надо отдать должное — глава города лично прилагает ощутимые усилия для увеличения численности населения города. Но ведь в одиночку и только такими методами с этой проблемой не справиться. И здесь, без шуток, необходимы общие усилия, как органов местного самоуправления, так и населения в целом. При существующей системе планирования, привязанной к численности населения, получить дотационному городу необходимые ассигнования на городские нужды невозможно. Поэтому Свободный уверенно преобразуется в посёлок городского типа. Или, как было сказано на публичных слушаниях, в большую деревню. Поэтому, когда наши руководители, рапортуя о достижениях, говорят о том, что город в полном объёме обеспечен местами в детских садах, наполняемость школ в пределах нормы, и других благ вполне достаточно, они не лгут. Более того, у нас всего этого будет в излишке. Но не потому, что создаём новые объекты, а потому, что в связи с сокращением численности населения потребность в них снижается. Один из принципов нынешнего руководства городом: «Нет человека — нет проблем», активно реализуется. Только от этого дороги, благоустройство, коммунальные и другие услуги, культура, здравоохранение и всё прочее, определяющее уровень цивилизации, не станут лучше.
-4-
К сожалению, свободненцев уже не удивляет ни ложь, ни желание власти и подконтрольной ей прессы выдать чёрное за белое, которые создаются вокруг каждого вопроса. В частности, на публичных слушаниях мной был задан вопрос первому заму главы Поповичу А.С.: «Каков формат данного мероприятия, и должны ли его участники принять какое-либо решение?». Попович ответил, что цель публичных мероприятий — выслушать замечания и предложения по представленным документам. Но таких документов не поступило, поэтому продолжать обсуждение генерального плана города не имеет смысла.
Не было признано целесообразным моё предложение о переносе публичных слушаний на более поздний срок, в связи с тем, что возможности для ознакомления с материалами у подавляющего большинства населения города не было. А теперь представьте мои эмоции, когда в газете «Зейские огни» я прочитал, что участники публичных слушаний одобрили представленный генеральный план города! Депутаты тоже не стали тянуть кота за хвост. На сессии городского Совета народных депутатов 4 марта этого года в повестку дня был внесён этот вопрос практически единогласно (одна Озерова против), и наши избранники проголосовали за генеральный план города.
-5-
Принятие этого решения — не исключение из правил. Это — сложившийся стиль работы городского Совета нынешнего созыва. С такой же поспешностью и решимостью были приняты чуть ранее поправки в Устав города по сокращению численности депутатов представительного органа следующего созыва и лишению самостоятельности ревизионной комиссии, а также ряд других. А мы, простые граждане этого города, автоматически стали заложниками этих поспешных решений.
Я что-то не припомню, чтобы кто-то из действующих депутатов обещал своим избирателям превратить вполне благополучный город в деревню. И те, кто вывешивает лозунги «Мой любимый город», тоже этого вслух не говорили. Но странная какая-то у них любовь. И невольно всплывают извечные русские вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?»
(продолжение следует)