Кто из нас не пользуется косметическими средствами?
В каждой квартире, в каждом доме можно увидеть изящные флакончики, баночки и тюбики с шампунями и кремами, помадой и лосьонами – да мало ли чего придумано, чтобы мы (не только женщины, но и мужчины), выглядели более ухоженными и привлекательными.
Но каждый раз, когда твоя рука потянется за очередной привлекательной упаковкой на стенде, остановись и подумай – не пользуешься ли ты косметикой компаний, которым можно дать общее название «ООО «Живодёр».
Компаний, где миллионы животных подвергаются так называемым тестам «на безопасность продуктов».
«Лагеря смерти» XXI века
Конечно, читатель может сказать: «Какие ещё косметические тесты на животных? Не смешите: неужели морским свинкам красят ресницы, а кроликам наносят губную помаду?». На самом же деле это совсем не смешно, и даже не грустно – правда о тестировании животных ужасна и способна повергнуть в шок даже достаточно хладнокровного человека. Миллионы зверьков гибнут в лабораториях косметических фирм. Вот что представляет собой промышленный тест Драйза для косметических средств: кроликам наносят испытываемое вещество на глаз, фиксируют голову специальным воротником и ожидают в течение 21 дня. Животное даже не может потереть лапой глаз, который разъедает нанесённый препарат. Другой известный промышленный тест для определения токсичности «ЛД 50» (расшифровка проста и цинична: летальная доза – 50) состоит в том, что группе животных вводится возрастающая доза испытуемого вещества и задача экспериментатора – определить дозу, которая за установленное время убивает 50 процентов животных. Обычно вещество вводится в организм животного с помощью трубки, вставленной через пищевод в желудок. Для опытов используют крыс и кроликов, морских свинок, кошек и собак. Посмотрите на вашего Барсика, Мурку, или любимицу ваших малышей морскую свинку – хотели бы вы, чтобы с ними сотворили такое?
Есть ли альтернатива?
Но, может быть, эта жестокость оправданна, и альтернативы лабораторным тестированиям животных нет?
Отнюдь. Учёные научились выращивать компьютерную модель - клеточную культуру, на которой тестируют косметику. Кроме того, распространена практика привлечения к исследованиям добровольцев - мужчин и женщин разных возрастов, с которыми подписывают договор. Все опыты проводятся под наблюдением врачей и за солидное вознаграждение. И, конечно же, методики работы с добровольцами имеют «человеческое» лицо - их не привязывают и не мучают, как бедных животных. К ним не применяют тест Драйза и ЛД-50.
Так кто же они, эти «естествоиспытатели-живодёры»? Может быть, это какие-то малоизвестные фирмы, не пользующиеся в России популярностью?
К сожалению, внимательно просмотрев чёрный список организации «Люди за этичное отношение к животным» (РЕТА), и Центра защиты прав животных «ВИТА», я поняла, что мне придётся полностью сменить набор косметических средств: от шампуня и кремов до любимых, теперь уже в прошедшем времени, духов «Lacoste».
Кто они?
Выяснилось, что самые жестокие опыты по испытанию косметики, парфюмерии и бытовой химии проводит Procter & Gamble – любимая компания российских домохозяек. В лабораториях этой компании ежегодно мучительно погибают 50 тысяч подопытных животных. Среди других печально известных жестокостью по отношению к животным компаний – Johnson & Johnson и Unilever. Под натиском многолетних протестов защитников животных (в свое время Пол Маккартни в знак протеста вернул товары Gillette) компания Gillette в 1999 г. объявила мораторий на тестирование конечной продукции. Однако сегодня эта компания принадлежит Procter & Gamble и по-прежнему входит в чёрный список РЕТА.
Итак, в чёрном списке - не сходящая с экранов наших телевизоров продукция компании Procter & Gamble (Max Factor, Olay, Old Spice, Head & Shoulders, Herbal Essences, Pantene, Shamptu, Wash & Go; Camay, Safeguard; Blend-a-med, Blendax, Oral-B; Always, Alldays,Tampax; Mr. Clean, Mr. Proper, Wella, Mexx, Venus, бытовая техника Braun, Ace, Comet, Lenor, Ariel, Teid, Fairy, Domestos, Миф, Pampers и др.).
Unilever (Dove, Sunsilk, Rexona, Timotei, CIF, Axe, Pepsodent, Омо, Lux (мыло).
Colgate-Palmolive Co. (Palmolive, Mennen, Protex, Lady Speed Stick, Mennen Speed Stick, Ajax, Colgate).
Johnson & Johnson (Clean&Clear, Johnson’s Baby, Reach, Оbi, Carefree).
Gillette Company (Gillette, Braun, Duracell).
L’Oreal (Giorgio Armani, L'Oreal Paris, Garnier, Lancome, Maybelline, Vichy), Henkel и Schwarzkopf .
К сожалению, чёрный список намного больше – просто я привела наиболее популярные бренды. Попал в этот список и российский концерн «Калина» (Чёрный жемчуг, Чистая Линия, Сто рецептов красоты, Бархатные ручки), «Русское поле», «Рецепты Бабушки Агафьи», «Невская косметика».
В чёрном списке и фирма Nestle, поэтому от кофе Nescafe и другой продукции этой фирмы я избавлюсь без всякого сожаления. Не забудем также о «Пепси кола» и «Кока кола».
Есть и фирмы-«хитрованы» - так, Mary Kay и Avon объявили, что не тестируют на животных. Но в 2012 году были исключены из списка этичной косметики в связи с тайным переходом к жестоким опытам.
Без чувства вины
Наверно, вы обратили внимание, что в чёрном списке - косметические компании, наиболее широко представленные на наших прилавках. И возникает поистине панический вопрос: а чем тогда пользоваться? И есть ли альтернатива неэтичным фирмам?
К сожалению, на нашем российском рынке преобладает продукция компаний, пользующихся дурной славой у покупателей Европы и США. Однако они нашли обширный рынок сбыта в странах, где на эти «вещи» смотрят проще – России и Китае. Навязчивая реклама, неинформированный покупатель (сама совершенно случайно нашла эту информацию), отсутствие препон по части этичности – и успех обеспечен!
И всё же есть фирмы, продукцией которых можно пользоваться без гнетущего чувства вины перед замученными зверьками: Freeman, Nature's Gate, Body shop, Montagne Jeunesse. Из других известных компаний, не тестирующих продукцию на животных: Lush, Oriflame, Lumene, Antonio Banderas, Apivita, Bourjois, Cutrin, D'oliva, Darphin, Doctor Nature, Dzintars, Eveline, Nina Ricci, Pupa. Е (торговая марка фирмы Cussons: бытовая химия, стиральный порошок «Е» и кондиционер для белья «Е», жидкость для мытья посуды «Е», мыло Люксия; моющее средство Morning Fresh). Отрадно, что и некоторые российские фирмы выпускают этичную косметику: Green Mama, Natura Siberica, Бабушкина аптека, Красная линия, Особая серия, Царство ароматов, ФТИ Косметикс.
Конечно же, это не полный список – если вы хотите знать больше, предлагаю вашему вниманию страничку сайта ladiesproject.ru со ссылкой etichnye-brendy-kompanii-ne-testiruyushchie-svoyu-produktsiyu-na-zhivotnykh
На этом сайте не только постоянно обновляющийся чёрный и белый списки – его пользователи сами активно включаются в расследование.
Под знаком кролика
В России, Белоруссии и Казахстане методы in vitro (без участия животных) были приняты в середине 2011 года. Однако устаревшие способы тестирования с участием животных пока не отменены.
В странах ЕС запрещено тестирование на животных косметической продукции, а также продажа такой продукции с марта 2013 года. Что не мешает компаниям, включённым в чёрный список, проводить тестирование на животных в России и Китае (вот уж два полигона смерти!). Аналогичные запреты введены также в Индии и Израиле.
Фирмы, продукция которых не тестируется на животных, ставят на своей продукции значок «Not tested on animals» (Не тестировано на животных), «Animal friendly». Товары этих фирм также могут быть обозначены знаками: кролик в круге или ладонь, накрывающая кролика. Впрочем, есть этичные фирмы, не ставящие на своей продукции значок, например, Natura Siberica. Но бывает и наоборот. Так, компания Faberlic, ставящая кролика на своей продукции, согласно информации с сайта ladiesproject.ru причастна к тестированию на животных. И если причастна, то ставить знак кролика - просто бессовестно!
Скажите «нет» жестокости
В России лишь недавно стала появляться информация о тестах на животных и современных альтернативах, и российский потребитель мало знаком с таким критерием при выборе косметических товаров, как «этичность». Что и даёт возможность неэтичным компаниям, бойкотируемым в других странах, доминировать на российском рынке.
Смотрите сами:
2002 год - Англия стала первой страной в мире, запретившей опыты на животных ради проверки безопасности косметики.
2009 год - косметические тесты на животных запрещаются в Европейском Союзе
2013 год - 11 марта Совет Европы запретил продажу косметики, тестируемой на животных
Россия и Китай продолжают испытывать косметику на животных, принося их в жертву жестокой и бесполезной практике.
Если вы не хотите быть причиной мучительной смерти миллионов зверюшек, выбирайте только те фирмы, которые не испытывают свою продукцию на животных. Тем самым вы говорите «да» современным, гуманным и более надёжным опытам и одновременно наносите справедливый удар по жестоким компаниям в наиболее ранимое их место - банковский счёт.
Конечно, кто-то скажет, что тестирование на животных более надёжно – и даже лекарственные препараты на них тестируют. Но разве организм человека и организм животного идентичны? Разве наша кожа имеет ту же структуру, те же свойства, что и кожа кролика? Не зря ведь, по последним данным, 92 из 100 лекарств, которые прошли тестирование на животных, не выдержали клинических испытаний на людях. Так к чему эта тупая и бессмысленная жестокость? Неужели для удовлетворения садистских наклонностей?
Не стесняйтесь спрашивать!
Выбирая этичную косметику, не стесняйтесь спрашивать продавцов, менеджеров и руководство магазинов - спрос определяет предложение! Но будьте внимательны и не дайте себя обмануть – в одном из наших «фирменных» магазинов девушка-консультант пыталась меня убедить, что Мейбеллин – этичная фирма! Производители и люди, занимающиеся торговлей, всегда хотят знать, почему их продукция не пользуется спросом и что именно хотят покупатели. Страх потерять доход заставит любую фирму внести изменения.
Ведь общество делится на две категории - покупатели и продавцы. И выбор практически всегда осуществляется первыми, а не вторыми.
Но в реальной жизни всё не так просто. Не думаю, что все, прочитавшие эту статью, станут покупать продукцию только этичных фирм. Однако если даже 5-10 процентов наших читателей пройдут мимо стенда с зубными пастами «Colgate» или шампуня «Pantene», значит, эта статья написана не напрасно.
И может, это ничего не изменит в политике компании Colgate-Palmolive или Procter & Gamble, но, возможно, что-то изменит в нас... И если нас будет не сто человек, а сто тысяч, компаниям придётся менять политику.
Ждём письменных отзывов наших читателей на эту статью, присланных на адрес редакции. Также присоединяйтесь к обсуждению статьи на сайте газеты svob-gazeta.ru
Мария Леонова
Лаврентий Палыч # 19 июля 2013 в 09:54 0 | ||
|
Редакция газеты СГ+ # 19 июля 2013 в 13:28 0 | ||
|
Алексей Дыма (Вахтённый) # 19 июля 2013 в 14:29 0 |