Будни деградации: современные школьники не понимают стихотворений Пушкина
На сайте нашей газеты www.svob-gazeta.ru пользователь под ником Пиночет разместил в своём блоге статью под столь ужасным (не побоюсь этого слова) заголовком.
Приводим её вниманию наших читателей:
«Задали моему сыну-второкласснику выучить отрывок из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Осень». Сегодня задали — а завтра уже отвечать. Ну что, говорю, восемь строк всего, быстро выучим.
Но с «Осенью» всё сразу пошло не так. Пришлось мне почти каждое слово, написанное великим поэтом, объяснять сыну. «Очей очарованье» — тяжеловато, но объяснила. Поэт любовался осенью, её яркими красками. Потом мы споткнулись об «увяданье». Помучились, но всё же выучили и вторую, и третью строчку. Даже четвёртую одолели, хотя «багрец» тоже долго не поддавался пониманию.
Я удивилась: Пушкина мы читаем, слова эти не самые «страшные», это ведь не «Песнь о вещем Олеге». И что здесь такого невероятного? Вот говорю, Дима, пол-Ламанша мы переплыли. Давай доплывём до финиша. Осталась вторая строфа.
Но второе четверостишье оказалось более сложным. «В сенях», «мглой волнистою» и «отдалённые седой зимы угрозы» не запоминались. Сын начинал сначала, запинался, потом ругал школу, учебник, Пушкина. В итоге легли спать на два часа позже обычного. Спали тревожно.
На следующий день вернулся из школы с «пятёркой». Взахлёб рассказывал про то, что пятёрок мало, много троек и двоек. Некоторые дети вообще это стихотворение выучить не смогли. Вечером было родительское собрание — плановое, в начале учебного года. Обычно во время него родительский комитет со всех деньги собирает.
Но собрание почти полностью было посвящено «Осени». Родители кричали: «Как можно такое детям задавать! Это же нереально выучить! Да ещё всего лишь за один вечер!» Крики дополнялись подробными рассказами о том, как дети плакали, не спали ночь, учили, но так и не смогли разделить с Пушкиным очарованье болдинской осенью.
Интересно, что проблема с Пушкиным возникла не только в нашем втором «А». Пока я сидела на собрании, погуглила «тренд». И правда, вот и в блогах то же самое пишут — дети не могут запомнить «Осень», потому что им слова непонятны. А ведь дальше по школьной программе — стихотворения Фета, Тютчева, Есенина…
Учительница как могла, объясняла родителям, что в стихотворении ничего сложного нет. Что все слова можно объяснить, что они есть в словарике в конце учебника. А то, что дети не понимают и не запоминают — так это не Пушкин виноват. И не департамент образования, и не школа. Родители продолжали возмущаться. Даже забыли о том, что сами когда-то эту же «Осень» учили и у доски на оценку рассказывали.
«Дети не могут словами выразить своих чувств, ощущений. Это же страшно! — говорила учительница. — Вот в четвёртом классе разбирали предложение «пастух трубит в рожок». У детей спросили: «Знаете, что такое рожок?». Ученики молчали. Вдруг кто-то вспомнил, что это такое мороженое. Ещё один ребёнок сказал, что слышал это слово, «когда по телику шла реклама какого-то твоРОЖКА». И всё».
Возможно, ещё через полста лет в стихотворении Пушкина понятными останутся только предлоги. А пока ещё можно любоваться осенним лесом и декламировать: «Унылая пора!»
Такая вот статья. Неужели действительно мы настолько деградировали, что наши дети и внуки уже не понимают стихов великих русских поэтов? Ведь Пушкин и Россия неотделимы друг от друга. Стихи Александра Сергеевича о природе льются как музыка, завораживают звучанием строф. Так кто же виноват, что дети их не понимают?
На мой взгляд, прежде всего – родители. Да, по телевизору сейчас засилье «лунтиков», «смурфиков», «смешариков»… Какое уж там «очей очарованье» — сплошной примитивизм. Но неужели их нечем заменить? Почему бы не посмотреть вместе с ребёнком хорошую старую сказку или просто взять книгу и прочитать её малышу. Есть сколько угодно прекрасных волшебных сказок: русские, английские, французские, норвежские… Прекрасные принцессы и злые великаны, тролли и гномы, эльфы и феи…
И когда героем, образцом для подражания является для ребёнка не мушкетёр или храбрый витязь, а человек-паук – мне от души жаль такого малыша. Убог внутренний мир, выпестованный на низкопробных историях!
Родители, не бойтесь старых сказок и «непонятных» стихов Пушкина – бойтесь умственной деградации и душевной ущербности.
Начните с себя. Во многих семьях напрочь отсутствует культура речи. «Классно»! – говорят молодые родители. Скажите «очаровательно»: «Дорогая, ты очаровательна!».
Не спорю, быть «классной» проще, чем очаровательной, но потрудиться стоит.
И ребёнок с детства будет понимать значение этого слова.
А что такое «очи», вы уж ему как-нибудь объясните.
Стоит только захотеть!
Мария Леонова
"СВОБОДНЫЕ НОВОСТИ: АМУР" ВКонтакте с Вами!
Спешите увидеть, оценить и непременно прокомментировать !
В будущем, вероятен вариант распространения "СГ+" и по другим соц. сетям!
администратор сайта «СГ+»
Вахтённый (Vahteny)
Levushka # 24 октября 2013 в 09:16 +2 |
Лаврентий Палыч # 24 октября 2013 в 09:35 0 | ||
|
alexxxxxs # 24 октября 2013 в 10:13 +1 |
Лаврентий Палыч # 24 октября 2013 в 11:38 +3 |
Алексей Дыма (Вахтённый) # 24 октября 2013 в 10:18 +1 | ||
|
Редакция газеты СГ+ # 24 октября 2013 в 11:11 +2 | ||
|