Мистификация в духе Козьмы Пруткова и Клары Гасуль
Н.И. Попов (книга "Наш город"):
Цитата
Этот лагерь известен тем, что в нём родился поэт, автор 100 сонетов, Гийом дю Вентре. Из биографии поэта:
Молодой гасконский дворянин Гийом дю Вентре приехал в Париж. Он не разбогател и не сделал карьеры, однако с ним считались: он мог опасно ранить злой эпиграммой, а потом и добить ударом шпаги.
Возможно, вот этот сонет под названием «Картель» был послан обидчику в качестве вызова на дуэль:
Моя картель – не клякса на бумаге:
Пустить Вам кварту крови квартой шпаги
Поклялся тот, кто Вами оскорблён...
(Слово «кварта» имело во Франции второй смысл – фехтовальный прием, выпад.)
Блестящий кавалер и поэт, Гийом был замечен при дворе, его ценил принц Генрих Наваррский, с ним дружил и соперничал знаменитый поэт Агриппа д’Обинье. Вино, дружба, дела чести и легкие амурные похождения – таковы темы поэзии дю Вентре этого периода. Но немалая часть сонетов обращена к «маркизе Л.», реальный адресат этих посланий не установлен. По-видимому, это была единственная настоящая и, увы, мучительная любовь Гийома.
Что это, миф или легенда?
И не то и не другое: это мистификация в духе Козьмы Пруткова и Клары Гасуль.
Да, никакого Гийома дю Вентре не было. Его когда-то, словно в другой жизни, вообразил Юрий Вейнерт, даже фамилию поэта создал из своей, поменяв местами буквы.
Юрий Вейнерт
Юра был талантлив во всём: прекрасно играл на фортепьяно, рисовал, сочинял стихи, переводил. Его детство окончилось в 1929 году, когда родителей арестовали и отправили в ссылку. (Излишне каждый раз писать «безвинно» – всё, о ком пойдёт речь, страдали без вины и были впоследствии реабилитированы, при жизни или посмертно.) Юре шел пятнадцатый год. Он встречался с такими же, как он, осиротевшими при живых родителях ребятами. Об их встречах, разговорах и круге чтения стало известно «органам». У Юры провели первый обыск, но ничего предосудительного не нашли и отпустили «за отсутствием улик». А вот его друзья были менее осторожны, их сослали.
После окончания девятилетки Юре как сыну репрессированных путь в институт был заказан. Он учился в ФЗУ на техника-путейца, а после окончания даже получил рекомендацию для поступления в институт инженеров железнодорожного транспорта. Но в это время досрочно вернулись из ссылки его школьные товарищи. Возобновились встречи, прежние разговоры. Последовал донос – и арест.
Затем череда ссылок: Архангельск, Мариинск. Освобождение в 1935 г. И снова арест в 1937 г. Юрий Вейнерт получил «десятку» за КР (контрреволюционная деятельность) и отправился по этапу на Восток: Абакан, Комсомольск – работал на лесоповале и в карьере. Наконец, попал в «Свободное» (!) – лагерь-завод на трассе нынешнего БАМа.
Яков Харон
Яков Харон провел детство и юность в Берлине – его мать работала в советском торгпредстве машинисткой. Яша был пионером, помогал немецким товарищам расклеивать листовки, слышал речи Эрнста Тельмана, помнил расстрел гамбургской демонстрации двадцать восьмого года – трупы сбрасывали прямо в Эльбу, и они потом всплывали до самого устья...
Яков окончил гимназию и поступил в консерваторию. Еще в гимназии он интересовался генетикой (впоследствии объявленной в СССР лженаукой), в консерватории увлекся музыкой кино, изучал технику звукозаписи.
Мать и сын вернулись в Советский Союз в 1932 году. Яков начал работать звукооператором на киностудии, озвучил знаменитые фильмы «Поколение победителей» и «Мы из Кронштадта». В 1937-м был арестован. В Бутырке ему исполнилось 23 года.
Только на первой лагерной перекличке Яков Харон узнал, кто, за что и на какой срок его осудил: «тройка», КР, десять лет. Этап пригнали в дальневосточную тайгу и сказали: хотите жить – стройте бараки, пекарню, баню, но и от работы «на Хозяина» вас тоже никто не освобождал, тяните дорогу. И Яков валил лес, взрывал скальную породу. Заболел цингой и был переведен на завод-лагерь «Свободное».
Началась война. Технические знания и организаторские способности Харона пригодились. Он руководил конструкторским бюро и сам налаживал производство. Примитивное авторемонтное предприятие приходилось перестраивать на ходу, возвращать к жизни не только военные ЗИСы, но и танкетки-амфибии.
При первом же знакомстве Харон и Вейнерт жадно заговорили о музыке, о поэзии. Вспоминали поэтов прошлого: сонеты Шекспира, стихи Ронсара и д’Обинье. «А как вы относитесь к Гийому дю Вентре?» – спросил Юрий. Харон признался, что не знает такого поэта. Вейнерт только кивнул: мол, его мало кто знает...
Из Ставки поступил новый заказ: вместо автоматов ППШ освоить производство минометов. Притом что на заводе не было литейного производства! За сорок дней (!) был пущен литейный цех (хотя и покрытый брезентом вместо крыши), и в том немалая заслуга Якова Харона. Причем были применены такие конструктивные решения, что из Москвы приезжали специалисты за опытом.
Когда расплавленный чугун наполнил первый ковш, Харон и Вейнерт в изнеможении опустились на пол.
– Вот так Вулкан ковал оружье богу…– продекламировал Юрий.
– Персей Пегаса снаряжал в дорогу, – отозвался Яков.
Они переглянулись. В страшном грохоте литейного цеха их никто не слышал. В огне и пламени рождалось не только боевое оружие, рождались стихи – совместное творение Вейнерта, Харона и дю Вентре.
В 1947 году заканчивались «десятки» у заключенных призыва 37-го года. Харон и Вейнерт выехали в Москву, увозя самое ценное, что у них было, – рукописное «первое издание» сорока сонетов Гийома дю Вентре, размноженное светокопировальным способом тиражом пять экземпляров.
Еще одна забавная деталь: готовя к изданию на инженерных синьках первые сорок сонетов, уже переписанных каллиграфическим почерком Вейнерта на специально вынесенных из заводского КБ, где они к тому времени работали, восковках и кальках, авторы остановились перед необходимостью снабдить свое издание портретом героя. Тогда они взяли Юрину фотографию, недрогнувшей рукой пририсовали ему усы и мушкетерскую эспаньолку и — в бой…
В 1949 году Якова Харона и Юрия Вейнерта арестовали без предъявления обвинения и сослали в Красноярский край «на вечное поселение» (тогда эти страшные слова писались без кавычек). Друзей разметало по разным партиям «повторников», и они ни разу не встретились. Но работа над сонетами дю Вентре возобновилась – теперь только в письмах.
Позднее Яков Харон написал «Прозаический комментарий» к пяти поэтическим тетрадям, принадлежащим перу Гийома дю Вентре.
Историю рождения Гийома дю Вентре можно найти здесь.
http://www.novayagaz...gulag07/02.html
http://www.sovsekret...es/article/1370
В Сети можно найти и сонеты из "Злые песни Гийома дю Вентре".
Алексей Дыма (Вахтённый) # 15 декабря 2013 в 22:52 0 | ||
|
Алексей Дыма (Вахтённый) # 16 декабря 2013 в 11:02 0 |
Алексей Дыма (Вахтённый) # 3 ноября 2014 в 23:40 0 | ||
|
Алексей Дыма (Вахтённый) # 5 октября 2016 в 23:18 0 | ||
|