Луна вместо МКС, из статьи:Согласно еще одному заявлению Дмитрия Рогозина, сделанному во вторник, Россия не намерена продлевать эксплуатацию Международной космической станции после 2020 года.
По словам вице-премьера, после 2020 года Россия намерена использовать средства, направляемые на пилотируемую космонавтику, на более перспективные космические проекты.
Чиновник напомнил, что треть бюджета Роскосмоса идет на пилотируемую космонавтику.
При этом вице-премьер отметил, что «российский сегмент может существовать самостоятельно от американского, американский сегмент самостоятельно от российского существовать не может».
Рогозин признал, что по проекту МКС зависимость России и США обоюдная, но у США — большая, поскольку они не имеют собственных средств доставки астронавтов на орбиту.
Правда, сделал он это в более мягких выражениях, чем 29 апреля, когда он написал: «Проанализировав санкции против нашего космопрома, предлагаю США доставлять своих астронавтов на МКС с помощью батута».
«Мы понимаем, что Международная космическая станция — это хрупкая в прямом и переносном смысле тема. Мы здесь будем действовать совершенно прагматично и не будем ставить препон для работы на МКС», — рассказал Рогозин.
«Мне кажется, что здесь политики не очень много, хотя Рогозин, конечно, поддерживает свое реноме «ястреба в полном расцвете сил» и почти каждый день вставляет контршпильки американцам, — прокомментировал «Газете.Ru» слова вице-премьера старший научный сотрудник Государственного астрономического института МГУ Владимир Сурдин. — Но в данном случае его заявление лежит в общем русле нашей космической политики.
Раз уж мы собрались застолбиться на Луне, то, естественно, чем-то надо пожертвовать, космонавтика не резиновая, ее бюджет ограничен. Жертва МКС — это как раз то, что уже назревает и оправдано.
Во-первых, у нас колоссальный опыт в долговременной работе людей на околоземной орбите — на «Мирах», на «Салютах». Много ли добавляет опыт МКС? На мой взгляд, ничего принципиально нового не добавляет. Разумеется, мы там знакомимся с современным уровнем американской космической техники. Может быть, это и полезно, но ведь уже посмотрели. Зачем там дольше сидеть?
Никакой реально науки — настоящей, большой, полезной — там не делается. Всю космическую науку делают беспилотные аппараты. Никаких шпионских задач на МКС решать невозможно, потому что рядом американцы и астронавты других стран. А какую задачу мы там решаем?
Последние годы мы просто зарабатываем как извозчики. Еще пару лет, от силы четыре года будем подрабатывать, пока в полный рост не встанут альтернативные пилотируемые аппараты — частный Dragon, новый насовский «Орион» для полетов на МКС, на Луну и, возможно, на Марс.
Так что года через четыре от наших услуг, наших старых «Союзов» они откажутся и зарабатывать мы тоже перестанем. Тогда зачем нам эта МКС? В общем, довольно разумное, прагматичное, нормальное решение.
Если бы хотели политический шаг сделать, то сказали бы: «С завтрашнего дня мы отказываемся эксплуатировать МКС, летать на нее и возить туда кого бы то ни было».
Вот тут американцы действительно бы за любые деньги попросили отвезти, точнее привезти обратно своих астронавтов. Это была бы чистая политика. Но это было бы настолько скандально, что на это никто не пойдет.
А к 2020 году уже естественным образом станет очевидно, что мы там не нужны, денег нам за присутствие платить не будут, опыта нового мы не набираемся, а у нас есть другие проблемы. У нас есть лунная программа.
В представленном Рогозиным виде она, конечно, дурацкая, но, пока она будет реализовываться, надо перенаправить на нее деньги».
«У нас есть определенный интерес, выраженный американскими коллегами о продлении работы МКС до 2024 года, но Федеральное космическое агентство РАН и Фонд перспективных исследований сейчас готовы предложить некие новые стратегические моменты, связанные с дальнейшим развитием российской космонавтики после 2020 года», — заявил во вторник Дмитрий Рогозин.