Колонка редактора
Несмотря на кажущуюся простоту и определённость, понятие патриотизма имеет самые расплывчатые и противоположные по смыслу определения.
К примеру, традиционная философия определяет его как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы.
В свою очередь, не самый последний мыслитель на этой планете — Лев Толстой, считал, что патриотизм – прибежище негодяев. Объяснял он это тем, что «патриотизм» — чувство безнравственное потому, что, вместо признания себя сыном Бога, как учит нас христианство, или хотя бы свободным человеком, руководящимся своим разумом, — всякий человек, под влиянием патриотизма признаёт себя сыном своего отечества, рабом своего правительства и совершает поступки, противные своему разуму и своей совести.
Между этими крайними определениями существует масса промежуточных и уточняющих патриотизмов: государственный, имперский, квасной, ультрапатриотизм и прочие.
Нынешняя Россия, где патриотизм вдруг вырос в общенациональную проблему и стал яблоком раздора между различными группами населения, может похвалиться не только проявлением всех этих видов, но и представить изумлённому миру совершенно новые его разновидности. Одним из таких новшеств стал взлёт патриотизма после присоединения Крыма и конфликта с некогда братской Украиной. Он вспыхнул на основе и под руководством телевизионной истерии и охватил большую часть населения. Патриотизм этот объединил и примирил людей различных общественных течений, взглядов, идеологий, и, самое главное, умственных уровней. Интеллигенты с философским складом ума, убеждённые националисты, упёртые сталинисты, либералы и сторонники жёсткой руки, даже бомжи и жулики всех мастей и направлений вдруг прониклись гордостью за своё отечество и нынешние деяния своего государства. Такое же единодушие наблюдается и в решимости дать отпор американскому империализму, который пытается навязать свою волю России и всему миру.
Патриотизм этого рода можно назвать телевизионным, поскольку замечено, что ум многих людей, оторванных от российского телевидения, начинает оживать, и дело иногда доходит даже до независимого мышления. Это, разумеется, не самым лучшим образом влияет на крепость и целостность патриотизма. Однако пересаженный к телевизору, такой человек через некоторое время снова проникается убеждением, насколько полезны для нашей экономики международные санкции и падение рубля к американскому доллару, что повышение цен на товары первой необходимости является результатом происков американцев и украинских фашистов, а коррупция есть порождение пятой колонны. И патриотизм в его душе вновь крепнет и даже возрастает.
Другой вид патриотизма демонстрирует наша так называемая элита. Имеется в виду немногочисленная часть населения России, владеющая основными богатствами и властью в стране, а также их холуйская обслуга, кормящаяся с их рук. Именно оттуда несутся советы гражданам страны затягивать пояса. Это тем более интересно, что сами они ни о каком затягивании поясов даже помыслить не могут. Может быть потому, что пояса у них обширны до умопомрачительных размеров. Кроме того, несмотря на свой патриотизм и проклятия в адрес загнивающего Запада, именно там они хранят свои капиталы, строят дворцы, учат детей и вообще проводят там всё время, свободное от ограбления своей родины.
Поэтому, чтобы этот вид патриотизма не вызывал нареканий, нужна соответствующе подготовленная публика. Вот телевидение и выполняет эту функцию. И выполняет её превосходно. Наш телевизионный патриот не задаётся мыслью, кто его на самом деле грабит. Он твёрдо уверен, что во всём виноваты американцы, украинские фашисты и пятая колонна. Значит, так тому и быть!..
Анатолий Осипов