Окончание. Начало в №2(253).
Возникает естественный вопрос: что же это за вирус такой тоталитарный? Откуда он? Как размножается? Чем кормится?
Чтобы ответить на эти вопросы, бросим ретроспективный взгляд на видимый отрезок человеческой цивилизации.
Несмотря на критику теории научного коммунизма, особенно в последнее время, приходится признать, что в ней немало положений, которые трудно опровергнуть. Например, последовательная смена общественно-экономических формаций. Прослеживая исторический путь человечества - от дикости до нынешней капиталистической демократии, мы видим, что, несмотря на неравномерность и особенности национального и религиозного характера, в развитии цивилизации прослеживаются именно эти положения. Рабовладельческий строй, феодализм, капитализм – эта последовательность в тех или иных формах обозначилась в самых различных странах. Путаница же происходит из-за неравномерности развития обществ в мире. Но общая закономерность очевидна. Правда, с коммунизмом вышла незадача. Что-то не заладилось с воплощением в жизнь этого предсказания классиков марксизма. Почему?
* * *
Причин тут, видимо, несколько. Прежде всего, сегодня очевидно, что даже самые передовые общества ещё не созрели для реализации этой идеи. Очевидно также, что она (идея) не может быть реализована насильственным путём. Это, как уже говорилось, убедительно показали большевики, изнасиловав идею коммунизма и родив урода, который за семьдесят лет своего существования опорочил и дискредитировал её в глазах прогрессивной части человечества. Однако эти 70 лет оголтелого тоталитаризма, ценой огромного ущерба генофонду и духовным основам собственного народа, оказали неоценимую услугу остальному человечеству. Капитализм был напуган, его капитаны поняли, что необходимо более щедро делиться прибавочной стоимостью с работниками, иначе и у них в странах может родиться урод под стать советскому.
И сегодня мы видим, что передовые капиталистические страны эволюционируют в сторону социализма. Суть в том, что разрыв в доходах между богатыми и бедными там неуклонно сокращается.
А что мы? Мы, уйдя вроде бы от тоталитаризма, в очередной раз разродились невиданным уродом, который пожирает остатки нашей идентичности и государственности. Хотя, напротив, декларирует их возрождение и развитие. Но вирус тоталитаризма остался в наших душах и продолжает делать своё чёрное дело.
* * *
Да, этот вирус гнездится в нас самих, в наших душах, в наших мыслях и представлениях об устройстве жизни и общества. К сожалению, в течение долгого исторического пути для преуспевания и выживания в человеке воспитывались холуйские черты. Независимо от того, на какой ступени социальной лестницы он находился, всегда находились те, перед кем он должен был лебезить, пресмыкаться и демонстрировать свою преданность. Самую, пожалуй, злую сатиру на эти черты человеческой природы можно найти в произведениях Джонатана Свифта. Но в его время ещё не знали законов диалектики, согласно которым развивается природа и общество.
Поэтому злиться здесь не на что – человек таков, каков он и должен быть. Правда, современная наука утверждает, что параллельно с нашей Вселенной могут существовать и другие вселенные с совершенно иными физическими законами. Надо полагать, законы диалектики там тоже отличаются от наших. И, возможно, там человек мог бы обходиться без холуйства. Но это не у нас.
* * *
Именно поэтому великий русский писатель Чехов предлагал выдавливать по капле из себя раба. Знаток человеческой души, он прекрасно понимал, насколько глубоко и прочно сидит в каждом эта черта характера. Она проявляется и в молчаливой покорности перед унижением или несправедливостью, и пресмыкательством перед сильными мира сего, и в стремлении помыкать другими, и немало ещё в чём, что приписывают влиянию дьявольских сил. А по сути, это просто человек в своей истинной сущности, которую тщательно скрывает. Холуйство – фундамент подлости, предательства, лживости, жестокости и прочих тёмных прелестей человеческой натуры.
Но, в то же время, человеческая натура всегда содержит в себе потребность свободы. И от начала мира эти две противоположности едины в своей непримиримости, а их борьба как раз и проявляет действие одного из законов диалектики.
От холуйства к свободе! Бог, Природа, или какой-то высший Разум, видимо, так замыслили путь от материального к духовному. Мы здесь не будем касаться основного вопроса философии, и нас мало интересует - Гегель или Фейербах поставили диалектику с ног на голову или с головы на ноги. Однако опыт истории убедительно показывает, что когда свобода торжествовала, человеческий дух раскрепощался и поднимался на невиданные доселе высоты. Искусство Древней Греции или мощь Древнего Рима - достаточно убедительные примеры этой закономерности. Но то были короткие периоды в истории, когда свободные люди имели возможность раскрыть свой духовный потенциал. В основном же в тех или иных формах торжествовал тоталитаризм, а человеческая душа напитывалась холуйством.
* * *
Время шло, действие законов диалектики не прекращалось, и свобода всё решительнее заявляла о себе. Возможно, потребность свободы в обществе и в каждой отдельной душе и являлись основной движущей силой смены общественно-экономических формаций. И чем дальше, тем сильнее обозначалась эта потребность.
Сегодня, вглядываясь в лик истории, мы пытаемся понять, почему Запад стал лидером земной цивилизации. Ещё тысячу лет назад он ничем – ни уровнем жизни населения, ни культурой, ни военной мощью - не выделялся среди других регионов планеты. Более того, Византия или арабские страны тогда стояли на более высоком культурном уровне развития. В военном отношении Европа тоже уступала и с трудом сдерживала экспансию тех же арабов или турок.
* * *
Но ровно восемьсот лет назад, когда перед Чингисханом содрогнулся весь мир, в Англии произошло не очень заметное по сравнению с нашествием монголов событие: король Иоанн Безземельный подписал так называемую «Хартию вольностей». В то время, когда в завоёванных монголами странах устанавливались абсолютно тоталитарные режимы, в туманном Альбионе такой режим дал трещину.
Конечно, вольности в основном касались узкой прослойки аристократов, но важен был сам принцип, где король признавался первым среди равных. И этот принцип, пробиваясь сквозь толщу невежества, предрассудков и алчности, стал медленно, но верно овладевать умами и душами всего общества. И не только Англии. В какой-то степени эта «Хартия» стала причиной Ренессанса в искусстве Европы и преодолением религиозной косности в науке. А это, в свою очередь, вызвало бурный рост производительности труда на основе новых технологий. Естественной и своевременной оказалась и череда буржуазных революций в Голландии, Англии, Франции.
Дух свободы, вызванный этими революциями, раскрепостил творческий потенциал народов и придал огромный импульс на пути прогресса. В то время, когда тоталитарный Восток застыл в холуйской неподвижности, Запад уверенно шёл вперед.
* * *
Разумеется, это движение сопровождалось массой противоречий и преступлений. Колониализм, завоевание Америки, рабство в США – всё это отрыжки тоталитаризма, холуйства в душах победителей. Раб в сущности ведь не только тот, которого эксплуатируют, но и тот, кто неспособен принять равные права каждого человека на свободу и благополучие. Именно по этой причине случается большинство конфликтов в нашем мире.
Сегодня наша цивилизация переживает нелёгкие времена. Масса проблем самого различного характера встаёт перед населением планеты. В том числе и перед Западом.
Однако очевидно, что западный путь развития стал наиболее привлекательным для большинства стран мира. Индия, Бразилия, Аргентина, Турция уверенно встают на этот путь. Японию, Южную Корею, Сингапур уже давно можно считать западными странами. И даже Китай теперь более европейская страна, чем Россия.
* * *
Увы, приходится признать, что наша страна всё решительнее скатывается на обочину человеческой цивилизации. Похоже, что только Россия и исламские фундаменталисты проповедуют духовные ценности вчерашнего дня. Когда весь мир стремится к свободе личности, наши телевизионные проповедники вещают о какой-то духовной исключительности, скорбят о прошедшем величии страны Советов, о каком-то враждебном окружении. Какие внешние враги, когда у нас внутри страны пропасть в доходах между богатыми и бедными одна из самых огромных в мире!
Некоторые из этих телевизионных завсегдатаев договорились до того, что противопоставляют свободу и справедливость. Как будто справедливость может быть без свободы личности!
Вообще, то, что преподносит в массы наша официальная пропаганда, нельзя назвать иначе, чем подрыв духовной основы народа. Но народ инстинктивно сопротивляется этой пропаганде, хотя подчас делает весьма сомнительные выводы. Именно поэтому в начале материала я назвал уважаемыми людьми тех, для которых кумирами являются Сталин и Брежнев.
* * *
В самом деле, это не их вина, что всю жизнь они прожили в стране, где официальная пропаганда с юных лет внушала им тоталитарные ценности. И эти люди, видя окружающую их жизнь, тем не менее, жаждут справедливости. Уже за это они достойны уважения. Правда, как и их телевизионные наставники, справедливость они связывают не со свободой, а с сильными личностями – вождями. Если сюда добавляется квасной патриотизм и убеждение во враждебном окружении, то в головах образуется каша, в которой тонет всякая здравая мысль.
Вся наша беда в том, что мы до сих пор не расстались с тоталитарным прошлым, как это сделали немцы или японцы. Именно поэтому, свергнув в 1991 году ненавистный тогда режим, мы не сумели воспользоваться благоприятными обстоятельствами и построить нормальное по западным меркам общество. Нас снова обманули: вместо того, чтобы модернизировать экономику и реформировать общественные институты на демократических началах, мы на полтора триллиона нефтедолларов сумели породить лишь клан миллиардеров-трутней, которым наплевать на Россию, её народ и её будущее.
* * *
Мне могут возразить, что, мол, всё это сделано без нашего ведома, нас никто не спрашивал. Вот в этом всё и дело! Нас не спрашивают потому, что мы верим не в себя, а в каких-то сильных лидеров, вроде Сталина. Ждём, что вот придёт какой-то герой и всё образует.
Напрасные ожидания. Никто, кроме нас самих, ничего не сделает. Но чтобы поверить в себя, надо очиститься от прошлого, покаяться.
- Нам не в чем каяться! - восклицают нынешние квасные патриоты.
Но это говорят не они, а их холуйская сущность. Они не понимают, что по большому счёту каждый, кому посчастливилось родиться на белый свет, несёт ответственность за весь этот белый свет. Это не значит, что нужно посыпать голову пеплом и рвать на голове волосы. Речь идёт о том, чтобы осознать ошибки наших предков, при которых совершались преступления против человечности. Чтобы такое больше не повторилось.
Это и означает уничтожать в себе бациллу тоталитаризма, выдавливать из себя холуйство и идти навстречу свободному и справедливому обществу.
А коммунизм – это высшая форма демократии, и за ним будущее. Земной цивилизации не выжить без перехода к этой общественно-экономической формации. Но там, конечно, нет места таким лидерам, как Сталин, Пол Пот, Чаушеску и прочим упырям – порождениям демократического централизма. Однако об этом поговорим как-нибудь в другой раз.
Анатолий Осипов
CTAPTEX # 24 января 2015 в 23:23 0 |
Алексей Дыма (Вахтённый) # 24 января 2015 в 23:31 0 | ||
|
житель города # 24 января 2015 в 23:50 -2 |
Алексей Дыма (Вахтённый) # 25 января 2015 в 00:02 +1 |
Белый # 25 января 2015 в 00:45 +1 |
Ирма # 25 января 2015 в 08:49 +1 |
Алексей Дыма (Вахтённый) # 25 января 2015 в 08:58 +1 |
Белый # 25 января 2015 в 09:48 +2 |
Алексей Дыма (Вахтённый) # 25 января 2015 в 10:05 +1 |
Белый # 25 января 2015 в 10:12 +2 | ||
|
Ирма # 25 января 2015 в 10:46 +2 | ||
|
42HK125 # 25 января 2015 в 12:09 0 | ||
|
Белый # 25 января 2015 в 12:44 +1 |
42HK125 # 25 января 2015 в 20:26 0 |
Белый # 25 января 2015 в 20:38 +1 | ||
|
Алексей Дыма (Вахтённый) # 25 января 2015 в 11:31 +1 | ||
|
Алексей Дыма (Вахтённый) # 25 января 2015 в 00:19 +1 |
wal # 25 января 2015 в 01:00 0 |