СПАСИТЕ НАШИ ДУШИ!..

article1847.jpg

25 января Владимиру Высоцкому исполнилось 77 лет


 

Я намеренно опустил частицу «бы» в подзаголовке, поскольку считаю, что Высоцкий продолжает жить в сердцах тех, кто  до сих пор сохранил в нашей обывательской суете хоть каплю чувства собственного достоинства, у кого стремление к свободе и справедливости не переродилось в жажду карьеры и обогащения любым путём, для кого ложь и фальшь не стали естественной средой обитания.

 

В чём феномен Высоцкого? Да, он был гениально одарён Богом или Природой – не суть важно. Но сколько талантов так и не могут раскрыть своей одарённости, становятся подпевалами текущей целесообразности, за что получают бонусы прижизненных похвал и материального благополучия. Самые глубинные пласты таких талантов остаются невостребованными самими их обладателями, а реализованные творения на заказ очень скоро оказываются никому не нужными и растворяются в небытии. Наверное, это самое обидное - прожить жизнь в погоне за какими-то ложными ценностями, но не воспользоваться ценностью настоящей, которая была тебе подарена Богом.

 

В принципе, каждый человек от рожденья наделён какими-то способностями, и любая душа предрасположена к восприятию свободы и справедливости. Но воспитание, среда, общественное мнение часто не дают этим способностям реализоваться в своей полноте, а душевная предрасположенность загромождается и глушится бытовыми потребностями, идеологическими шорами и животными инстинктами. Тут уж кому как повезёт, хотя восточные религии имеют свою точку зрения на эту проблему, вплетая сюда понятия кармы и реинкарнации.

 

Так или иначе, но Владимиру Высоцкому посчастливилось или удалось оставаться самим собой от рожденья и до кончины. Конечно, во многом это его личная заслуга, но немалую роль в детстве и юности сыграла и ещё не проявленная гениальность, которая, вероятно, и охранила его душу от житейского мусора.

 

Сначала он, по его же словам, сочинял песни для себя, для узкого круга друзей. Душа требовала. И вдруг, как-то сами собой, без рекламы, без разрешения высокого начальства, эти песни зазвучали по всей стране. Что это было? Чудо?

 

Душа народа отозвалась! Казалось бы, эта душа, затравленная жестокостями и лицемерием тоталитарного режима, не способна была воспринимать ничего, кроме житейских передряг, идеологических разнарядок и ура-патриотических зрелищ. И вдруг песни, тексты, голос не признанного официально поэта самовольно вошли чуть не в каждый дом огромной страны, дошли до самых до окраин.

 

Конечно, было время оттепели, талантливые поэты новой волны собирали полные залы, появились смелые публикации, интеллектуальная жизнь больших городов вскипала неожиданными проявлениями свободы от установленных догм, но это касалось лишь узкой прослойки интеллигенции - основная масса простого народа продолжала своё замороженное тоталитарной пропагандой существование. Говорили одно, думали другое, делали третье – для многих такое отношение к действительности стало естественным, и они не замечали в этом ни лицемерия, ни ханжества, ни надругательства над собственной душой и чувством собственного достоинства.

 

В это время появилась целая плеяда бардов – Галич, Окуджава, Алешковский, Визбор и другие талантливые сочинители и исполнители, острие творчества которых было как раз и направлено в народную душу. И их творчество попадало в цель. Вершиной же этого направления стали песни Владимира Высоцкого.

 

В чём причина его невероятного успеха? Он не был диссидентом или антисоветчиком в прямом понимании этих слов. В его текстах не было призывов к свержению строя или слов, порочащих советскую власть. Но эта власть его страшно боялась и ненавидела. Она инстинктивно чувствовала угрозу своему монопольному владычеству, основанному на умерщвлении народной души. И вдруг появился человек, который своим хриплым надрывным пением стал эту душу оживлять.

 

Неважно о чём он пел: о блатных авторитетах или простых заключённых, о героях войны или бездушных чиновниках, о лётчиках или моряках – всё было правдой, он сам был этими персонажами во время исполнения. И эта искренность поражала и завораживала, проникала сквозь душевный мусор и достигала тех уголков души, где хранились подзабытые стремления к свободе и справедливости. И в людях вдруг просыпалось чувство собственного достоинства, они начинали видеть жизнь такой, какая она есть, и отличать ложь от правды. Даже его гонители поддавались гипнозу этих песен.

 

Можно с уверенностью говорить, что творчество Владимира Высоцкого сыграло немалую роль в падении тоталитарного режима в СССР.  Но, что ещё важнее, Высоцкий показал: в самом затюканном пропагандой, зацикленном на тоталитарной идеологии народе всегда живёт дух свободы и справедливости. Важно разбудить этот дух, пробиться к этим ценностям, которые обязательно существуют в каждой душе. Для этого, правда, нужны таланты, соразмерные гению Владимира Высоцкого.

 

Он сегодня, вероятно, был бы опять не в формате - как для нынешней власти, так и для подпевающей ей попсовой «элиты». Ложь и лицемерие снова царят на голубом экране, замусоривая народную душу, и снова она требует очищения и пробуждения. Где новые Высоцкие?

 

Спасите наши души! Мы грезим от удушья!..

Сокол Максимов 

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Последние комментарии
Алексей Дыма (Вахтённый) 23 апреля 2017
НЕПРОСТОЙ СВОБОДНЫЙ: Городок, которого нет
Алексей Дыма (Вахтённый) 2 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
Алексей Дыма (Вахтённый) 2 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
БиС 1 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
Юрий Тарасов 1 декабря 2016
Лит.Урок № 1
Юрий Тарасов 30 ноября 2016
Что дал своим гражданам СССР
Юрий Тарасов 29 ноября 2016
Лит.Урок № 1
Алексей Дыма (Вахтённый) 29 ноября 2016
Лит.Урок № 1