Колонка редактора
Вопрос, вынесенный в заголовок, на прошлой неделе задал для взрослых ведущий популярной телепередачи «Умники и умницы». Вопрос, конечно, интересный, но непростой. Однозначный ответ на него вряд ли возможен. Попытаемся рассмотреть его с нескольких точек зрения.
Прежде всего, образование даёт человеку знание о мире, о его месте в этом мире. В этом отношении кругозор образованного человека всегда шире, чем у необразованного.
Разумеется, образование способствует развитию ума, его совершенствованию. Однако не следует думать, будто бы образованный человек всегда умнее необразованного. Это не всегда так – здесь многое зависит от природных способностей - говоря современным языком, генетической предрасположенности.
Можно прочитать все на свете книги, запомнить всё в них написанное, но оставаться глупцом. А можно быть необразованным, но умным человеком. Примеров этому несть числа как в истории, так и в повседневной окружающей жизни. Тут, видимо, главную роль играет здравый смысл. Один применяет свои обширные знания невпопад, а другой берёт очень полезные уроки от жизни и делает из них иногда поразительные выводы на уровне высоких философских обобщений. Его беда лишь в том, что он не знает, что эти обобщения сделаны задолго до него. Говоря иными словами, изобретает велосипед.
На обывательском уровне образованного человека от необразованного часто отличает их отношение к вещам, которые они не понимают. Образованный и достаточно умный или осознаёт, что эти вещи выше его разумения (вроде вероятностных характеристик квантовой механики), или пытается в них разобраться. Необразованный же часто воинственно считает всё это чепухой или полным вздором.
Ещё одно отличие – в их отношении к знаниям, к учению. При прочих равных условиях по-настоящему образованный человек учится всю жизнь, его ум даже требует нагрузки. У необразованного такой потребности обычно нет. Как правило, он доволен своим умственным багажом.
Однако, на мой взгляд, самое важное, что даёт образование – это чувство собственного достоинства, понимание свободы личности. Холуй только тогда настоящий холуй, когда он даже не понимает своего униженного положения. В обыденном сознании необразованного человека люди, занимающие высокие посты, сделаны как бы из другого теста.
Рабство только тогда возможно, когда рабы покорны. А покорны они тогда, когда необразованны, и им внушено, что так должно быть, так устроен мир, где равноправие невозможно.
Тут, конечно, можно поспорить. Например, перед французской буржуазной революцией Вольтер говорил: «Пусть меня судит любой суд, но при народе!». Это известное его высказывание - свидетельство того, что великий просветитель знал и верил: какими бы пристрастными не были судьи, народ не потерпит несправедливости.
Вряд ли жители Парижа в XVIII веке были образованнее москвичей века XXI-го. Однако чувство собственного достоинства у парижского простонародья того времени было несравненно выше, чем у нынешних москвичей. И Вольтер знал, о чём говорил.
А вот в нынешней России суд творит чёрт знает что на глазах у всего народа. Например, высосанные из пальца приговоры в отношении братьев Навальных, и откровенное спускание на тормозах дел бывшего министра обороны Сердюкова. Но образованный российский народ молчит. Так что, образованность не всегда убивает холуйство в душе человеческой.
Впрочем, может быть, нынешние системы образования, причём и в цивилизованных странах, как раз и преследуют цель воспитать людей покладистых, далёких от политики, с чисто потребительскими интересами. Во всяком случае, создаётся именно такое впечатление от ранней узкой специализации. И очень жаль, что мы тоже пошли по этому пути.
Анатолий Осипов
Алексей Дыма (Вахтённый) # 24 февраля 2015 в 18:28 0 | ||
|
Алексей Дыма (Вахтённый) # 24 февраля 2015 в 18:35 0 | ||
|
Алексей Дыма (Вахтённый) # 25 февраля 2015 в 17:08 0 | ||
|