13 апреля в Свободном уже в двадцатый раз отметили день памяти жертв политических репрессий.
И год от года участников этого скорбного мероприятия становится всё меньше. Скудеет, видимо, наша память. Родственники репрессированных, несколько городских активистов, журналисты, юные краеведы из школы №5 да Наталья Ивановна Грушко от городской администрации — вот и все участники.
После возложения цветов к закладному камню, которому уже исполнилось 10 лет, именно к Наталье Ивановне были обращены вопросы: когда же будет памятник жертвам сталинских репрессий?
Что она могла сказать в ответ? Что запланированный проект памятника довольно дорог, а денег нет? Она это и сказала. И видно было, как потускнели лица престарелых родственников репрессированных. «Нет уж, видимо, нам не дождаться!» — печально заметила одна из них.
Что ж, приходится признать, что это реальный взгляд на ситуацию. На закладном камне звучит обещание: «На этом месте будет сооружён Мемориал жертвам политических репрессий». Но срок исполнения не указан.
Надо полагать, это произойдёт тогда, когда в бюджетах всех уровней будут излишки денег. То есть, нескоро. Во всяком случае, не раньше, чем аппетиты чиновников перестанут расти быстрее наполняемости бюджета. А пока и на воровство не хватает — какая уж тут память!..
В 2013 году ничтожным тиражом — 100 экземпляров, вышла книга Льва Александровича Нетто «Клятва». Но эту книгу прочитали все, кого интересует история свободомыслия и свободолюбия в России.
Сегодня всё чаще можно услышать, что в сталинских лагерях не было никаких «политических» — одни уголовники. Что ужасы ГУЛАГа – выдумка и преувеличение, более того – извращение истории.
Возможно, потому мы и живём так ничтожно – в такой подлости и бесправии, потому что трусливо отмахнулись от своего прошлого?
И не вернётся ли нам такая «забывчивость» — порождение нашего равнодушия и нашей трусости, новыми ужасами, новым произволом тоталитарного режима?
Восемь лет, проведённых политзаключённым Львом Нетто в тюрьмах и лагерях, определили его дальнейшую жизнь. В центре внимания мемуариста — осмысление того духовного опыта, который он получил в лагерях. Прежде всего, это опыт Сопротивления.
И прежде всего — это опыт знаменитого Норильского восстания заключённых Горлага летом 1953-го, в котором Лев Александрович участвовал.
Сокол Максимов
Из книги Льва Нетто
В последние годы стали модны утверждения об органичности сталинского деспотизма в нашей стране, даже о глубокой народной любви россиян к тирании, к её «величию и порядку». Нет заблуждения более лживого и опасного для будущего России, чем это.
Ведь «стабильность» сталинщины обеспечивалась тотальным террором, тотальной ложью и тотальной зависимостью каждого от власти.
Ностальгия по сталинской эпохе вскормлена пропагандой, она жива благодаря душевной лени общества, нежелающего дать анализ своему трагическому прошлому. Наше общество, забывая минувшее, рискует пережить ужасы тоталитаризма, произвол цензуры, господство спецслужб. Единственной надеждой является свойственное народу стремление к свободе, к объединению перед лицом общей беды. Даже в нечеловеческих условиях сталинско-бериевских лагерей люди самых разных национальностей, выходцы из различных социальных слоёв умели организовать совместную борьбу.
* * *
В мае 1953 года в Заполярье, в Норильском лагере особого режима, более 20 тысяч узников восстали против невыносимых условий содержания и отказались выходить на работу. Руководили забастовкой комитеты и подпольные организации заключённых. Именно благодаря организаторам акция изначально носила сугубо мирный характер. Забастовщики требовали приезда правительственной комиссии из Москвы: никаким иным путём добиться расследования беззаконных расстрелов заключённых, провокаций и произвола лагерной администрации было невозможно. В знак траура по погибшим узники подняли чёрные флаги, над бараками появились лозунги «Свободу — народам и Человеку!».
Забастовка продолжалась 2 месяца. В начале августа мирное восстание было потоплено в крови, число жертв — тайна по сей день. Но оно дало огромный эффект. Кремлёвские правители убедились в невозможности и опасности сохранения «государственного рабовладения». Особорежимные лагеря ликвидировали, началось освобождение политических заключённых, Норильск получил статус города и перешел из МВД под гражданское управление.
* * *
Нас, участников того восстания, осталось очень мало. Пережившие ГУЛАГ — пытки, истязания, расстрелы в зонах, — мы не забыли те годы, смерть наших невинных товарищей.
Не в наших силах изменить страшное прошлое страны. Но в наших силах донести правду о днях страданий и героизма. Мы были едины и не думали о страхе, несмотря на то, что машина большевистского террора поколение за поколением перемалывала человеческие жизни, кровавая власть карала за малейшее несогласие с системой.
Эхом норильских событий стали восстание в Кенгире и другие лагерные волнения. Судьба нашей страны не была игрушкой в руках вождей, медленное освобождение от крайностей тоталитаризма не было даром великодушных правителей. Наша забастовка, другие лагерные выступления подорвали основу режима — гигантскую империю ГУЛАГа. Народ начал сам своё освобождение, толкая в спину партийных реформаторов.
* * *
Сегодня в стране провозглашено движение к демократическому правовому государству. Но чтобы это движение не завершилось срывом в новую тоталитарную пропасть, власть и общество должны сказать себе правду о великой российской трагедии, начавшейся с октябрьского большевистского переворота 1917 года. Ради десятков миллионов жертв чудовищного эксперимента должны быть раскрыты секреты палаческих архивов.
Мы имеем право узнать, сколько миллионов наших сограждан были расстреляны без вины, загнаны в лагеря, вывезены на поселение в глушь, стали жертвами организованного голода, внесудебных расправ или фарса вместо суда.
* * *
Но кроме правды о терроре, у нас есть право знать правду о своём Сопротивлении — сколько было восстаний, сколько сынов и дочерей страны пали, сопротивляясь с героизмом обречённых.
Наше общество должно осмыслить исторический урок семи десятилетий тоталитаризма. Оно должно сделать вывод — может быть, очень болезненный для национального самолюбия, но единственно целительный: «Путь к возрождению лежит через покаяние».
Этот вывод выдающегося русского философа Николая Бердяева должен стать лучшей проверкой для всех, призывающих к величию России.
Страна, несущая в себе яд произвола и бесправия, не может прийти к величию. Покаяться должно прежде всего государство, тем более что оно признало себя правопреемником СССР.
* * *
Вожди, виновные в организации массовых репрессий, начиная с Ленина и Сталина, и их сподвижники должны быть признаны организаторами государственного терроризма.
Правда о политике большевистских репрессий, о ГУЛАГе и о народном Сопротивлении тоталитаризму должна занять достойное место в курсах истории.
Мы знаем, какое огромное значение для национального сознания народов имеют страницы героической борьбы с фашизмом — восстания в вильнюсском и варшавском гетто в 1943 году, парижское, варшавское и словацкое восстания 1944 года, пражское восстание 1945 года.
Мы верим, что память о восстаниях узников ГУЛАГа станет примером стойкости и свободолюбия для поколений россиян в XXI веке.
wal # 20 апреля 2015 в 22:12 0 | ||
|
Алексей Дыма (Вахтённый) # 20 апреля 2015 в 22:57 0 |
wal # 20 апреля 2015 в 23:33 0 |
Алексей Дыма (Вахтённый) # 20 апреля 2015 в 23:45 0 |
wal # 21 апреля 2015 в 00:08 0 |
Алексей Дыма (Вахтённый) # 21 апреля 2015 в 00:44 0 |
wal # 21 апреля 2015 в 07:12 +1 |
Лаврентий Палыч # 24 апреля 2015 в 08:19 0 |
Редакция газеты СГ+ # 24 апреля 2015 в 12:15 +1 |