К сожалению, на вопрос, выставленный в заголовке, приходится отвечать утвердительно. И этот упрёк не нашим руководителям, занятыми продлением своих полномочий; не зажравшимся нуворишам, сознание которых погашено алчностью…
Этот упрёк нам с вами, простым людям, гражданскому обществу! Именно мы за разговорами о своей духовности, патриотизме, об особом пути России где-то растеряли элементарное чувство сострадания, способность сопереживать и сочувствовать.
Речь здесь идёт не о семьях каких-то пропойц или опустившихся бездельников, а о людях, которые трудятся изо всех сил, выполняют очень нелёгкие и нужные для общества обязанности и, тем не менее, не могут заработать прожиточный минимум. Минимум для одного человека! А у некоторых из них ещё и дети…
Я имею в виду заработную плату низшего звена бюджетников – уборщиц в школе, санитарок в больнице и других подобных профессий. Как им прожить? Как прокормить семью? Ведь положение этих людей намного хуже, чем у пенсионеров, о которых проливают столько слёз наши либералы. Почему все молчат об их судьбе?
«Свободная газета+» в последнее время несколько раз публиковала письма этих доведённых до отчаяния людей. Одна женщина рассказала, что её дети мечтают, когда вырастут, купить много колбасы и мяса и вдоволь поесть!.. И ничего – общество молчит!
На прошлой неделе мне пришлось принять участие в заседании депутатской комиссии, в составе которой кроме меня – журналиста, три директора школы. Их дружный коллектив довольно долго и красноречиво обсуждал тяжёлое финансовое положение в своих заведениях. Я молча им сочувствовал, а потом поинтересовался их мнением о положении уборщиц в школах. Мнение было единодушным – их положение отчаянное, особенно в связи с последним повышением цен. Но они ничем помочь не могут – лишних денег нет! Возразить мне было нечего.
Но вот буквально через день состоялось внеочередное заседание городского Совета народных депутатов. Нужно было срочно утвердить изменение в бюджете на сумму 30 миллионов рублей для строительства спортивного комплекса с бассейном. Без этого софинансирования, как объяснил председатель Совета, нам не видать денег из федерального и областного бюджетов, как своих ушей. И тогда строительство бассейна остановится.
Эта перспектива, судя по всему, предрешила голосование депутатов. Но у меня было совсем другое мнение. Я сказал, что не очень нормально, когда денег не хватает на первоочередные нужды, тратить их на помпезные стройки. Рассказал о бедственном положении работников низшего звена бюджетной сферы, упомянул о письме работницы, дети которой мечтают о колбасе и мясе. В таких условиях, заключил я, тратить деньги на строительство дорогостоящего сооружения явилось бы верхом бесстыдства. Поэтому стройку предложил заморозить.
Конечно, все кроме меня, и даже коммунисты, проголосовали за продолжение стройки. И это меня не очень удивило. Я реалист, и прекрасно понимаю, что личные интересы многих депутатов не позволяют им голосовать по совести. Но меня поразило, когда один из депутатов, а потом и журналистка из «Зейских огней» стали ёрничать по поводу колбасы. Надо, видимо, очень уж очерстветь душой, чтобы глумиться над бедностью, над голодными детьми.
К тому же как тот, так и другая должны прекрасно понимать, что наши руководители домогаются строительства таких помпезных дорогостоящих сооружений лишь затем, чтобы набить свои карманы за счёт откатов, а потом ещё и прокукарекать о своих достижениях. А острые общественные проблемы так и остаются в подвешенном состоянии десятилетиями.
И самое удивительное, что наше общество принимает такое положение вещей как должное. Привыкли…
Анатолий Осипов