ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОВЕСТЬ
Надев в воспитательской белый халат, я неспеша шёл по общежитию. Сегодня мое дежурство по столовой. Надо проверить, вкусно ли приготовлена еда, чисты ли столы и пол.
Ребята только что пришли с занятий и теперь готовились к обеду. В спальнях, куда я заходил, было шумно. Техничка тётя Глаша исправно несла службу в комнате дневного пребывания I класса.
Я поздоровался:
– Что-то радио не слышно, тётя Глаша.
– Так его нет, потому и не слышно.
– Как "нет"? Совсем нет?
– Совсем. Как при старом директоре Василии Федоровиче ребята все радивы поразвинчивали, так с тех пор, считай, и нет. Вера Фоминична покупала ещё, но и те поразобрали.
И тут до моего слуха донесся слабый писк:
– Что это?
Я пошёл на звук, отвернул подушку и увидел четырёх цыплят, два из которых оказались живыми и писклявыми.
Тётя Глаша посетовала:
– Пятков этот. Цыплаков кому за 10 копеек, кому за 20 продавал, с кем менялся. Лолочка Семенчук ему свой отделанный бисером кошелёк отдала, а он ей – этих… О-ёй, погибли бедненькие. Вы ещё не знаете, что здесь было! Везде по спальням, туалетам, даже в столовке цыплаки разбрелись. Кругом их писк. Ребята на уроки их таскали…
«Выходит, он ночью через форточку вылазил на мороз, – рассуждал я. – Сбегал к инкубатору и полную запазуху притащил. Продавал, менял, а когда уже никто не покупал и не знал, куда их деть, не придумал ничего лучшего, как устроить побоище.»
Я уже многое знал о проделках Пяткова, но такое!.. Знал, например, что обычно весной Пятков исчезал с уроков на несколько дней и в соседней роще ловил бурундуков, садил их на ботиночный шнурок, приручал, а потом продавал по полтора рубля. Знал и о том, что по его почину за дровяным сараем ребята нарыли ям для бездомных собак и давали псинам имена, кормили едой из столовки, стелили украденные из спален матрасы и даже спали в ямах вместе с собаками.
«Это не дело, – думал я, переваривая тётиглашину информацию о радиовещании. – Ни новостей, ни песен, ни пионерских передач ребята не слушают. Потому-то Бобров и другие мастерят приёмники в банках из-под крема.» И тут в голове мелькнула догадка: а не сгруппировать ли "технических" в кружок? Пускай мастерят и выдумывают в кружке. Мои размышления прервал голос восьмиклассника Игоря Артемьева, члена совета дружины:
– Стой, Пятков! Почему в столовку без строя? Идем!
– Куда? – увернулся Пятков.
– В воспитательскую.
– Не пойду! – резко выкрикнул мальчуган, обоими руками хватаясь за батарею.
– Чего сдрейфил? Разговор будет.
Увидев меня, Пятков отцепился от батареи.
– Что за сыр-бор разгорелся?
– Да вот. Оказывается, он сам убил цыплят.
– Я?! – презрительно хмыкнул Пятков.
– Идёмте разберёмся.
В воспитательской группа ребят разных классов готовила стенгазету. Игорь попросил долговязого, с обильно спадающей на лоб гривой Лёшку Берегового, ответственного за заметки по восьмым классам:
– Позови ребят, которые видели, как Пятков убивал цыплят.
Через минуту в сопровождении Лёшки вошли три второклассника.
– Кто убил цыплят? – спросил их Игорь.
Мальчики кивнули в сторону Пяткова.
– Кто? Вслух! Да вы не трусьте.
– Он, – тихо вымолвил один.
– Почему ж вы не сказали это на линейке? Боялись, что отлупит?
Ребята кивнули.
– Если правду знаете, надо смело стоять за неё! Ясно? Ну, будешь теперь отпираться, Пятков?
– Я… только одного…
– Не "одного"! – дрогнувшим голосом выкрикнул Алёша Лизун. – А целых шесть! Ты их один всех побил. Мы ещё просили, чтоб ты их нам отдал. Мы б вырастили таких…
– — Вот гусь, а! – не вытерпел Лёшка. – А что ж ты спирал на Симакова?
Пятков потупил взор.
– Ладно, айда в столовку, – сказал Игорь, видя, что на совесть Пяткова сейчас не подействуешь. – После обеда всем интернатом судить будем…
По сигналу горна воспитанники собрались в пионерской комнате. Все уже знали о разоблачении Пяткова. Когда угомонились, ввели его с сизым, набухшим носом. Левый глаз заплыл, и его не было видно.
– Кто так разукрасил парня? – спросил я.
– Сбежать с суда хотел, – объяснили ребята. – Еле поймали. Ещё сопротивлялся. Вот и получил… подзатыльник.
– Ну, это вы зря. Я почему-то думал, что Пятков сам придет.
– Как бы не так! Вы плохо его знаете, Алексей Егорович…
– Сегодня мы судим воспитанника, позорящего всех нас, всю нашу школу, – волнуясь, сказала председатель совета дружины Аня Бородавкина. – Подойди, Пятков, сюда.
Аня удостоила хулигана уничтожающим взглядом. Ребята зашумели:
– Попался, Пятков!
– Что с ним чикаться! Всыпать сто горячих и порядок!
– Пусть целую неделю полы в спальнях драит заместо тёти Глаши, – несмело предложил Симаков.
Пятков понуро смотрел себе под ноги.
– Твоя мама, Пятков, вчера в школу письмо прислала. Спрашивает, как Вова учится. Обещает, как освободится, приехать. Что ей ответить, скажи? Ты знаешь свою маму, Пятков? – спросила Аня. Пятков молчал.
– Ну, вот что. Мы тебе мораль читать не будем. Надоело. Сам слышишь, как ребята реагируют. Всем ты порядочно насолил. Если отколешься от общества – пропадёшь. У нас так жить нельзя. Выбирай себе наказание из того, что тебе предложили.
– Сам? – спросил вдруг Пятков, но было видно, что он и здесь искусно играет свою роль.
– Сам, сам.
– Полы драить.
– Где?
– В своей спальне.
– Нет, – сказали четвероклассники. – В спальне мы сами. Ты, Пятков, заместо тёти Глаши.
– Идёт, – согласился Пятков.
– Это не всё! – выбросила вперед руку веснушчатая Лена Диденко. – Пусть Пятков возьмёт котёнка или щенка и воспитает их, чтоб они стали взрослыми и послушными.
Всем понравилось это предложение.
– Кто "за"? – спросила Аня. Все подняли руки, за исключением двух семиклассников, настаивавших на том, чтобы Пяткова отлупить.
– Пятков, видишь, как ты всем надоел? Ладно. Мы поможем тебе достать щенка. Но ты должен вырастить из него настоящую учёную собаку. Пограничную! Ребята, у кого есть дома щенки?
– У нашей Жорки четверо! – выкрикнула Лена Диденко. – Овчарки.
– Привезёшь Пяткову одного, Лена. А ты, Пятков, смастери к этому времени конуру и попроси поставить её в свинарнике или кочегарке. Может, разрешат. Понял, Пятков?.. Понятно или нет? Не слышу!
– Понятно, – проворчал будущий собаковод, погладив пальцами затёкший глаз.
И ребята поверили, что Пятков никогда больше не сотворит подлости.
Предыстория
Нет комментариев. Ваш будет первым!