Работодатели на строительстве космодрома не выплачивают зарплату рабочим из-за своей безнаказанности
Наша газета неоднократно обращалась к теме махинаций при выплате заработной платы рабочим на строительстве космодрома «Восточный». Многочисленные сведения об этом до нас доходили в форме скудных устных сигналов. Обманутые рабочие почему-то категорически отказывались называть себя, а тем более давать какие-то письменные свидетельства. Добывать материал непосредственно с места событий у нас не было возможностей из-за отсутствия аккредитации.
* * *
Собственно, мы и не пытались её получить, поскольку репутация «Свободной газеты» хорошо известна администрации Углегорска, а значит, и руководителям стройки. Понятно, что на стройке, где процветает воровство, кумовство и мошенничество, она - «персона нон грата».
Однако в последнее время сообщения о безобразиях, творящихся на стройке космодрома «Восточный», прозвучали в СМИ не только России, но и всего мира. Видимо, поэтому осмелели и наши авторы. Предлагаемый читателям материал написан за решёткой. Автор ждёт суда за действия, которые он самовольно совершил в попытке добиться справедливости и получить свою заработную плату.
Любопытно, что наш закон строго карает за такие самовольные действия, но зато очень лояльно относится к тем, кто организованно лишает рабочих честно заработанных ими денег. Суммы мошеннических операций тут очень серьёзные, и, видимо, поэтому им это, как правило, сходит с рук. А законодательные возможности организованно бороться за свои права у рабочего класса, впрочем, как и у всего населения страны, на глазах скукоживаются. Спасибо депутатам Госдумы, где тон задаёт «Единая Россия»! Голосуйте, граждане, за эту партию и дальше!
Мы не знаем, насколько точно автор передал суть описываемых событий. Это его точка зрения. Но она очень уж органично вписывается в атмосферу стяжательства и фальши, окутавшую всю нашу экономическую и общественную деятельность последнего времени. Сегодня мы публикуем письмо бывшего рабочего «стройки века» Ионова М.В.
* * *
«Никогда не думал, что могу когда-либо оказаться в рабстве. Ибо только так можно охарактеризовать труд людей, который используется на строительстве жилого комплекса «Циолковский», предназначенного для специалистов космодрома «Восточный». Ситуация на стройке самого космодрома тоже, как говорят, не лучше. И мне по-настоящему жалко тех, кто остаётся на этих стройках, и кто ещё придёт на них. В надежде на светлое будущее они попадут в настоящее рабство, где рабочий нещадно эксплуатируется, а зарплату не получает.
В декабре прошлого года и мне выпала такая участь. В интернете я наткнулся на объявление ООО «Гикон-28», которое набирало бетонщиков на вахту в Амурскую область. Созвонился с контактным лицом по имени Елена Владимировна из Благовещенска. И вот 15 декабря за свой счёт к 17.00 добрался через Свободный до вахтового посёлка. Здесь меня разместили в общежитии, выдали спецодежду, и уже через три часа потребовали выйти на работу. В этот же день я заключил договор с неким ООО «Стройэнергосервис» из Москвы. Местом моей работы стал дом №2 «Циолковского».
* * *
С первого дня работы поразило то, что ни у одного из семидесяти «специалистов», работающих на объекте, не было не только соответствующих документов, но и даже каких-либо навыков работы по специальности. В комплексной бригаде, где мне пришлось трудиться, не было даже современного инструмента. Бетонные перекрытия сносили при помощи кувалд и ломов, гнутая арматура изготавливалась на ручном станке, замеры производились при помощи подручных средств, необходимого дерева на оконные коробки вообще не было – ходили, искали по стройплощадке.
Непосредственное руководство всем этим «ералашем» осуществлял один человек – Никитин Денис Львович. В его обязанности входило: приём, размещение, обеспечение спецовкой, питанием рабочих; определение объёмов работы, контроль над их выполнением, решение текущих вопросов, связь с руководством. То есть, Никитин единолично выполнял функции всей организации ООО «Стройэнергосервис».
Работали официально (насколько официально - не уверен) с 8.00 до 19.00 ежедневно. Но так как имелась производственная необходимость, то через день приходилось выходить ещё с 20.00 до двенадцати или до часу ночи. Погреться можно было в одном маленьком бытовом вагончике, еле вмещающем 10 человек. Про горячий чай и говорить не стоит. Помыться после смены было счастьем: то не было горячей воды, то - ни горячей, ни холодной.
Что касается оплаты, то согласно договору за один час работы полагалось 200 рублей, при выработке нормы 0,7 куб. метра укладки бетона – 300 рублей. Но, как потом выяснилось, никто из семидесяти рабочих не увидел оплаты даже за один час работы. Зато на обещания не скупились.
Со слов «управленца» Никитина до новогодних праздников ООО «Стройэнергосервис» намеревалось возместить 100 процентов стоимости проезда к месту работы, выплатить 50 процентов заработанных денег; оплатить проезд домой на новогодние праздники. Но как впоследствии стало понятно, все эти обещания были пустышкой, поводом для того, чтобы работа не останавливалась.
* * *
Дней за пять до Нового года нам выдали по 120 рублей на душу – таким щедрым оказался барин, наш хозяин. Естественно, всех возмутило такое отношение начальства.
Мы обратились к представителю генподрядной организации (Петелько), который пояснил, что деньги на зарплату перечислены были каждому субподрядчику ещё в середине декабря. В чём причина такого поведения нашего начальства, он не знает, но обещал принять меры.
Звонки заместителю генерального директора ООО «Стройэнергосервис» Сапунову Дмитрию Юрьевичу тоже ничего не дали. Он придумывал всё новые и новые отговорки – завтра, послезавтра, деньги привезёт Елена Владимировна…. Или попросту отключал телефон.
30 декабря я позвонил Елене Владимировне, которая объяснила, что деньги у неё, и сегодня она начнёт переводить деньги на номера карт (банковские карты были у меньшинства), а потом приедет и выплатит зарплату остальным…
* * *
Дальше письмо даём в своём изложении, поскольку для полного рассказа о злоключениях строителя космодрома Ионова М.В. не хватит газетной площади.
Короче, в этот же день выяснилось, что денег у Елены Владимировны, по её словам, нет и никогда не было. Она, мол, финансовыми вопросами не занимается, а они не так её поняли.
Наступали праздничные дни, и большая часть рабочих, не дождавшись зарплаты, разъехались по домам. Некоторые автостопом, так как денег не было. Осталось около 10 человек - самые настойчивые. 31 декабря по инициативе руководителя - Д.Л. Никитина, они решили на последние деньги организовать праздничный стол. Никитин тоже, якобы, отдал последние деньги. Но в процессе выпивки выяснилось, что их руководитель свою зарплату на банковскую карту получил. Произошла ссора, в результате которой Никитин порезал ножом руку автору письма Ионову.
Можно понять душевное состояние нашего героя – зарплаты нет, травма, Новый год на носу! Видимо, под влиянием этого состояния он и принял довольно сомнительное решение: уехать домой, а в качестве залога за затраченные и заработанные деньги взял у своего начальника Никитина ноутбук, сотовый телефон, банковскую карту и USB-модем. С намерением вернуть их после получения долга по зарплате.
На следующий день в Свободном его задержали. Незаконно взятые вещи у него изъяли в целости и сохранности, и теперь он ждёт суда в СИЗО.
* * *
Конечно, мы ни в коем случае не собираемся оправдывать самоуправные действия нашего героя Ионова. Но напрашивается вопрос: почему не привлекают к ответственности участников мошеннических действий среди руководства ООО «Стройэнергосервис»? Ведь если информация, которую изложил в письме М.В. Ионов, достоверна, налицо преступный сговор группы лиц по массовому ограблению рабочих этой организации.
В письме названы и имена участников преступной группы: заместитель генерального директора ООО «Стройэнергосервис» Сапунов Дмитрий Юрьевич; некая Елена Владимировна, набирающая рабочих и активная участница обмана; наконец, руководитель Денис Львович Никитин. Но, как пишет Ионов, попытки привлечь внимание следствия к противозаконным действиям этих работодателей ни к чему не приводят – усилия следствия полностью сосредоточены на доказательстве его вины.
Но почему? Ведь попытки изнасилования, убийства или ограбления караются законом. Так почему же групповая попытка ограбления рабочих остаётся безнаказанной?
Если возбудить против преступной группы уголовное дело, им, вероятно, придётся выплатить зарплату рабочим. А свой преступный умысел, они, конечно, попытаются замаскировать какими-то объективными трудностями. Мол, заработную плату рабочих они ни в коем случае не намеревались умыкнуть в свою пользу.
Но ведь и наш герой, по его словам, собирался вернуть изъятые у Никитина вещи после выплаты заработной платы! Однако Ионов, вероятнее всего, понесёт наказание, а вот преступная группа из ООО «Стройэнергосервис» выйдет, по вине следствия, сухой из воды.
Именно эта безнаказанность и стимулирует тот беспредел с зарплатой рабочих, который наблюдает страна на важнейшей государственной стройке. Понятно, что это пример и для других мошенников, которыми переполнена наша экономика.
* * *
Постскриптум. Таким образом, можно признать, что основными виновниками всей этой истории, да и не только этой, являются наши правоохранительные органы. Их неразворотливость, неумение в рамках закона вершить справедливость, стимулируют как самоуправство со стороны отдельных обиженных рабочих, так и явления откровенного мошенничества при выплате рабочим заработной платы. А это, в свою очередь, есть плацдарм для возникновения массового экстремизма, предупреждать который постоянно нацеливает органы наш президент Владимир Путин.
Так что, лечить болезнь коррупции, а по-русски - откровенного воровства и мошенничества в экономике, нужно начинать с наших силовых структур, прокуратуры, суда. Ибо единство нашего народа в это нелёгкое для страны время может обеспечить только справедливость.
Сокол Максимов