30 октября Свободненское отделение Ассоциации жертв политических репрессий провело отчётно-выборное собрание.
Заранее скажем, что руководителем организации единогласно был избран Александр Антонович Руденко – бывший главный врач, авторитетный в Свободном человек. Без разногласий избрали и членов Совета.
В отчёте о проделанной работе, доведённом до собравшихся Александром Руденко и последующими выступающими, было отмечено, что свободненское отделение отличается от других подобных в области организаций более высокой активностью.
В принципе, это естественно, поскольку наш город был одним из центров ГУЛАГа.
* * *
В центре внимания собравшихся и выступающих, как и в прошлые годы, оказался памятник жертвам политических репрессий. Вернее, сооружение этого памятника.
Как известно, на областном конкурсе утвердили проект памятника стоимостью 12 миллионов рублей. Сумма, разумеется, неподъёмная для городского бюджета. Нужна помощь из областного и федерального бюджетов. Но на их помощь, по трезвом размышлении, в данный момент надежд нет никаких.
Предыдущий губернатор оставил своему преемнику область в долгах, как в шелках. Ещё труднее положение в федеральной казне. Но тут хотя бы есть оправдание – ведём победоносные войны там и сям, захватываем исконные русские земли, и потому приходится крепить обороноспособность.
А тут ещё международные санкции и прочие экономические невзгоды, организованные нашими недругами американцами.
* * *
Короче, надеяться, что в ближайшее время найдутся эти 12 миллионов для постройки памятника, вряд ли возможно.
Среди активистов раздаются голоса, что, может быть, следует возвести памятник подешевле, тогда, мол, и средства найдутся. Однако, по моему мнению, это очень наивное предложение. Напротив, мне кажется, следует просить не 12, а 30 миллионов! Тогда, уверен, дело сдвинется с мёртвой точки.
Дело в том, что 12 миллионов – реальные затраты на возведение памятника. А где вы видели, чтобы в наше время в нашей стране строили без откатов и воровства? Если же мы будем просить 30 миллионов, сразу найдутся чиновники, которые начнут активно продвигать этот проект. И продвинут, можете быть уверены — при любом ущербном бюджете. За 12 миллионов построят памятник, а 18 положат себе в карман. И все будут довольны!
* * *
К сожалению, члены свободненской ассоциации, численностью, как доложили на собрании, 187 человек — люди все пожилые. Видимо, считается, что членами ассоциации могут быть лишь те, кого как-то непосредственно затронули политические репрессии. На мой взгляд, это не совсем правильная позиция.
Мне кажется, в России нет человека, которого бы эти репрессии не затронули. Это касается и жертв, и палачей, и стукачей, и искренних патриотов страны, и нас, их потомков. Как сказал Виктор Астафьев, один из самых честных наших писателей: «Мы не на земле живём – на мешке с костями, а в середине кровь булькает!».
Трагедию этих репрессий мы ещё не пережили, не прочувствовали до конца. Беда в том, что у многих из нас не хватает воображения — отсюда и равнодушие, и даже оправдание того, что делала наша власть со своим народом.
* * *
Насколько глубоко сидит в нас это равнодушие, нежелание нести хоть какую-то ответственность за прошедшее, можно приводить массу живых свидетельств из современной жизни.
Да что там далеко ходить — на данном мероприятии меня поразила реакция заместителя главы города по социальным вопросам Натальи Ивановны Грушко на замечание одного из участников собрания. Потом я узнал имя этого человека – Суворов Павел Николаевич, сын репрессированного в 1943 году Суворова Николая Леонтьевича.
Так вот, Павел Николаевич после выступления Натальи Ивановны взял слово и задал ей вопрос: мол, как так — из публикаций в СМИ известно, что бывший губернатор Колесов истратил на позолоту своего кабинета 30 миллионов рублей. А 12 миллионов на памятник для невинно замученных советской властью людей найти невозможно.
Конечно, вопрос был наивным, но по существу.
Реакция заместителя главы города по социальным вопросам была предсказуемой. Она решительно и как-то даже, мне показалось, поспешно заявила, что не несёт ответственности за действия губернатора Колесова.
* * *
Но почему, Наталья Ивановна? Как так — ведь вы во время правления Колесова также работали на этой должности, возможно, произносили какие-то приветственные речи, во всяком случае, выполняли его распоряжения? И не чувствуете ответственности!..
Поверьте, Наталья Ивановна, я привожу этот пример вовсе не для того, чтобы как-то обидеть вас или унизить. Просто такое отношение к прошлому — наша общая беда – беда России! Таких, как вы – миллионы, и даже больше. Чиновник, заступая на должность, не несёт ответственности за поступки и обещания своего предшественника – это общее правило.
Как же простые граждане могут почувствовать ответственность за дела своих предков, если их руководители не способны отвечать даже за деяния своих предшественников?
А ведь по Большому счёту, каждый, кому посчастливилось родиться на Белый Свет, несёт долю ответственности за всё, что на этом Белом Свете происходит. Видимо, поэтому все мировые религии требуют покаяния, или исповеди.
Все не без греха, но понимать и чувствовать греховность своих поступков обязан каждый.
* * *
После окончания Второй Мировой войны наши западные союзники заставляли немецких бюргеров, которые заявляли, что ничего не знали о зверствах фашистов, раскапывать массовые захоронения и хоронить жертвы заново. Урок, видимо, пошёл впрок. Германия ныне излечилась от фашистской заразы. Так, может быть, и нам следует пойти по этому пути?
Наталья Ивановна на данном собрании проникновенно говорила о том, что на территории Свободного немало массовых захоронений времён ГУЛАГа, о которых нет сведений даже в краеведческом музее. И что необходимо эти места обязательно обозначить, чтобы, не дай Бог, не отдать их под жилую застройку. Вот, мне кажется, возможность привлечь к раскопкам этих захоронений тех, кто не верит или оправдывает эти массовые репрессии. Пусть воочию увидят эти массовые захоронения: кости тысяч жертв, простреленные черепа и остатки одежды со следами высохшей крови. Может, тогда что-то сдвинется в их сознании.
Иначе — всё может повториться. Во всяком случае, на мой взгляд, у нас в Свободном определённые шаги в этом направлении уже предпринимаются.
Вам не кажется, Наталья Ивановна, что действия местной власти в отношении «Свободной газеты+» вполне укладываются в рамки политических репрессий? Пока, правда, не расстреливают, но кому-то очень хочется… Наверное, догадываетесь, кому?!..
Анатолий Осипов
Посторонний # 5 ноября 2015 в 14:42 0 |
wal # 5 ноября 2015 в 21:06 0 |
Ирма # 7 ноября 2015 в 06:18 0 |