ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОВЕСТЬ
Но Пятков не ушёл в общежитие. Он насобирал щепок, бумаги, приволок откуда-то большой кусок рубероида и запалил костёр. Заикин и Бобров подошли греться. В трёх метрах позади них стояла громада недостроенного шалаша. Ночь была на редкость холодной и беззвёздной.
Прошёл час, и на пост заступила новая смена: Игорь Артемьев и Юра Панов. Пятков и на этот раз не пошёл спать. Он собирал сухие листья, скручивал из них "козьи ножки" и пыхтел, вдыхая в себя едкий дым.
В двенадцать ночи пришли обе Воронины и с ними Витька. Наконец-то он дождался, когда на пост заступит Галя. Витька принёс с собой несколько штакетин, порванные учебники и одеяло. Пятков, уложив голову на поставленные руки, задумчиво смотрел в костёр, наблюдая за одинокими искорками. Кто знает, какие мысли будоражили эту талантливую головёнку. Может, именно сейчас рождалось в ней оригинальнейшее изобретение, которое когда-то перевернёт весь мир. "Из искры возгорится пламя…"
Вдруг резкий порыв ветра нарушил размеренную тишину. Хвост пламени и мириады искр полоснули по небу. Пятков сразу же уселся с подветренной стороны. Костёр должен жить! Не говоря ни слова, все по достоинству оценили этот его шаг.
Витька накрыл съёжившихся девчонок одеялом и уселся около Гали. Ему стоило больших усилий воли за полчаса придвинуться к ней вплотную, так, чтобы ощущать тепло её тела. Пределом его мечтаний было забраться к ней под одеяло.
Валя рассказывала о мертвецах, и всем было не до сна. Пятков то и дело оглядывался назад: нет ли мертвецов поблизости. И продолжал сосать своё вонючее зелье.
Новым порывом ветра с девчонок сорвало одеяло. Витька соскочил с места и понёсся за ним. Пятков завис над костром, из которого прямо в лицо ему летели искры. Становилось жутко. Девчонки оглядывались по сторонам, спрашивали у Витьки время. Часы, которые я дал первой смене, предавались из рук в руки.
Чтобы разрядить наступившую вокруг тишину, Галя завела разговор:
– А я нафантазировала, как полечу на нашем шалаше над Свободным, над всей землёй, над тайгой, горами и морями и сверху буду обозревать всё-всё. Побываю во всех тёплых странах. Вот только ночью будет страшно одной в шалаше.
– Хочешь, полетим вместе? – предложил Витька, придвигаясь к ней вплотную.
– Шалаш двоих не поднимет, – уклончиво отозвалась девчушка.
Ветер утих, и наступила такая тишина, что за километр можно было услышать любые шаги. И Пятков их услышал. И не за километр. И даже не за сто метров. А прямо за своей спиной. Пятков с испуга вскочил. Подошла сторожиха:
– Чего это ты?
– Та-ак.
Предчувствие чего-то недоброго закралось в сердце мальчишки.
– Дежурьте, только не спите. Я тут уже раз десять школу обошла. Гляжу, вы меняетесь, меняетесь… На кочегарке замок сорван, так я боюсь туда заходить.
– А… а, – заакал Пятков, – а кто сорвал?
– Я откуда знаю. С вечера пробовала, был цел. А щас…
– Вы милицию вызовете.
– Чего "милицию", – махнула рукой. – В кочегарке всё равно нечего брать.
– А может, там жулик какой?
И тут показал себя Витька:
– Пойдёмте.
Бабка глянула на него:
– Пойдёшь? Не боишься?
– Раз говорю – пойдёмте!
– Гм, – хмыкнула. – Отчаянный.
Больших внутренних усилий Витьке стоило сейчас, после Валиных страшных рассказов о мертвецах, идти в кочегарку, в которой, может быть, затаился бандит. Но он пойдёт. Галя должна знать, что он не трус.
Подошли к кочегарке, остановились. Витьке почудилось, что там кто-то ходит.
– Темень какая! У вас нет фонарика?
– Нету.
Набравшись храбрости, Витька потянул на себя дверь, сделал шаг, спросил сторожиху:
– Где здесь свет?
– Не знаю где они включали, – ответила та, оставаясь снаружи.
Он пошарил руками по стене, спросил громко, по-мужски:
– Есть здесь кто?
В ответ ни звука. Тело его напружинилось. Сделал ещё шаг вовнутрь, второй, третий…
Сторожиха ждала. Витька неспешно вернулся назад:
– Никого, вам почудилось.
– Как же "почудилось"! Я сама замок смотрела. А теперь его нет.
Витька пошарил ногами у двери, нагнулся:
– Вот ваш замок.
– Кто ж его?
– А я откуда знаю, – и направился к костру.
Новая смена была из двух восьмиклассников. Они пришли, недовольные, что их разбудили, бурчали на Костю и Игоря. Пятков остался с ними.
Шёл третий час глухой ночи, когда, наскоро одевшись, я пошёл проверить пост. Пристально вглядевшись в темноту Пятков первым заметил меня, поднялся:
– Алексей Егорович, а мы тут… всё в порядке. А вы что, тоже не спите?
– Почему ты не в общежитии? Я кому говорил идти спать?! – накинулся на него.
– Я уже спал. А потом проснулся и проверить пошёл, как дежурят.
– Спал, говоришь? Ребята, вы пришли, Пятков был здесь?
– Здесь был. Он пришёл вперёд нас.
– Ладно. Как вы? Не замёрзли?
– Мы куртки одели, одеяло взяли.
– Не страшно?
– Мы ж не маленькие…
Сторожиха, однако, в милицию позвонила. Приехавший наряд обшарил кочегарку фонариками сверху донизу, но никого не нашёл.
Восьмиклассники уселись поудобнее на досках, укрылись одеялом и начали похрапывать.
Пяткова потянуло в сон. Нет, он не спал. Его только потянуло в сон, когда из темноты до его слуха донеслось властное:
– Пята! Пята!
Подошла сторожиха:
– Не спите! Не спите! А ты чего не идёшь на койку?! Ну-ка марш в общежитие! Съежился как цуцик! – напустилась на Пяткова, который так и не понял, то ли ему показалось, что его кто-то позвал, то ли ему приснилось это. Вместе с бабкой пошёл к интернату.
– А чего караулить, – сказал один постовой, – всё равно здесь никого нет. Айда спать.
– Сколько осталось?
Глянул на часы:
– Двадцать две минуты.
– Пошли! До утра ещё далеко.
И они ушли.
Закрапал дождь, и костёр затушило. Ночная смена не пришла. Её просто не подняла ночная няня, потому что сама спала.
К рассвету дождь утих. Выглянувшее солнце до обеда расправилось с его последствиями. А после обеда кружковцы доклеивали стену и крышу шалаша, вспоминая ледяную ночь. Пятков поинтересовался:
– Ну, как, Бобёр, ходил в кочегарку?
– Ходил, а что?
– Чего там?
– Бабке показалось, – соврал Витька. – А замок он так, без ключа, был навешан.
– Вот старушенция! Сама боится…
С утра я с семиклассниками доделывал опалубку. Сегодня должны подвезти бетон. Работка обещает быть жаркой. Придётся вкалывать на четырёхметровой высоте, а туда машиной не подашь. Только вёдрами и тазиками. Издали всё сооружение напоминало петуха со взъерошенным хвостом и меньше всего гвоздику.
Подошёл Костя:
– Шалаш готов.
– Доклеили? Молодцы, – сказал я, ставя последнюю распорку. – Ну, идём смотреть.
– Как вы думаете, хлопцы, сколько в камушках, что лежат на полу шалаша веса?
– Килограммов сто, не больше.
– "Сто", – задумчиво повторил я. И тут же решительно. – А ну-ка сбрасывайте!
Убрали примерно половину балласта. Шалаш чуть-чуть подался вверх. Ребята непонимающе переглянулись. В чём дело?
– Его же ещё и дождик держит! – догадался Иваненко.
– Верно, Серёжа! Приподнимите его за углы. Пусть днище просохнет.
И на этот раз ребята не поняли в чём дело. Не хотел я разрушать их мечту. Ох как не хотел!
– Сколько же он будет просыхать? – спросил озадаченно Костя.
– А вы не держите. Сбросьте ещё камешки. Пусть сам попарит. Завтра будем запускать…
Вечером, когда бетон шёл машина за машиной, сияющий Витька подошёл ко мне:
– Шалаш обсох и здорово приподнялся.
– Хорошо, – сказал я, а сам подумал, может, опыты стоит провести строго по-научному? Привлечь на помощь микроскоп и исследовать стенки ячеек. А может, давление в пузырях огромное и оно стремится уравновеситься с атмосферным? Как его измерить в ячейках?
В любом случае надо искать способ удержания газов внутри ячеек. Работу с пенопластом надо заново начинать с нового учебного года и вести её строго по науке.
Из дверей школы выскочил возбуждённый Пятков:
- Алексей Егорович! Алексей Егорович! Я такое придумал! Такое!..
- Ну, что ты придумал «такое»?
- Как уголь для кочегарки сберегать.
- Как?
- При скольки градусах вода на Эльбрусе кипит?
- Не помню, кажется при 60. И что?
- А то! В телевизоре сказали, что она кипит из-за того, что там давление маленькое.
- Ну и?
- Надо в кочегарке баки с водой, которая по батареям течёт, плотно закрывать крышками и из-под них воздух выкачивать.
- И что?
- А то, что воду не надо до ста градусов нагревать и затрачивать на это уголь! Надо только до шестидесяти – и она будет кипеть, как при ста.
- А что, Володя, идея неплохая, - задумался я. - Иди-ка к Костику и проделай с ним опыт под колпаком насоса Комовского.
- Костя! - сорвался с места изобретатель. - Ко-стяяяя!!!
После обеда оба – и Пятков и Костя – подошли ко мне понурые.
- Что, не клеится?
- Мы стали выкачивать воздух из-под колпака, куда поместили зажжённую спиртовку, а над ней баночку с водой – и пламя погасло.
- А вы что хотели! Без кислорода огонь не горит. Надо по-другому опыт ставить.
- А как ?
- Думайте, думайте… голова у вас есть.
Пятков сощурил глаза, напряжённо соображая, и вдруг выдал:
- Надо поставить под колпак баночку с кипятком и градусником!
- Во-от! С кипятком и градусником… Действуйте.
- И выкачивать воздух!
- Молодец! А если вода закипит, как вы узнаете, что она, кипящая при 60 градусах, такая же горячая, как и при 100?.. Всё! Идите экспериментируйте. Не путайтесь под ногами…
Стройка напоминала мамаево побоище. Действительно, её можно было назвать всенародной, потому что весь народ школы-интерната принимал в ней активное участие: от первашей до завтрашних выпускников. Одни наполняли вёдра и тазики бетоном. Другие, стоя на табуретках, передавали его наверх, на леса, где его другие ссыпали в опалубку. Стройку можно было назвать и пионерско-комсомольской. И даже октябрятской. Все знали, что делают важное дело. Дело для революции. Для всех. Для себя. И каждому хотелось участвовать в нём.
Приплелась техничка тётя Глаша, которая проживала рядом со школой в списанном бараке. Смотрела, смотрела на этот муравейник, да и отобрала лопату у малыша:
– Куда ж ты по стольку набираешь! Грыжу заработать хочешь!
И стала наполнять вёдра.
Вера Фоминична, которая собиралась сегодня уйти домой пораньше, тоже не утерпела. Сидела у телефона и смотрела из окна своего кабинета. Потом вышла, распорядилась малышей и дежурных отправить в общежитие, взяла оставленную кем-то лопату и встала рядом с тётей Глашей:
– Вы только, ребятки, вдвоём поднимайте. Не надсадитесь. Симаков, слезь сверху!
Это она хлипика Симакова, который до того раздухарился в работе, принимая вёдра и вываливая бетон в опалубку, что снял рубашку. И даже майку. Снял с себя, глядя на Витьку, работавшего голяком.
Вопреки директорскому приказу, Симаков не слез с лесов. Сделал только вид, что слазит. Перебрался за чью-то спину и стал принимать вёдра там.
Пришла ещё одна машина с бетоном. И когда она, опорожнившись, укатила, уставшие люди вдруг поняли, что бетон не должен остаться на завтра не уложенным в опалубку. Его надо выработать сегодня, иначе он схватится. "Схватится", – что обозначает это слово, знали уже все.
Утрамбовывая бетон длиннющей дубиной, я увидел рядом с собой Пяткова, подмигнул ему. Только тот в наступившей темноте ничего не заметил.
– Симаков, слазь, кому говорю! – опять увидела его Вера Фоминична. – Иди сюда!
Мальчишка, наконец, повиновался. Стал спускаться вниз и, видимо, в темноте плохо рассчитал куда наступить, потому что кто-то громко послал его матом. В стылом воздухе мат прозвучал особенно отчётливо.
– Кто это?!– ужаснулась Вера Фоминична.
Начали переглядываться. Она пошла на голос и остановилась. И потянула к себе одного усердно работающего, чтобы разглядеть получше:
– Так и думала. Сумароков!
Да, автором мата был Вовка, несдержанный и хамовитый Вовка Сумароков. Но как он работал сейчас со всеми вместе! Загляденье.
Вера Фоминична при всех коротко отчитала Вовку, напомнила ему о великом деле, которое он творит, и что это дело нельзя никак порочить. Тем более гадкими словами. Вовка, наверное, понял свою ошибку.
Не работал из всей школы только один человек, Лёшка Береговой. Он был на посту у шалаша. До него доносились звуки этой всеобщей работы, и он ох как хотел сейчас быть вместе со всеми! Он нестерпимо ждал смену.
– Костя, – позвал я, – где ты тут у меня? Давай бутылки.
Костя отошёл к забору, развернул лежащую на траве рубаху, достал две осургученные бутылки, протянул мне, занёсшему руку над ударной стройкой:
– Все – тихо! В этих бутылках письма в будущее. В них написано о нас, создателях этого монумента. Сюда же мы вложили одну из лучших тетрадей, в которой только пятёрки. Тетрадь Лены Диденко. В письмах, которые найдут, может быть, через тысячи лет, когда в борьбе со временем не выдержит и разрушится материал этой гвоздики и на её месте люди задумают величественный памятник нашему времени. Памятник нам. В этих письмах мы поимённо перечислили нас всех: и Оксану Пайхайсан, и Виктора Боброва, и Владимира Пяткова, и Алексея Берегового, и Владимира Сумарокова, и Галину и Валентину Ворониных, и всех-всех, кто причастен к созданию этого памятника революции.
На секунду я смолк. Все почувствовали, что этими торжественными словами выражена обыкновенная правда. И все они – обыкновенные создатели этой правды.
– Дайте фонарик. Светите сюда. Я опускаю бутылки в трубу.
– Разобьются! – выкрикнул кто-то.
– Первая бутылка падает в стекловату. У второй ко дну тоже привязана стекловата. Значит, не разобьются. А теперь закрываю трубу. – И надел на неё кружку. – Подавайте бетон.
Прошло ещё минут десять, когда весь бетон был выбран и опалубка наполнилась до краёв.
– Всем мыться и спать! Бобров и Заикин, к шалашу. Сменить Берегового. Дежурить строго по расписанию. Володя! Пятков! Подойди ко мне… Я ж тебе говорил, садовая твоя башка, не ходить к шалашу, а идти спать. Почему не слушаешь?!
– Ничего же не случилось, – виновато отозвался мальчишка.
– Может случиться! Так что топай в интернат и спи. Понял?!
– Понял…
Нет комментариев. Ваш будет первым!