Автор – Шиманский Василий Иванович
Жизнь — это громадный костёр, в котором сгорает всё живое, но остаётся пепел, который зовётся историей.
Если в наше время вы захотите заглянуть в прошлое своего рода, то эта работа напомнит вам колодец, у которого есть дно, и на определённом этапе вы упрётесь в него.
Род Колесниковых своими корнями глубоко уходит в многострадальную черниговскую землю, которая входила в состав Киевской Руси, подвергалась нашествию татаро-монгольского ига, подчинялась Литовскому княжеству, захватывалась поляками, много раз делилась и перекраивалась.
В деревне Калинки, Суражского уезда Черниговской губернии в многодетной крепостной крестьянской семье Колесниковых, в одна тысяча семьсот девяносто третьем году родился мальчик, которого назвали Семёном (1793 г.р.).
Калинки располагались в двух верстах от города Суража, на берегу пруда. Там находилась центральная панская усадьба. Места в этих краях были сказочные. Вокруг панской усадьбы благоухали сады, а воздух был пропитан ароматом цветов. На барских нивах и полях колосилась рожь, овёс и пшеница, на которых с раннего утра и до поздней ночи гнули свои спины крепостные крестьяне.
Семён с раннего детства познал тяжёлый крестьянский труд, а когда пришло время служить, его забрали на двадцать пять лет в солдаты-рекруты. Это произошло в одна тысяча восемьсот тринадцатом году (1813 г.).
Где пришлось побывать Семёну за эти двадцать пять лет, одному Богу известно. На службе он выучился грамоте, что в то время среди крепостных крестьян было большой редкостью. Был он набожным человеком. Всегда молил Бога об одном: «Господь, если ты есть на белом свете, спаси мою душу, а я всю оставшеюся свою жизнь буду молиться за тебя!»
Помог Семёну Бог или случай — неизвестно, но в одна тысяча восемьсот тридцать восьмом году (1838 г.) он вернулся со службы домой. Это произошло при правлении царя Николая первого, поэтому в Калинках, когда разговор заходил о Семёне, люди его всегда называли «николаевским солдатом». Пан был хорошим человеком, поэтому Семёна не послал в поле на тяжелые крестьянские работы, а определил садовником при своей усадьбе.
Женился Семён тогда, когда ему было под пятьдесят. Имени его жены потомки не сохранили. Известно одно — она в одна тысяча восемьсот сороковом году родила ему сына, которого назвали Никитой (1840 г.р.), а двумя годами позднее появился у них и второй сын — Иван (1842 г.р.).
Остаток своей жизни Семён посвятил детям, обучая их грамоте и просвещая религией. Слово, данное Богу, он сдержал.
В Калинках Семён построил семье хату «пятистенку» и в ней прожил до глубокой старости. В доме был полный порядок. Детей он держал в строгости и послушании. Прах его покоится в Калинках на черниговской земле.
Никита Семёнович и Иван Семёнович от отца познали грамоту — научились читать и писать. Никита Семёнович стал волостным писарем, а Иван Семёнович — учителем и проповедником христианства. В семье Колесниковых было много икон и церковных книг «о житии святых», которые переходили от одного поколения к другому. Многие из них сохранились до наших дней.
О Никите Семёновиче и его потомках ничего не знаю, потому что они остались жить на Черниговщине. Что касается Ивана Семёновича Колесникова – моего родоначальника по материнской линии, расскажу вам всё, что узнал о нём от своего дедушки – Степана Ивановича Колесникова.
Иван Семёнович женился рано, но долгое время детей у них с женой не было. Имени жены Ивана Семёновича потомки не знают. Она в одна тысяча восемьсот семьдесят втором году (1872 г.) обрадовала Ивана Семёновича тем, что ходит на сносях. В семье Колесниковых с большим нетерпением ждали появления мальчика, так как на мальчиков давали надел земли, которая для крестьянина была матерью и кормилицей. Надежды на рождение сына не оправдались. В одна тысяча восемьсот семьдесят третьем году жена родила Ивану Семёновичу девочку, которую в честь императрицы назвали Екатериной (1873 г.р.)
Иван Семёнович сильно опечалился, когда в одна тысяча восемьсот семьдесят пятом году жена наградила его второй дочерью, которую назвали Матрёной (1875 г.р.). Матрёна в дом Колесниковых принесла мало радости, потому что с рождением девочек надежды на надел земли каждый раз таяли, как весенний снег...
Долгожданная радость пришла в дом Колесниковых, когда в одна тысяча восемьсот семьдесят седьмом году жена Ивану Семёновичу подарила сына, которого в честь императора назвали Павлом (1877 г.р.). Он рос коренастым, красивым и крепким малышом. Колесниковы на сына получили надел земли и строили планы на будущее.
В одна тысяча восемьсот семьдесят девятом году в их семье появился ещё один мальчик. Отец назвал его Яковом (1879 г.р.). Почему отец?… Жена Ивана Семёновича при родах умерла. Её смерть больно ударила по его сердцу — белому свету был не рад.
В крестьянских семьях дети рано взрослеют и приучаются к труду. Когда в семье появляется второй ребёнок, первый для него становится нянькой и выполняет по дому посильную работу – присматривает за младшими детьми, ухаживает за скотом и огородом. Детство для крестьянских девочек в те времена было особенно тяжелым. Девушка в доме считалась лишним ртом, и её старались скорее выдать замуж. Став женой, молодая женщина с раннего утра до поздней ночи крутилась у печи, стараясь во всём угодить мужу, свекрови и всей мужевой родне. Сначала звали её по имени, потом дети назовут её мамой, а внуки бабушкой. Род на Руси с давних времён считается по отцу потому, что на мужчину давали надел земли, и он считался хозяином положения. Когда женщина умирала, во многих случаях её забывали совсем, или она навсегда оставалась безымянной мамой и бабушкой.
Промыкался Иван Семёнович год с четырьмя малыми детьми и решил жениться. Вторую его жену звали Анной. Из какого она была рода, никто не знает. Вошла Анна в хату Ивана Семёновича на четверых маленьких детей, и жизнь постепенно вошла в свою колею. Иван Семёнович воспрянул духом.
Люди жили тогда большими семьями. Сообща легче было обрабатывать землю и кормиться на ней. Анна оказалась хорошим человеком.
В одна тысяча восемьсот восемьдесят втором году она дарит мужу сына. Они называют его Степаном (1882 г.р.). В одна тысяча восемьсот восемьдесят восьмом году в семье появляется на свет девочка Серафима (1888 г.р.).
К тому времени дети Ивана Семёновича от первого брака выросли. Когда старшая его дочь Екатерина Ивановна собралась замуж, он сразу дал ей своё родительское благословение на брак с Ильёй Мехедовым. Илья был отчаянный, лихой парень. Иван Семёнович подумал: «С таким парнем Екатерина не пропадёт».
Екатерина Ивановна связала свою жизнь с Ильёй Мехедовым по любви, что в то время было большой редкостью. В семье Колесниковых, как и во многих других крестьянских семьях того времени, правил «домострой» — слово родителей для детей считалось законом. Дети к матери и отцу обращались на «Вы», а не на «ты», как заведено в наше время. Так Екатерина Ивановна Колесникова стала Мехедовой.
Начиная с одна тысяча восемьсот девяностого года (1890 г.) по Украине и Центральной России, несколько лет подряд прошла сильнейшая засуха. Крестьяне от голода пухли и умирали, а баре и паны проводили своё время в сытости и праздности. В народе начались крестьянские волнения и бунты. Одним из бунтарей в деревне Калинки стал муж Екатерины Ивановны — Илья Мехедов, за что его отправили на каторгу и вечное поселение на Дальний Восток.
На крутом берегу реки Зея, где сегодня расположен пригород города Свободного – посёлок Суражевка, выкопал он себе землянку и стал в ней коротать дни, недели и месяцы, вспоминая родные Калинки и любимую жену Екатерину.
Недалеко от тех мест проходил тракт, по которому гнали на каторгу Дальнего Востока и острова Сахалин людей, шли обозы с продовольствием, проезжали отдельные путешественники и возвращались к родным местам отслужившие службу солдаты.
Илья с одним из таких попутчиков передал в родные Калинки дорогой жене Екатерине Ивановне весточку с просьбой о её приезде к нему. В этом своём послании он написал: «Прекрасные места в амурских краях. Непаханой земли здесь видимо-невидимо! Леса стоят дикие, нехоженые, в которых водится много всяких зверей и дичи. Реки — голубые, а рыбы в них ловить — не переловить...».
Екатерина Ивановна получила весточку от мужа, затосковала по любимому и стала собираться в дальнюю дорогу. Когда она думала о предстоящей дороге в неведомые края, страх перед неизвестностью сковывал ей душу. В жизни нет ничего страшнее неизвестности.
Тогда Екатерина Ивановна стала звать с собой младшую сестру Матрёну, которая к тому времени была замужем за Ерофеем Кирилловичем Пысь. У Матрены на руках был двухгодовалый сын Алексей, а у Екатерины — семилетний Иван. Сестры уговорили Ерофея о переезде на Дальний Восток. Он согласился. Собрали в дорогу свои нехитрые пожитки и тронулись в неведомое будущее. Путь до новых земель был очень долгим и изнурительным.
… С приездом жены Екатерины с сыном Иваном и её сестры Матрёны с мужем Ерофеем и сыном Алексеем, семьи Мехедовых и Пысь решили строиться основательно. Так на крутом берегу реки Зея закипела работа.
Вокруг того места, где находилась землянка Ильи Мехедова, в то время шумела непроходимая, вековая тайга. С лесом проблем не было.
Так в одна тысяча восемьсот девяносто восьмом году (1898 г.) на крутом берегу реки Зея появились два рубленых дома, в одном из которых стали жить Илья Мехедов с женой Екатериной и сыном Иваном, а во втором — Матрёна Ивановна с сыном Алексеем и мужем Ерофеем Кирилловичем Пысь.
Через год к Ерофею Кирилловичу приехали отец с двумя сыновьями — братьями Ерофея, а также ещё несколько семей. Так в поселении без названия появилась первая улица, которую люди назвали Набережной.
Пока Екатерина Ивановна с Матрёной Ивановной со своими семьями обживали новые места, на родине — в д.Калинки — в семье отца (а именно у Ивана Семёновича Колесникова) произошли изменения. Через шесть лет после рождения дочери Серафимы жена Ивана Семёновича Анна в одна тысяча восемьсот девяносто пятом году подарила мужу второго сына, которого назвали необычным именем Конах (1895 г.р.), а в одна тысяча восемьсот девяносто восьмом году на свет появляется сын Пётр (1898 г.р.). Всё было бы хорошо, но не исполнилось Петру и одного года, как Анна умирает. Во второй раз Иван Семёнович остаётся один на один с малыми детьми на руках.
Вскоре после отъезда сестёр на Дальний Восток, старшего сына Ивана Семёновича Павла призвали служить на флот. Так он стал первым моряком в роду Колесниковых.
Второй сын Ивана Семёновича Яков в поисках своего счастья отправился в город Херсон, где приобрёл специальность паровозного машиниста и первым из рода Колесниковых обосновал рабочую династию железнодорожников.
После отъезда старших дочерей Ивана Семёновича на Дальний Восток, ухода Павла на службу во флоте и отъезда Якова в Херсон, с Иваном Семёновичем остались: восемнадцатилетний сын Степан, шестнадцатилетняя дочь Серафима, четырёхлетний сын Конах и годовалый Пётр.
В западных районах России и по всей территории Украины гуляла засуха, и царил голод. Вся надежда Ивана Семёновича теперь возлагалась только на старшего сына от второго брака - Степана. Стёпа был пятым ребёнком в семье, но первым от второй жены Анны. Он рос послушным и набожным мальчиком. Любил природу и крестьянский труд, грамоте выучился от отца, умел читать и писать. Понимал шутки и сам умел шутить. По характеру Стёпа был спокойным, общительным и уравновешенным человеком.
В то время, когда умерла его мать, старшие сёстры и братья со своими семьями были от Калинок очень далеко, непосильная ноша свалилась на Степановы, ещё неокрепшие юношеские плечи. Кроме больного отца, на его руках оказалась сестра Серафима и два малолетних брата.
В доме нужна была хозяйка. Немного подумав, Иван Семёнович принимает решение — женить сына Степана. Заслали сватов к односельчанам Мехедовым, которые в то время жили лучше, чем Колесниковы и имели на выданье девушку Марию.
У Марии было три брата, Григорий, Захар и Иван, которые жили дружно одной большой семьёй. Уговаривать братьев долго не пришлось. Дали они сестре в «приданное»: корову и кое-что из посуды. Собрала Мария в узел свои нехитрые пожитки и перебралась жить в дом Колесниковых. В то время ей едва исполнилось семнадцать лет. Несмотря на свою молодость, она стала хорошей женой Степану, дочерью Ивану Семёновичу, сестрой Серафиме, а маленьким Конаху и Петру — мамой.
* * *
Так род Колесниковых породнился с родом Мехедовых дважды.
Раз так, то мне придётся сейчас рассказать вам всё, что узнал от своей бабушки Марии Антоновной о прошлом этого рода (Мехедовых)...
Полина # 2 апреля 2016 в 22:22 0 | ||
|
Алексей Дыма (Вахтённый) # 2 апреля 2016 в 22:26 0 | ||
|
Полина # 2 апреля 2016 в 22:42 0 | ||
|
Алексей Дыма (Вахтённый) # 2 апреля 2016 в 23:34 +1 | ||
|
Алексей Дыма (Вахтённый) # 3 апреля 2016 в 11:23 0 |