Колонка редактора
В своей колонке прошлого номера я вскользь коснулся довольно скользкой темы патриотизма, и отклики наших граждан не заставили себя ждать. Одни соглашались, другие пытались развить эту тему… Но больше всего было возмутившихся моим сравнением патриотизма с холуйством.
Что ж, придётся поговорить об этом более подробно.
Сразу замечу, что особенно скользкой эта тема является для России, граждане которой никак не определятся: кто мы такие, куда идём и зачем. В этих условиях палочкой-выручалочкой, по мнению власть предержащих, явилась бы поголовная, единодушная и единообразная патриотизация населения страны. Для этой цели придумываются внешние враги и пятая колонна, присваивается Победа в Великой войне (хотя остатки тех, кто её непосредственно добывал, влачат довольно жалкое существование), и, самое главное, из всех возможных государственных источников на граждан изливаются потоки лжи. Им, предержащим власть, и невдомёк, что ложь — самое ядовитое вещество для мыслящей материи любых масштабов. И это вещество разъедает души хоть индивида, хоть самого преуспевающего государства. А без души — какой патриотизм?
И мы видим хоть на экранах телевизоров, хоть в окружающем нас быту толпы рвущихся к кормушке «патриотов», готовых ради карьеры или подачки одобрять любые глупости стоящих у власти, закрывать глаза на их преступления, оправдывать их губительную для страны алчность, участвовать в лжесвидетельствах и даже быть непосредственными исполнителями подавления инакомыслящих противников системы.
На бытовом уровне они могут быть вполне порядочными людьми, но ощущают свой патриотизм в неразрывной связке с личным благополучием. В духовном смысле это, так сказать — чернь, для которой всегда была предназначена экзотерическая часть любой религии, и которая во все времена была фундаментом любой власти.
К сожалению, человек создан далеко не совершенным. Всевышний, видимо, предназначил ему совершенствоваться в процессе эволюции. Но путь эволюции, увы, не всегда поступательный, и иногда совершает такие зигзаги, что сразу и не разберёшь, что заблудился. И это, по-видимому, как раз наш случай — российский.
Когда весь мир худо-бедно движется вперёд, преодолевая трудности, исправляя ошибки, своевременно корректируя искривления, мы, попав в подобную эволюционную загогулину, упёрто пытаемся доказать всем и — самое губительное — себе, что Россия на верном пути. И патриотами у нас называют тех, кто эту упёртость демонстрирует с наибольшим усердием.
Конечно, лучше других эта роль удаётся энтузиастам с ограниченным умственным багажом. Всё непонятное эти люди, не мудрствуя лукаво, причисляют к глупостям, а простые решения из сложных ситуаций — верхом мудрости. Им легче других удаётся принимать белое за чёрное и наоборот, гордиться позорными явлениями своей страны и беззаветно верить пропагандистской болтовне нашего телевидения. Всё это они делают искренне, не комплексуя. Поэтому их трудно в чём-либо обвинять – они всегда правы.
Другая категория граждан – равнодушные. Это полупатриоты. Они иногда на кухнях даже способны покритиковать власть предержащих, но поскольку считают, что от них ничего не зависит и всё равно ничего не меняется, всегда «за» и делают, что им велят…
И наконец, те, кто лгут, фальшивят, лицемерят сознательно, но не считают это за грех. Им как раз и достаются сладкие куски общенародной собственности, которые беззастенчиво сплавляются ими в заморские страны. Они как раз-то и есть заводилы квасного патриотизма, который и позволяет им переводить стрелки на «врагов» внешних и внутренних. А «патриоты» никак не могут уразуметь, что цивилизованный мир порицает и презирает не Россию, а наглое бесстыдство и тёмные делишки этих руководителей.
Анатолий Осипов