Колонка редактора
Владимир Высоцкий в своё время пел про хорошую религию, которую придумали индусы, что, мол, мы не умираем насовсем. Наша страна тогда была практически полностью атеистической, и ирония великого барда воспринималась с пониманием и одобрением. Однако после падения большевистско-коммунистического режима бывшие воинствующие атеисты как-то легко и безболезненно перетекли в разряд верующих – навесили на себя крестики, стали по случаю посещать церкви, крестить лбы на публике и даже бить поклоны.
Насколько искренни все эти духовные перерождения не наше дело – тут пусть каждый решает для себя сам. Однако путаницы в этом деле для нас, бывших атеистов, никак не избежать. Впрочем, не только для нас – в XXI веке мы наблюдаем во всём мире с одной стороны какой-то всплеск религиозности, доходящий до фанатизма, с другой – уход в прагматичный материализм, где примитивное стремление взять от этой единственной жизни всё и сразу разбивается об ограничители человеческой природы. И ни религия, ни наука не дают ясных ответов на самые насущные вопросы бытия: Кто мы? Куда идём? Зачем? В чём смысл человеческой жизни?
Нельзя же, в самом деле, современному человеку удовольствоваться верой в загробную жизнь, где он вечно будет порхать с ангелами, наигрывая на лютне сладкие мелодии, или блаженствовать с гуриями, как обещают на том свете мусульманам. Каждый, у кого есть хоть капля воображения, понимает, что Вечность — это очень долго, и за это время и ангелы, и лютня, и гурии осточертеют до такой степени, что душа праведника проклянёт всё на свете и от безысходности, вероятнее всего, попросится Ад. Так что эта версия совершенно неудачна.
Современная наука, несмотря на свои великие достижения, вернее даже, благодаря этим достижениям, тоже вносит всё большую путаницу в вопросы бытия. В прошлом веке квантовая механика доказала, что в микромир не подчиняется законам механики Ньютона, что элементарная частица одновременно может находиться в нескольких местах сразу. И вскоре после этого выяснилось, что наша Вселенная образовалась 14 миллиардов лет назад из бесконечно малой частицы в результате Большого Взрыва. То есть из Ничего.
Ладно, в это ещё как-то можно поверить и понять. Но что было до того? Тут наука молчит, да и разум встаёт в тупик. Кто поджёг фитиль этого Взрыва?
Елена Петровна Блаватская, основываясь на религиях Востока, называла это Непостижимой Неощутимой Беспричинной Причиной всех Причин. Именно Блаватская почти полтора столетия назад подвергла уничижительной критике современную религию и науку. Основной постулат её критики заключается в косности обоих этих институтов человеческого бытия.
Не все христиане знают, например, что понятие реинкарнации было изгнано из христианства только на Вселенском соборе VI века. Если это так, приходится признать, что Иисус Христос знал и проповедовал переселение души из одной жизни в другую. То есть, как утверждает Елена Блаватская и Владимир Высоцкий, человек не умирает насовсем. Что существует такое понятие, как карма. А эта штука очень даже неудобная для грешного человека, коими все мы являемся.
По восточным верованиям карма знает о человеке всё, даже то, что он таит в самых глубинах своей души. Все наши достоинства и грехи у неё, как на ладони. И избавиться от грехов простым покаянием, как это делается в нынешней церкви, не удастся. В новой жизни придётся изживать негативную карму праведными деяниями и страданием. Высоцкий, видимо, прав отчасти, говоря, что если жил ты, как свинья, останешься свиньёю. Возможно, может быть, и хуже.
По Блаватской становится понятно, почему люди рождаются такими разными, с такими прихотливыми различными судьбами. Так действует закон Эволюции – за всё надо платить! Так что, видимо, смерти нет, ребята! Будем жить!..
Анатолий Осипов