ВЕХИ И ВЁРСТЫ. Автобиографический роман. Глава 101. Побег из лагеря

article2852.jpg

Автор – Шиманский Василий Иванович


Ко мне в лагерь приехала старшая моя сестра Наташа и сообщила ошеломляющую новость – мама родила маленькую девочку, которую назвали Светланой. После отъезда Наташи, мной овладела тоска по дому и желание посмотреть на маленькую сестрёнку. 

 

После такой ошеломляющей новости в мою душу закралась мысль о побеге. От пионерлагеря до конечной станции Малой Амурской железной дороги было всего три километра, но незамеченным пройти эти километры, было очень сложно. Дорога из пионерлагеря до этой станции с наблюдательной вышки, которая находилась на территории лагеря, хорошо просматривалась.

 

Много ребят пыталось бежать, но их ловили и возвращали обратно. В одной группе со мной был мой одноклассник Генка Мокрецов, которому тоже надоело рано просыпаться и лагерная дисциплина. Так мы вдвоем стали готовиться к побегу.

 

Генка – отчаянная голова, ему я доверял больше, чем себе. Мы разработали план побега, дождавшись тихого часа, миновав контрольно-пропускной пост, лесом вышли из лагеря. К станции Малой Амурской железной дороги пробирались по обочине дороги. Рядом с этой станцией был совхоз и огороды управленцев.

 

Далеко впереди мы заметили подводу, идущую по направлению к лагерю. На телеге сидел мужчина. Мы бросились в кювет, залегли и притихли. Мужчина сидел к нам спиной и насвистывал себе под нос какую-то мелодию, нас он не заметил. Когда телега скрылась из виду, мы выбрались из кювета, посмотрели по сторонам, убедившись, что погони нет, продолжили путь к станции. 

 

Поезда ещё не было. Забравшись на пригорок, выбрали себе наблюдательный пункт, из которого хорошо было видно дорогу, идущую из пионерлагеря и конечную железнодорожную станцию.

 

Из своего укрытия мы стали наблюдать за дорогой и станцией. Всё было спокойно, пришел поезд, постоял немного, локомотив перегнали с головы в хвост, который теперь стал головой, а голова хвостом. Боясь опоздать, рванулись к вагонам, но на бегу, мой чемодан за что-то зацепился, замочек отлетел в сторону, крышка распахнулась, и все мои вещи высыпались в траву.   

 

Я боялся, что не успею сесть на поезд.  На скорую руку собрал кремешки, собранные мной на берегу реки Зея, куда мы ходили отрядом с пионервожатым, и заскочил в вагон, где радостный и счастливый уже сидел Генка Мокрецов. Он подал мне свою трёхпалую руку и сказал: «Всё удалось, а ты боялся. Держись меня! Со мной не пропадёшь!» Два средних пальца на правой руке ему оторвало запалом от гранаты, который он стащил у отца. Отец у Генки был военным, и они жили в военном городке. Говорили, что Генке повезло, ему могло оторвать ни пальцы, а руку, или убить совсем. 

Комментарии (9)
Белый # 11 августа 2016 в 17:59 0
Наблюдательная вышка... в пионерском лагере scratch hoho Я верю Вам, но я слегка в шоке...
Алексей Дыма (Вахтённый) # 11 августа 2016 в 22:59 +1
А ещё доты возле станции "Юность", в то время имевшей другое название... Всё это было на самом деле.
Белый # 11 августа 2016 в 23:06 0
Доты видел, фотографировал, где-то на сайте имеются.
Алексей Дыма (Вахтённый) # 11 августа 2016 в 23:25 0
Свободненская детская железная дорога - 1 место по протяженности в России (11,5 километров).

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Фото Виктора Долженко.
Алексей Дыма (Вахтённый) # 11 августа 2016 в 23:27 0
Малая Забайкальская (Амурская) железная дорога (ранее – им.Л.М.Кагановича)
Открыта: 4 августа 1940 года
Полная эксплуатационная длина: 11,6 км
Длина главного пути: 10,5 км
4 станции: Юность (бывш. Сталинское Счастье), Дальневосточная (бл.пост), Подгорная (бл.пост, бывш. Павлика Морозова), Пионерская
Расположена: между городом Свободный и деревней Бардагон
Сооружения: локомотивное депо, 2 металлических моста, 11 водопропускных труб, 4 неохраняемых переезда

Наш город, Н.И.Попов:
С 1940 года находится крупнейшая в стране детская железная дорога, протяжённостью 11 километров, с тремя (четырмя) станциями. Дорога соединяет город с пионерским лагерем и полностью обслуживается учащимися школ. Детская железная дорога построена учащимися железнодорожных школ, комсомольцами

Wind: сообщает:

В январе 1939 года, после опубликования в газете «Пионерская правда» письма тифлисских пионеров с призывом строить детские железные дороги по всей стране, группа школьников г.Свободный и станции Михайло-Чесноковская обратилась к М.И.Калинину с просьбой разрешить строительство ДЖД в города Свободный. Развитие железнодорожного транспорта в то время было одним из приоритетных направлений в Советском Союзе, поэтому идея строительства ДЖД на одной из крупнейших станций Транссиба была одобрена правительством. Проектированием дороги занялись проектные организации Амурской железной дороги.

Читать далее...
Белый # 11 августа 2016 в 23:40 0
Парк был им. Кагановича? ДЖД тоже им. Кагановича??? Или я напутал с парком...
Алексей Дыма (Вахтённый) # 11 августа 2016 в 23:58 0
И то, и другое - имени Лазаря Моисеевича Кагановича. Всё верно.
Алексей Дыма (Вахтённый) # 11 августа 2016 в 23:33 0
По проложенной осенью 1941 года временной ветке до совхоза Свободненский юные железнодорожники обеспечивали бесперебойную доставку строевого леса, угля, дров и соли для совхозного мясокомбината, а обратно везли мясо и овощи.

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Схема Свободненской ДЖД

Причём, перевозки осуществлялись и летом, и зимой. Сознательность и самоотверженность юных железнодорожников в годы войны была просто поразительна.
На Свободненской ДЖД до сих пор вспоминают, как 16 ноября 1942 года на паровозе К.265, перед выдачей под грузовой состав, провалилась колосниковая решётка. По правилам паровоз надо было потушить и, дав ему остыть в течение нескольких часов, установить колосники на место. Но тогда график движения поездов был бы неизбежно сорван.

Не имея возможности посоветоваться со взрослым инструктором, юные железнодорожники Гоша Зенин и Ваня Шайц самостоятельно приняли решение: провалив часть горящего слоя в поддувало, они разгребли остатки по углам топки. Затем Гоша Зенин переоделся в брезентовый комбинезон, облившись водой, залез в горячую топку и поставил колосниковую решётку на место. Все поезда в этот день прошли строго по графику. Похвалили юного героя за это или отругали – теперь уже не узнать, но этот случай вошёл в историю дороги. Всего же за годы войны по детской дороге было перевезено более 26 тысяч тонн народнохозяйственных грузов.

Летом 1950 года, с приходом нового начальника Малой Амурской железной дороги Иосифа Фёдоровича Новицкого, вспомнили о довоенных планах продления детской дороги до пионерских лагерей. Поскольку реализация проекта требовала немалого объёма земляных работ, недалеко от совхоза Свободненский был организован балластный карьер. Для перевозки балласта ДЖД получила из Сивакского леспромхоза (Амурская область) две четырёхосные грузовые платформы. Ещё одну платформу, уже работавшую в годы войны на детской дороге, вернули со станции Шимановской.

Читать далее...
http://www.dzd-ussr.ru/towns/svobodny/index.html
Алексей Дыма (Вахтённый) # 11 августа 2016 в 23:35 0
Фотогалерея Свободненской ДЖД
Под многими фото - "Дата съёмки неизвестна"

Уважаемые пользователи, если кто обладает информацией, возможно, есть снимки с датировкой в семейных альбомах или личных архивах - будьте добры, пишите нам.

Заранее спасибо!
Последние комментарии
Алексей Дыма (Вахтённый) 23 апреля 2017
НЕПРОСТОЙ СВОБОДНЫЙ: Городок, которого нет
Алексей Дыма (Вахтённый) 2 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
Алексей Дыма (Вахтённый) 2 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
БиС 1 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
Юрий Тарасов 1 декабря 2016
Лит.Урок № 1
Юрий Тарасов 30 ноября 2016
Что дал своим гражданам СССР
Юрий Тарасов 29 ноября 2016
Лит.Урок № 1
Алексей Дыма (Вахтённый) 29 ноября 2016
Лит.Урок № 1