ТАРАСОВ Ю.А.: Откуда мы, русские? Часть 8. Испытание империей. 1

4 сентября 2016 - Юрий Тарасов
article2901.jpg

История и политика


Русские, в основной массе своей, — народ с рабской психологией и низкой культурой — «ватники» — естественный продукт и фундамент деспотического имперского государства, испокон веков стремящегося к порабощению соседних народов и стран ради непомерного властолюбия его правителей. Так, или примерно так рассуждает сегодня о русских и России средний обыватель на Западе и в ряде бывших советских республик, черпающий свои познания о нашей истории и настоящем из националистических и прозападных СМИ, книг, фильмов и интернета. Да и российские либералы-западники, «пьющие» из того же «источника», относятся к своему народу примерно в том же духе.


Порой нашу страну даже сравнивают с «Мордором» из современных западных сказок, а русских – с примитивными «орками», якобы угрожающими прогрессивному развитию человечества. 

Даёт ли история России повод для такой негативной оценки?


На первый (поверхностный) взгляд, да. Она действительно была империей на протяжении почти всей своей истории, и действительно расширялась путём включения в себя многих соседних народов и стран. Да и до западных эталонов культуры (как в быту, так и в общественной жизни, особенно в отношении к праву) довольно многим представителям нашего народа и сегодня, пожалуй, ещё далеко. Так что же, мы действительно «ватники» и «рабы», пригодные лишь для того, чтобы быть «орками» очередного пугала-«мордора»? Но, давайте не будем делать столь поспешных выводов. Попробуем вглядеться в зеркало истории более внимательно.

Начнём с того, что империя – вовсе не является российским изобретением. Почти все когда либо существовавшие на земле крупные цивилизации (за редким исключением) возникали и существовали первоначально в виде империй, то есть подконтрольных единому центру больших разноплеменных территорий. Это и Китай, и Индия, и Мусульманский мир, и погибшие под натиском конкистадоров цивилизации ацтеков и инков. Даже, казалось бы, с самого начала политически раздробленная Древнегреческая цивилизация возникла на обломках империи Древнего Крита и сменивших его Микен.

Основной причиной их возникновения стало развитие дальней торговли. Прокладываемые между торговыми пунктами по территории различных племён караванные пути, нуждались в постоянной защите, как и сами эти пункты. Требовалась охрана и накопленным в результате этой торговли ценностям. Хорошо обеспечить такую защиту могло только государство, и только путём установления полного контроля над всеми территориями, по которым проходили сухопутные, речные и ближайшие морские торговые пути, то есть созданием империи. Все империи постоянно стремились к расширению, пока не сталкивались с другими империями или труднопреодолимыми естественными препятствиями (высокие горы, моря, пустыни).

С империи начиналась и история Западноевропейской цивилизации. Именно распад в 9 веке империи Карла Великого, а затем и дробление её осколков положили начало всем существующим в настоящее время западноевропейским государствам. В 12 веке была даже предпринята попытка возрождения империи, после чего она формально существовала в Европе на протяжении всего средневековья под названием «Священная Римская империя германской нации», а все германские (а порой и не только германские) короли и князья, также формально, считались вассалами императора.

Как и всякая другая цивилизация, западноевропейская с самого начала объединялась в духовном отношении одной религией, которой стала западная ветвь христианства (католическая церковь), возглавляемая Папой Римским. Единая религия вообще являлась основным духовным стержнем любого из государств прошлого, в том числе и империй. Управлять другими людьми можно было только с санкции верховного божества, а его представителями на земле считались высшие служители религиозного культа, которые, от имени Бога, и передавали правителю государства право на политическую власть. На этом основании они часто становились вровень с главой государства, а иногда и выше его. Римский Папа, например, утверждал всех правителей католического Запада (в том числе императора) и местных руководителей церкви (епископов), воплощая в себе и поддерживая, таким образом, духовное и политическое единство западноевропейской цивилизации. Принимая католическое вероисповедание, новые страны, тем самым, автоматически становились частью западного мира. Именно так были присоединены к Западу первоначально чуждые ему скандинавы, венгры и прибалты, а также все западные и часть южных славян.

Давно пройдя пик своего развития Западноевропейская цивилизация в наши дни неудержимо стремится к своей гибели, уступив место порождённой ею североамериканской, или, говоря иными словами, современной Западной цивилизации, центром которой является США. Эта цивилизация в последние несколько десятилетий тоже имеет все признаки империи, постепенно распространившей свои власть и влияние на большую часть мира и пока вовсе не собирающейся на этом останавливаться.

Говоря о рабских традициях русского народа критики России ссылаются обычно на долгий период существования в ней крепостного права, подразумевая под ним личную зависимость крестьян от хозяина земли (помещика и государства). Но такая форма зависимости существовала не только в России. В Западной Европе она возникла на 700-800 лет раньше, чем у нас (то есть примерно в 9-10 вв.). Окончательно изжита она была там лишь в конце 18 — начале 19 вв. (просуществовав около тысячи лет), то есть всего на несколько десятков лет раньше, чем в России. 

Особенно жёсткие формы крепостничества сложились в Европе уже в период начала развития там капитализма (в 16 – 18 вв.), параллельно с расцветом плантационного рабства в Америке и Африке. Связано это было с бурной урбанизацией (опережающим ростом населения городов) в ряде стран Западной Европы, постоянно повышавшей спрос на сельскохозяйственную продукцию (в том числе хлеб). Наибольшей урожайностью на Европейском континенте обладали чернозёмы нынешней Украины, причём для экспортного производства лучше пригодны были те, что располагались ближе к промышленным районам Запада, то есть на Правобережье (к западу от Днепра). Неудивительно, что именно там крепостническая эксплуатация крестьян достигла своих наиболее зверских форм. Между тем, вплоть до конца 18 века эта территория принадлежала не России, а Польше. Галиция же, после раздела Речи Посполитой (польско-литовского государства), вместе с южной Польшей досталась Австрии, и в состав Российской империи никогда не входила.

Итак, ни крепостничество, ни имперская форма государственности не являлись специфической особенностью России. Появление первого было естественным следствием слабости экономики на ранних этапах развития цивилизации, когда нехватка государственных средств на содержание сильной армии восполнялась раздачей конным воинам земель с крестьянами. Чтобы крестьяне не разбежались с этих участков, государство законодательно прикрепляла их к ним. Возникновение же империй определялось стремлением к максимально выгодному использованию в интересах самого сильного в том или ином регионе государства международных торговых путей. Местные особенности (география, климат, религия, влияние соседних народов и государств), плюс возраст государства, определяли отличие одной страны или цивилизации от другой. Были такие особенности, конечно, и у России.

Первой и главной такой особенностью являлась сама прочность имперского строя, никогда не распадавшегося даже в периоды самых страшных политических и экономических катаклизмов. Российскую империю можно было преобразовать в другую её разновидность (как это происходило в начале 17-го, начале 18-го и начале 20-го веков, а также в 1917 году), но развалить и уничтожить было совершенно невозможно.

Причиной такой стойкости была, конечно же, не рабская психология. Рабы не могут быть верными защитниками государства и история падения Римской империи это наглядно показала. Источником необыкновенной устойчивости России уже с момента её рождения стала особая религиозно-государственная идеология, прочно проникшая в сознание основной массы русских людей. Коротко эту идеологию можно выразить всего двумя словами: «Святая Русь», в которых для русского человека того времени была закодирована вся вселенная.

Носитель идеи «Святой Руси» твёрдо знал, что является представителем избранной Богом страны, призванной стать центром мира в момент Второго пришествия и Страшного Суда. Это сознание божественного предназначения России налагало на каждого русского православного христианина особую моральную ответственность за сохранение и процветание своей страны. 

Та же идея лежала в основе и самой русской империи. Другое название идеи «Святая Русь» — «Москва – 3-й Рим» означало, что божественное право на верховное управление всем православным миром перешло от утратившего власть Византийского императора к правителю русского государства, из чего следовало, что и титул императора тоже переходил к нему. Во всём христианском мире императорам, со времён первого правителя Римской империи Юлия Цезаря, присваивали его второе имя, ставшее со временем титулом. По-русски оно звучало как «Цесарь» (Кесарь) или, коротко, «Царь».

Образование русского царства стало и прямым следствием освобождения Московской Руси в конце 15 века от Ордынской зависимости, поскольку царём мог быть только независимый Государь. С этого момента правителя новорожденной России стали называть самодержцем (то есть независимым властителем), а его власть – самодержавием. 

В то же время, принятие Московским Государем титула «царь» ставило его вровень с правителями Золотой Орды (и её осколков), которых на Руси традиционно (со времён Ига) тоже называли царями. Этот факт не только дополнительно подтверждал независимость Московской Руси от правителей уже распавшейся Орды, но и давал, в глазах населения последней, формальное право русским царям на объединение её под своей властью, поскольку прежде их владения являлись составной (хотя и автономной) частью единого Ордынского государства. Так русский царь стал естественным наследником не только византийских императоров, но и золотоордынских ханов (именно в этом качестве его воспринимало впоследствии всё татарское население империи).

(Продолжение следует)


Источник

Комментарии (2)
Алексей Дыма (Вахтённый) # 4 сентября 2016 в 22:03 +1
Юрий Анатольевич!

Поздравляю Вас с новой общественной должностью - председатель Литературного общества (ЛИТО) города Свободный!

Надеюсь на дальнейшее сотрудничество и совместные усилия по приобщению молодого поколения к творчеству, особенно к трудам местных авторов.

С уважением!
Юрий Тарасов # 4 сентября 2016 в 22:46 +1
Спасибо! Также надеюсь на сотрудничество.
Последние комментарии
Алексей Дыма (Вахтённый) 23 апреля 2017
НЕПРОСТОЙ СВОБОДНЫЙ: Городок, которого нет
Алексей Дыма (Вахтённый) 2 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
Алексей Дыма (Вахтённый) 2 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
БиС 1 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
Юрий Тарасов 1 декабря 2016
Лит.Урок № 1
Юрий Тарасов 30 ноября 2016
Что дал своим гражданам СССР
Юрий Тарасов 29 ноября 2016
Лит.Урок № 1
Алексей Дыма (Вахтённый) 29 ноября 2016
Лит.Урок № 1