Литературная мастерская: Как написать рассказ? Пособие для новичков

article2973.jpg

Сегодняшняя статья — это своеобразное пособие для новичков писательского цеха, очень желающих, но не знающих, как написать рассказ.

В ней сделана попытка обозначить основные этапы работы и дать основополагающие рекомендации, которые позволят новоиспеченным литераторам избежать явных ошибок.


Не секрет, что когда человек впервые садится за написание текста, в голове у него, как правило, творится полный хаос. Зачастую он слабо представляет, что и как будет писать, чем все это кончится, и уж в подавляющем большинстве случаев не знает четкой последовательности действий. Зная об этом не понаслышке, я решил написать статью с одной единственной целью — объяснить людям, только задумывающим написать свой первый рассказ, каким образом это делается. Если вы хотите узнать, как пишутся рассказы – читайте далее.


Как это обычно происходит?

Свой первый рассказ я написал за вечер. Да-да, только один вечер понадобился мне для того, чтобы определиться с темой, ничего толком не обдумать, сесть и написать свой первый рассказ.

 

Случилось это благодаря книге Стивена Кинга «Как писать книги: мемуары о ремесле» (кстати, на блоге «Литературная мастерская» есть ее подробнейший разбор). В ней Кинг предлагает следующее забавное упражнение: сесть и, не откладывая в долгий ящик, написать остросюжетный рассказ о влюбленной паре – Дике и Джейн. Главный момент, на котором он акцентирует внимание в этом упражнении, заключается в том, что нельзя заранее обдумывать концовку, она должна родиться как бы сама собой, вытекая из логики повествования. На мой взгляд, довольно спорное суждение, но пойдя у него на поводу, я, к счастью, и написал свой первый рассказ.

 

Естественно сие произведение не подвергалось затем никакой редактуре, зато было выложено в интернете и встречено на его просторах очень тепло – хороших отзывов в массе было на порядок больше, чем плохих. И это не смотря на то, что меня по ходу написания, как говорится, «понесло», и огромный кусок рассказа оказался посвящен событиям прошлого, которые не имели практически никакого отношения к главному конфликту истории. Ну, и вспоминается еще безумнейшая концовка, в которой маленький ребенок убивал кого-то из родителей (теперь поняли, каким образом Кинг придумывает такие моменты?). Сейчас мне трудно в это поверить, но такую историю в интернете кто-то даже хвалил! Хотя писалось все это, по сути своей, наобум. В том смысле, что у меня в голове не было ни плана, ни четкого понимания, в каком направлении движется история, и чем она в итоге закончится. То есть не было вообще никаких предпосылок для того, чтобы из этой затеи получилось хоть что-то адекватное и удобочитаемое. И дабы ваш первый литературный опыт оказался более удачен, я постарался четко обозначить ту последовательность действий, с которой нужно приступать к написанию рассказа.

 

Как написать рассказ?

В работе над любым литературным произведением, в том числе и над рассказом, можно выделить три основных этапа: составление плана, написание, редактирование. Если один из этих этапов пропущен или не проработан, ожидать, что на выходе получится что-то стоящее, по меньшей мере, наивно. Однако видя перед собой и выполняя простые локальные задачи, вполне возможно шаг за шагом покорить даже самую высокую и казавшуюся недостижимой вершину. Все в ваших руках.

 

Этап 1. Составление плана рассказа

Прежде чем сесть за монитор или за письменную тетрадь, следует хорошенько продумать некоторые моменты.

  • Какова цель написания текста: просто развлечь читателя или донести до него какую-то мораль?
  • О чем будет рассказ? Какова его тема? Какова главная идея?
  • Кто в рассказе будет главным действующим лицом?

Понятно, что изначально может быть сложно подобрать ответы на эти вопросы, однако их цель – направить ваше мышление в правильном русле. Для начала стоит твердо определиться, что за вещь мы пишем: если это сугубо развлекательное чтиво, то упор нужно делать на сюжете и особо не вдаваться в рассуждения и философские разговоры. Если же мы пытаемся донести до читателю какую-либо идею, то в этом случае нужно подумать, каким образом это сделать. Далее, когда мы определились с целью, нужно сопоставить ее и тот сюжет, который есть у нас в задумке, и решить, соответствует ли сюжет тем задачам, которые мы перед ним ставим? И если не соответствует, то каким образом нам можно его подправить.

 

Например, своим рассказом мы хотим донести до читателя идею вселенской справедливости – добро всегда побеждает зло. Однако сюжет у нас более напоминает термоядерный боевик с морем крови и трупов. Понятно, что это не лучший сюжет для иллюстрации идей справедливости. Тогда нам нужно определяться – либо мы пишем сугубо развлекательный боевик, либо подбираем под свою идею более подходящий сюжет.

 

Теперь самое время садиться за монитор или за письменную тетрадь. Однако приступать к написанию еще рано. Пришло время набросать хотя бы простейший план рассказа. Как это делается? Все довольно просто. Сперва записываем идею рассказа, чтобы она всегда была перед глазами, а ниже кратко описываем последовательность событий, которые должны произойти. Но пары коротких абзацев для плана будет недостаточно. Тут действует простое правило — чем подробнее, тем лучше. Не бойтесь заносить в план все свои идеи и задумки, касающиеся текста, в последствие вы оставите самые удачные, которые и станут твердой опорой вашего рассказа.

 

Здесь я считаю своим долгом предупредить о том, что на подготовительном этапе у вас обязательно возникнет масса трудностей. И это хорошо, потому что решать их нужно до написания текста, а не в его процессе. Основные проблемы здесь заключаются в отсутствии переходов между сценами, отсутствии имен персонажей, названий мест и объектов, и многих других деталей. Однако подготовительный этап для того и создан, чтобы заблаговременно придумать имена и описания всех персонажей, географические названия, заполнить пробелы в сюжетных линиях. Таким образом, чем лучше вы поработаете на данном этапе, тем проще и быстрее вы напишите свой рассказ.

 

В результате обозначенной выше работы у вас на руках должен оказаться план, в котором:

 

  • четко обозначена идея рассказа;
  • кратко, но последовательно расписаны все события, происходящие в истории;
  • придуманы имена всех персонажей, даны их описания;
  • придуманы названия всех мест, упоминающихся в истории.

Согласитесь, не так уж и много. Однако это тот минимум, который позволит вам максимально комфортно пройти следующий этап. Если вас интересует более детальный алгоритм работы над планом, читайте статью«Как написать план произведения?» Для более опытных авторов рекомендую статью «Подготовка к написанию книги», в которой рассматриваются тонкости и секреты подготовительной работы над художественным произведением.

 

Этап 2. Написание рассказа

Это основная, но далеко не определяющая часть. При наличии хорошо продуманного плана написание становится чисто технической процедурой. Однако и здесь стоит придерживаться некоторых рекомендаций.

 

Во-первых, не стоит растягивать написание рассказа во времени. Понимаю, что зачастую невозможно написать вещь за один вечер, но лично я руководствуюсь лозунгом «ни дня без строчки». Это значит, что писать нужно обязательно каждый день – и чем больше, тем лучше. Если у вас возникнет перерыв в несколько дней, это наверняка отразится на тексте и уж совершенно точно не в лучшую сторону. В общем, в ваших же интересах закончить написание как можно скорее.

Во-вторых, следует старательно избегать сюжетных и речевых штампов. Важно запомнить, что в подавляющем большинстве случаев простота стиля лучше искусственной вычурности. Начинающие авторы очень любят украшать свои тексты различными формами художественной выразительности: длинными описаниями, полными эпитетов и метафор, любят вставлять стихи и эпиграфы. Почти всегда это ни к месту. И почти всегда молодой автор попадает в ловушку клише и штампов. Описать все многообразие литературных клише в подобной статье невозможно – более подробную информацию ищите в других статьях моего блога, а также на просторах интернета. Здесь же я просто объясню, что относят к тем или иным видам штампов.

 

Сюжетные штампы – это действия и приемы, наиболее часто используемые писателями, режиссерами и драматургами. Да-да, не удивляйтесь, если вы возьмете за основу текста сюжет (или часть сюжета) какого-то широко известного фильма, сериала или компьютерной игры, читатель это обязательно заметит. Кроме того, существуют приемы и целые сцены, которые уже повторялись в литературе и кино по тысячу раз. К ним, например, можно отнести описание персонажа через зеркало, многочисленные случаи суицида главного героя в современной прозе, маги, бросающиеся огненными шарами. Это не значит, что на такие вещи наложено строгое табу – просто использование их в рассказе повышает степень ответственности за общий уровень текста. Ведь читатель, проглотивший до этого пару десятков фильмов и книг, где герой тем или иным образом решал свести счеты с жизнью, ждет от вашей истории чего-то особенного, чего еще никогда не видел, и удивить его будет ой как непросто!

Речевые штампы – это наиболее часто используемые и потому примелькавшиеся читателю художественные средства выразительности. «Свинцовые тучи», «алая кровь», «скупая мужская слеза», «суровый взгляд отца» и многие другие – это и есть речевые штампы. Помните, если вы уж взялись городить использовать средства выразительности, то они должны быть свежи. Поэтому прежде чем описать какое-то явление, прикиньте, насколько часто вы встречали в книгах ту формулировку, которой собираетесь выразить мысль. И если вам кажется, что такое происходило неоднократно, попытайтесь переделать фразу, сохраняя смысл. И только если переформулировать невозможно – лепите штамп.

В-третьих, не бойтесь писать! Не старайтесь копировать чей-то стиль, не стесняйтесь тех формулировок, что крутятся у вас в голове – как показывает опыт, они самые подходящие (конечно, если это не штампы). Ваш рассказ – как бы пафосно это не прозвучало, часть вашей души, вашей индивидуальности, и он облекается именно в ту форму, которую выбираете вы сами. Именно этот момент, по моему мнению, является ключевым в формировании авторского стиля. Лично я, начав прислушиваться во время написания к собственным мыслям, быстро заметил улучшения стиля – тексты стали более гармоничными. Предлагаю и вам более чутко относиться к себе любимым.


Этап 3. Редактирование

Очень важная часть, которую, тем не менее, часто оставляют без внимания.

 

После того как рассказ написан, ему нужно дать некоторое время отлежаться (1-2 недели), а вашим мозгам – проветриться и немного отойти от написания. Это нужно для того, чтобы вы при редактировании смотрели на написанное, как на чужой текст – именно тогда вы сможете максимально эффективно находить и исправлять ошибки и недочеты.

 

В чем суть процесса редактирования? Вы вдумчиво и медленно читаете текст и попутно исправляете те ошибки и шероховатости, которые замечаете. Не бойтесь полностью переписывать или даже выбрасывать какие-то предложения и абзацы – если вы считаете, что это пойдет тексту на пользу, стало быть, так оно и есть. Пробуйте читать медленно, будто проверяя каждую фразу на прочность, потом прочитайте текст в обычном темпе – обращайте внимание на места, где вы сбиваетесь с ритма, возможно, их нужно подправить в угоду плавности чтения. Потом зачитайте текст вслух – убедитесь, что запинок стало больше и по возможности исправьте те, которые это позволяют.

Таких проходов должно быть не менее пяти. После этого, если есть возможность, распечатайте текст и прочтите его с бумаги. Уверяю, вы обнаружите, что он вовсе не так хорош, как казался на экране монитора. Делайте пометки и исправления на распечатанном экземпляре, а затем перенесите их на электронный вариант. Когда вы уже не сможете ничего исправить, отдайте рассказ на прочтение кому-нибудь из интересующихся друзей. Наверняка, он высмотрит еще некоторое количество ошибок и шероховатостей.

Скажу сразу: невозможно исправить все недочеты, сделать текст абсолютно мелодичным и плавным, сохранив при этом точность формулировок. Все равно что-то где-то будет выбиваться. Это нужно принять как должное. И быть готовым, что критики обязательно укажут на такие моменты. Идеального текста не существует; но это совершенно не отменяет того, что ваши тексты должны пройти плотную и въедливую редактуру. Только после нее рассказ можно считать написанным.

 

Вот, в принципе, и все. Вы познакомились с методикой написания рассказа, разобрались в том, какие существуют этапы и какие действия подразумевает каждый из них. Надеюсь, вам уже не терпится опробовать полученные знания на практике.

 

В чём и желаю вам успеха! 


Источник

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Последние комментарии
Алексей Дыма (Вахтённый) 23 апреля 2017
НЕПРОСТОЙ СВОБОДНЫЙ: Городок, которого нет
Алексей Дыма (Вахтённый) 2 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
Алексей Дыма (Вахтённый) 2 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
БиС 1 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
Юрий Тарасов 1 декабря 2016
Лит.Урок № 1
Юрий Тарасов 30 ноября 2016
Что дал своим гражданам СССР
Юрий Тарасов 29 ноября 2016
Лит.Урок № 1
Алексей Дыма (Вахтённый) 29 ноября 2016
Лит.Урок № 1
Алексей Дыма (Вахтённый) 28 ноября 2016
ОНИЩЕНКО С.Ю.: Поэма: "Иван да Марья"