В сороковые годы ХVII века русские землепроходцы, достигшие реки Лены в Якутии и построившие там острог, стали от тунгусов-кочевников получать «сказки» о том, что где-то на юге находится страна Даурия, в которой живут пашенные люди, выращивают хлеб и другие зерновые культуры, овощи, добывают серебро
Эти вести и подвигли русских землепроходцев и казаков отправиться на поиски этой страны. Первым двинулся с казаками Москвитин, но он «промахнулся» и вместо Даурии попал на берег Охотского моря. Вторым отправился на поиски «райской земли» Василий Поярков. Он перевалил Становой хребет на реку Зею, где с удивлением увидел первый посёлок пашенных людей – дауров, выращивавших хлеб и овощи. Их посёлок был окружён высокими земляными валами и рвами. Жили дауры в тёплых деревянных домах. Встретили они русских с большим радушием: предложили им тёплое жильё, дали им хлеба, овощей, мяса.
Тогда можно было бы легко ужиться с даурами. Но в отряде Пояркова оказалось много лихих людей, жаждавших быстрого обогащения. Они попытались захватить даурский посёлок, завладеть всем продовольствием, а самих дауров превратить в холопов. Дауры взялись за оружие, отбили нападение, а затем начали штурм русских укреплений.
Против русских пришельцев поднялись и другие племена, проживавшие на берегах Амура. Пояркову ничего не оставалось делать, кроме поспешного сплава сначала по Зее, а затем Амуру. С большим трудом ему с оставшейся горсткой казаков удалось уйти к устью Амура, а затем вдоль берега Охотского моря доплыть до Аяна и оттуда – до Якутска. Там он и доложил Якутскому воеводе, что по Зее и Амуру живут пашенные люди – дауры и дючеры, «что можно послать туда несколько сотен казаков и покорить их под царскую руку».
Следом за Поярковым на Амур двинулся Ерофей Хабаров, который в ожесточённых схватках с даурами и дючерами захватил их земли и заставил платить ясак русскому царю. Тех, кто не хотел подчиниться, казаки рубили «в пень», женщин и детей забирали в рабство. На берегах Амура полилась кровь…
Это привело к тому, что дауры и дючеры обратились за помощью к маньчжурскому императору Канси. Канси приказал всем даурам покинуть Зею и Амур и уйти в Маньчжурию на реку Нонни. Дауры, подчиняясь этому приказанию, в 1654 году разрушили и сожгли свои посёлки и откочевали в Маньчжурию.
С этого времени маньчжурские войска начали вытеснять русских из долин рек Сунгари, Кумара и с правого берега Амура. Ниже устья Зеи на правом берегу Амура была ими выстроена крепость Айгунь, которая стала местом концентрации маньчжурских войск.
Тем не менее, из Сибири, узнав об открытии «райской земли», на Амур двинулись русские пашенные крестьяне. Шли они в эти места по своей воле. В заброшенную крепость Албазин, построенную ещё Хабаровым, но брошенную им, пришли мятежные крестьяне из Усть-Киренской волости во главе с Никифором Черниговским. Они вновь укрепили Албазинский острог и стали осваивать земли вокруг острога. Албазин стал оплотом дальнейшего проникновения русских пашенных крестьян на Амур. По берегам великой реки стали возникать многочисленные пашенные заимки и деревни, которые тонкой цепочкой рассыпались вплоть до реки Зеи. Образовалось даже Албазинское воеводство.
Обеспокоенный усиливавшимся влиянием русских людей на Амуре, император Канси начал боевые действия против Албазина. Несколько лет маньчжуры изучали районы Амура и создавали базу для последующего вторжения в русское Приамурье. И только после этого маньчжурские войска двинулись на Албазин.
В июне 1685 года началась первая осада Албазина. Большая армия маньчжуров с артиллерией осадила острог. Защитники острога отказались капитулировать и решили бороться до конца. Нерчинский воевода И.Е.Власов, узнав об осаде Албазина, послал 100 казаков и 2 пушки. Но помощь не успела подойти, когда больше половины защитников уже погибло, а остальные были переранены. В крепости кончались воинские и продовольственные припасы. Командовавший обороной А.Толбузин решил сдать острог с условием, что оставшихся в живых защитников маньчжуры пропустят с оружием в Нерчинск.
Несмотря на падение Албазина, маньчжуры закрепиться на Амуре не смогли и отступили к своему форпосту Айгунь. В Албазин снова вернулись русские казаки и крестьяне. Они восстановили Албазин и снова занялись земледелием. В ответ на это император Канси снова послал против Албазина большой отряд с артиллерией. С 7 июля 1686 г. и по август 1687 г. длилась осада острога. Несколько раз маньчжуры штурмовали его, но безуспешно. Потери маньчжуров составили 2500 человек. Вскоре осада крепости прекратилась в связи с тем, что начались дипломатические переговоры в Нерчинске, которые закончились подписанием Нерчинского договора 1689 года, по которому русские должны были уйти с Амура. К Цинской империи отошли земли, никогда ей не принадлежавшие, что признавали и сами маньчжуры. Вот что говорится в докладе Военного совета богдыхану Канси: «Русские, чувствуя меру вашего благоволения к ним, вполне согласились с нашим послом касательно определения границ, и, таким образом, земли, лежащие на Северо-востоке на пространстве несколько тысяч ли и никогда раньше не принадлежащие Китаю, вошли в состав ваших владений».
Согласно Нерчинскому договору Албазин подлежал сносу, все крестьянские деревни по Амуру тоже сносились, а Аргунский острог переносился на левый берег реки Аргуни. Маньчжуры со своей стороны отказались от притязаний на русское Забайкалье и дали клятву не возводить строений на месте бывших русских острогов. В то же время огромная территория, лежащая к востоку от реки Зеи до Охотского моря, осталась неразграниченной «до иного благополучного времени».
Таким образом, граница не была установлена в общепринятом смысле.
Эта статья договора позволила России в середине ХIХ века вновь поднять и положительно для себя разрешить вопрос о русско-китайском территориальном размежевании в Приамурье и Приморье.
После заключения Нерчинского договора Приамурье обезлюдело. Русские казаки и крестьяне переселились в Забайкалье, крестьяне из Зейской долины ушли на берег Охотского моря. Дауры остались жить в долине реки Нонни в Маньчжурии, а маньчжурская колонизация не получила сколько-нибудь серьёзного распространения, так как клятвенные обязательства, данные ими: «Земли до самого Албазина не заселять, а иметь там только караулы» — препятствовало этому. Обширный край, за исключением территории между нижним течением Амура и рекой Удой, населённый гольдами и гиляками, превратился почти в пустыню.
Русские казаки и крестьяне долго не могли забыть привольную жизнь в «райской земле». Даже в середине ХIХ века потомки албазинцев называли Амурский край благословенной землёй. И поэтому, несмотря на условия Нерчинского договора, бывшие албазинцы, особенно в первые годы, часто целыми партиями отправлялись на Амур и занимались там охотой и рыбным промыслом.
Шли годы… В то время, как Сибирь активно заселялась и осваивалась русским народом и коренным населением этого района, Приамурье и Приморье оставались в диком состоянии, как и в конце ХVII века.
Но русское правительство не могло примириться с навязанными ему силой территориальными статьями Нерчинского договора 1689 года. Уже с начала Х1Х века оно предпринимает ряд мер по пересмотру этого договора. В результате опросов крестьян и казаков, неоднократно побывавших на Амуре и исследований путешественника А.Ф.Миддендорфа в 1844 году и Г.И.Невельского в 1849-1855 гг удалось окончательно установить, что тунгусские племена, обитавшие по среднему и нижнему течению Амура, никаких податей китайскому правительству не платили и в зависимости от него не находились.
Русские казаки и крестьяне доносили, что по верхнему течению Амура постоянного населения нет, что там кочует только немногочисленное племя манягирей (манегров), которое в образе жизни было очень схоже с якутами. Они занимали правый берег Амура, а левый был вообще не населён. Сюда заходили для охотничьего промысла лишь тунгусы Якутской области и частью нерчинские жители, не встречая ни малейшего стеснения от подданных Китая.
Значит, «райская земля» ничья!
Этот вывод позволил России возобновить борьбу за присоединение Приамурья к России.
Валентин Парфирьевич Голубев
Нет комментариев. Ваш будет первым!