Как известно, на берега Томи первыми пришли староверы
Впервые напечатано в "Просто газета" №5, 5.02.2013 г.
Долго их преследовали церковь и самодержавие за их истовую старую веру, за то, что крестились они двуперстием, за приверженность старым дедовским обычаям. Вот почему они забивались от своих преследователей в глухие таёжные места, селились на окраинах Руси, уходили на Дон, на Дунай, в низовья Волги, в таёжные глухомани Сибири и Урала. Но всё было напрасно: добирались до них царские чиновники, душили их налогами, поборами парней в армию.
В середине ХIХ века правительство Александра II перестало преследовать их и разрешило им переселяться на Дальний Восток. За это им обещали дать в постоянное пользование по 100 десятин земли на каждую семью, не призывать сыновей в армию, 20 лет не брать с них никаких налогов и не преследовать больше за их религиозные убеждения. Ну, чем не рай?
Вот почему в 1859 году староверы Урала и Сибири двинулись на поиски своего счастья на новые земли. Понимали ли они, что идут в неизведанные края, в дикую местность, в таёжную глушь? Конечно, понимали. Первыми в путь двинулись беспоповцы – одна из ветвей старообрядчества, считавшая, что правильного священства после раскола церкви больше нет. Они сохранили у себя из прежних православных обычаев только крещение и покаяние, которые можно осуществлять и без священников. Культ у них свёлся только к молитве. Разочаровавшись в священниках, они обращались к Богу без всяких посредников.
Староверы, будучи в значительной мере людьми зажиточными, терпели в долгом пути меньше лишений и трудностей, а по прибытии на новые места водворения быстро приспосабливались к местным условиям, захватывая лучшие земли на Томско-Зейской равнине. Так как у переселенцев были с собой деньги и им оказывалась денежная помощь со стороны государства, то их обозы достигали г. Благовещенска за 1,5 года, вопреки бытующему мнению, что их путь занимал 3 года.
«Конечно, не все переселенцы имели достаточную сумму денег, более зажиточные – вожаки переселения своими ссудами вытягивали других, которые впоследствии выплачивали долг уже на местах совместного поселения деньгами или работой, — отмечается в книге «Живописная Россия». — Все переселенцы двигались в полном составе семьи с полной уверенностью в его конечной цели, без остановок и колебаний, убыли в семье были ничтожными, семьи доходили до Благовещенска почти без потерь». ( Живописная Россия. т. ХII, часть 2. М.,1895, стр. 361).
Путешественник Грум-Гржимайло в своей книге "Описание Амурской области" описывая заселение притомских берегов, подчёркивал, что почти все переселенцы, прибывшие в 1860-1865 годах, были, в основном, беспоповцами.
Это они основали по берегу Томи деревни Новая, Круглая, Заливка, Павловка, Васильевка, Высокая, Александровская, Никольская, Ключи, Калягинскую, Томскую и Краснояровскую.
Грум-Гржимайло отмечал, что староверы-беспоповцы обустраивались навечно. Дома строили крепкие, пятистенные, из кондового леса. Покрывали их тёсом или дранью. Лес для строительства рубился на своих наделах и сельской лесной даче, которая тянулась вдоль реки Томь. Камень и кирпич в постройках не использовался из-за их отсутствия. Поэтому печи сбивались из глины.
Землю староверы сначала пытались поднять своими сохами, но получалось плохо, сохи часто ломались. Тогда кто-то из них изобрёл «козулю» с большим железным лемехом, в которую впрягались сразу 4-6 быков. Только тогда начался успешный подъём целины.
В чём же состоял подвиг первопоселенцев? В том, что благодаря их тяжёлому, самоотверженному труду на берегах Томи была вскоре образована Томская сельская община, состоявшая из 19 деревень и нескольких заимок.
Селения староверов располагались друг от друга невдалеке, в 25 — 30 километрах, что позволяло им легко общаться друг с другом. Через 3 – 4 года они начали проводить свои общественные сходы в с. Александровском. С 1864 г. начались регулярные общественные сходы, на которых решались вопросы совместной жизни. В 1866 г. такой сход принял решение о строительстве церкви. В приговоре схода с точностью до одного бревна было определено, сколько брёвен должен был каждый старовер привезти на своих лошадях в с. Александровское для строительства церкви. Кроме этого, каждая семья должна была послать на строительство одного работника из своей семьи со своим инструментом и продуктами. В 1868 г. церковь была готова.
Так же решался вопрос об открытии школы в с. Александровском. В 1872 г. на общем сходе было решено открыть школу. И снова крестьяне приняли самое непосредственное участие в этом. С каждого хозяина собирали по одному рублю в год на содержание школы. На эти деньги арендовался дом у Михайлова Николая и выплачивалась зарплата учителю. Школу они назвали крестьянской сельской школой.
В 1883 г. была образована Томская волость. Первым её старшиной стал Батуев – зажиточный крестьянин с. Александровского. При его участии Александровская деревня превратилась в село – центр Томской волости. Крестьяне Томской волости к 1890 г. включили в сельскохозяйственный оборот почти 80 000 десятин земли, в среднем на отдельную семью запахивалось по 15 – 20 десятин. Своим трудом они разработали землю так, что она стала давать высокие урожаи. Газета «Восточное Поморье» за 1866 год сообщала, что в Александровском селении даже плохо обработанная десятина дала 100 пудов ярицы (13 центнеров с гектара). Крестьянин Мезенцев Е.И. снял с одной десятины по 20 центнеров.
Разработанная под огороды земля тоже давала отличные результаты. «Огородные овощи, — пишет та же газета, — родятся превосходно. Крестьянин Москвитин вырастил редьку в 7 фунтов (2,8 кг), а каждый огурец у него весил по 800 граммов».
Некоторые крестьяне начали организовывать свои заимки, на которых имели по 300-400 десятин земли. Для этого они покупали дополнительно землю по цене 3 рубля за десятину. Это привело к появлению прослойки зажиточных крестьян. Серкин, Логинов, Одинцов, Кузнецов и другие вели уже капиталистические хозяйства, ориентируя своё хозяйство на рынок.
Переселенцы 60-х гг. ХIХ века проложили дороги в пойменных лесах, построили мосты через речушки и топкие места, выкорчевали деревья на своих пашнях, построили деревни. Именно они развили в Притомье коневодство и скотоводство, свиноводство и овцеводство, огородничество и рыболовство, лесной промысел и пчеловодство. Большие доходы имели староверы от развития извоза и торговли, от сплавов строевого леса и дров в Благовещенск.
Благодаря им, в Притомье возникли сельские общины, которые во многом способствовали развитию капиталистических отношений на Дальнем Востоке. Именно в них возникли новые орудия труда («козулька», «сабан») и капиталистические способы обработки земли.
Простая крестьянская колонизация новых земель на Амуре не смогла бы дать толчок развитию Амурской области, если бы с 1860 года в Притомье не начали переселяться староверы, спаянные религиозной дисциплиной, отличающиеся фанатическим упорством в труде, большой энергией, хозяйственностью и практичностью, которых привлекли в эти края религиозная свобода, отсутствие рекрутчины и земельный простор.
«Самовольный переселенец, по мнению многих местных деятелей, самый надёжный колонизационный элемент: раз у него хватило смелости пуститься на свой страх и риск на Амур или на Уссури, то хватит и энергии устроиться на новых местах».
(А.А.Кауфман. По новым местам. Очерки и путевые заметки. 1902-1903 гг. СПб,1905 г, стр. 91)
Таким образом, заслуга староверов-первопоселенцев в освоении Притомья огромна и незабываема.
Валентин Голубев, краевед
Нет комментариев. Ваш будет первым!