Начало ХХ века для жителей села Александровского ознаменовалось тем, что они стали всё ближе и ближе приближаться к техническому прогрессу
Стали продаваться заезжими коммерсантами новые сельскохозяйственные машины, на воскресных чтениях в местной школе учительница Пропащих стала использовать волшебный фонарь, который показывал на натянутом куске белой ткани картинки о жизни в других странах и в России. Крестьяне, увидев их в первый раз, долго молились, шепча про себя: «Прости нас Господи от такого!».
Особенно удивил приехавший из Благовещенска представитель торгового дома "Кунст и Альбертс". Он привёз с собою зерноочистительную машину – триер, которая работала от локомобиля. На ознакомление с этой машиной съехались в волостной центр почти все крепкие мужики волости.
Машины были установлены во дворе школы. Представитель торгового дома вместе с работником, приехавшим вместе с ним, запустили локомобиль. Странное сооружение на колёсах, похожее на железную бочку, задымило высокой трубой. Работник подключил к нему привезённый триер, при помощи мужиков засыпал в приёмник мешок неочищенного зерна и включил его. Триер загудел, локомотив запыхтел, как паровоз, и вскоре мужики увидели, как из триера стал высыпаться ручеек чистого зерна. Все придвинулись поближе, набирали в горсти зерно и внимательно его осматривали. Зерно было совершенно чистым, без всяких примесей.
— Вот, господа крестьяне, — обратился к ним крестьянский начальник Вологдин, — вы и увидели новую американскую технику. Понравилась она вам или нет?
— А без этого паровоза чистилка работать будет? – спросил Романов, крестьянин из села Томского.
— Покажи! – приказал представитель торгового дома своему работнику.
Тот отключил привод к локомотиву, добавил из мешка неочищенного зерна и завертел рукоятку, находившуюся сбоку. Машина загремела и снова крестьяне увидели вытекающую струйку чистого зерна. Открыв от удивления рты, широко раскрытыми глазами смотрели крестьяне на эту чудо–машину.
— И сколько же этот триер будет стоить? – наконец спросил богатый крестьянин Одинцов, имевший возле Павловки свой хутор и большое количество пахотной земли. Как бы ему хотелось установить у себя такую машину и быстро перерабатывать всё собранное зерно, а потом очищать зерно всем желающим крестьянам из соседних деревень.
— Сразу вносите 600 рублей, а затем в течение трёх лет платите по 200 рублей в год. Можете платить не деньгами, а зерном на эту сумму.
Одинцов мысленно прикинул и понял, что этот триер может окупить себя уже через два года, если, конечно, крестьяне повезут к нему своё зерно. То, что они повезут, он не сомневался, так как они уже возят к нему своё зерно на помол. Он лет 10 тому назад поставил у себя на хуторе мельницу о двух поставах, и поэтому мука у него была высшего качества. Это признали даже устроители сельскохозяйственной выставки в Хабаровске в 1899 году. Ему даже вручили грамоту генерал-губернатора, дающую ему право беспошлинной торговли мукой на территории Приамурского губернаторства.
Одинцов вытащил из кармана пальто деньги и отсчитал торговцу шесть сотенных. Затем он обратился к мужикам с просьбой помочь в доставке триера на свой хутор. Нашлись двое желающих, они запрягли двух быков и вскоре повезли машину под Павловку.
Кроме Одинцова триером заинтересовался богатый крестьянин Логинов из Светиловки. Он тоже договорился, что ему привезут из Благовещенска такую машину. Остальные почёсывали затылки и вздыхали. Только один хозяйственный мужик Романов из села Томского решил приобрести локомобиль. У него уже работала молотилка, но её крутили попеременно два наёмных работника. Теперь же работники будут не нужны, если, конечно, он приобретёт локомобиль. Локомобиль тоже стоил порядочно, но Романов, внеся предварительный залог, подписал бумаги на то, что он постепенно выплатит остальной долг.
Так в крестьянских хозяйствах Томской волости стала появляться современная сельскохозяйственная техника. Это значительно облегчало крестьянам уборку урожая, и они стали отказываться от наемного труда, работники тогда стоили весьма дорого, так как их не хватало.
В волости росло количество крупного рогатого скота, а это привело к тому, что крестьяне стали надаивать много молока, которое стало перерабатываться в сливочное масло. Но процесс приготовления масла занимал много времени, и не всегда получалось хорошее масло. Это масло в большинстве увозилось в Благовещенск, где эффективно продавалось.
Эта проблема озадачила работников Амурского комитета государственного имущества. Было решено в 1902 году устроить в нескольких пунктах Благовещенского уезда беседы по организации молочного хозяйства с одновременной демонстрацией молочного сепаратора.
Такими пунктами были намечены с. Александровское и с. Ключи Томской волости, с. Средне-Бельское Средне-Бельской волости и с. Ивановка- Ивановской. Сравнительно отдалённая от города Томская волость была выбрана потому, что в тёплое время года, когда выдаивалось максимальное количество молока, доставка тогда молочных продуктов в город была возможна только в виде масла и сухого творога. Село Александровское было намечено потому, что рядом с ним располагались другие селения, а это создавало очень благоприятные возможности для строительства там маслодельного завода.
В поездку отправился член комитета господин Ковалёв. В его распоряжение был выделен сепаратор "Альфа-Лаваль" производительностью до 8 – 9 вёдер молока. Это был первый российский сепаратор в Амурской области. Так как маслобойки здесь, на месте, нельзя было купить, а сделанная по американским чертежам одним столяром – японцем, годилась лишь для объяснения её нехитрого устройства, но не для работы, то процесс сбивания масла из сепарированных сливок произвел на собравшихся крестьян большое впечатление.
Первая беседа по молочному хозяйству прошла в с. Александровском. 15 августа под дождём в большом зале волостного правления собрались крестьяне, заинтересованные в молочном хозяйстве, хозяйки, непосредственно имевшие дело с молоком, ребятишки, местный батюшка, акушерка, фельдшер больницы, представители волостной и сельских властей.
Перед демонстрацией сепаратора Ковалёв объяснил собравшимся людям состав молока, рассказал о новой машине, как она работает и как молоко этой машиной разбивается на части: обрат и сливки. Объяснив, как из сливок изготовляется при помощи машины масло, он поставил фрикционный винт таким образом, чтобы сливки в демонстрационных целях получались самые густые. Гудение машины, производящей около 6000 оборотов барабана в секунду, произвело на публику большое впечатление. Детвора, раскрыв рты, конечно, больше всего выказывала интереса и внимания к тому, как тоненькой струйкой из одного рожка потекли тоненькой струйкой густые сливки, а из другого – шумной струёй полилась снятое синеватое молоко. Через сепаратор было пропущено ведро молока, и машина была остановлена, а из сливок тут же на глазах присутствовавших было сбито масло.
Среди слушателей оказался местный крестьянин Л.Юрченко, служащий писарем в волостном правлении, думавший начать опыты маслоделия и даже выписавший машину «Колибри», которая ему ещё не была доставлена из города. Не будучи ещё знаком с работой сепаратора, он радостно благодарил Ковалёва за практический показ работы машины.
Демонстрировать сепаратор в с. Ключи Ковалёву пришлось экспромтом. Дело было в том, что в день его приезда, 16 августа, здесь ожидали приезда нового губернатора, генерал-майора Путяту, который делал объезд области с целью ознакомления. Деревня была в ажиотаже: мужики чистились, мели улицы и им было не до сливок. Ковалёв решить подождать губернатора и устроить беседу после проезда начальства. Но, встретившись с ним, новый начальник области попросил продемонстрировать сепаратор в его присутствии. Так как его превосходительство спешил в дальнейший путь, то Ковалёв наскоро привёл в порядок сепаратор и распорядился собрать в деревне ведро молока и хотя бы слегка его подогреть. Всё это заняло несколько минут и сливки были отсепарированы в присутствии губернатора, который поблагодарил за хлопоты, сказав:
— Господа! Сегодня вы увидели, куда идёт технический прогресс. Я убеждён, что скоро и в наших краях люди потянутся к освоению техники, так нужной сейчас крестьянам! С Богом, господа!
Губернатор сразу же уехал в с. Александровское, а Ковалёв продолжал рассказ о работе сепаратора. Но, как он и предполагал, «семейские» крестьяне подозрительно отнеслись к сепаратору, как к вредному новшеству, и поэтому сепаратор не взволновал их.
Ковалёв поехал дальше…
Так постепенно внедрялись машины в сельское хозяйство. Перед началом первой мировой войны американская торговая фирма «Эмери» построила рядом с улицей Садовой склад–магазин, в котором можно было купить в кредит новейшие сельскохозяйственные машины, Приказчиком его стал Панов, проработавший в нем до 1918 года.
Весной 1918 года Томский Совет крестьянских, рабочих и солдатских депутатов национализировал этот магазин, как и мельницу Притуповых, кожевенный завод Скрябина, магазин Кунста и Альберста, скобяной магазин Губина и его же небольшую гостиницу (здание бывшей музыкальной школы), земельные владения Александровской церкви, магазин фирмы «Эмери», пивной завод на станции и другую частную собственность.
Это вызвало сильное озлобление собственников. Они примкнули к японцам и белогвардейцам.
Началась Гражданская война на Дальнем Востоке.
Нет комментариев. Ваш будет первым!