Будем жить по Брежневу

Автор
Опубликовано: 3246 дней назад (2 июля 2015)
+2
Голосов: 2
И закончится все примерно так же

В конце весны сразу несколько видных российских чиновников заявили о том, что кризис, потрясший страну в конце 2014 года, закончился — и в самое ближайшее время нас ждет восстановление экономического роста, а далее — только успехи и благоденствие. Как часто водится у нас, практически немедленно после этих деклараций статистические службы выдали данные об углублении экономического спада в апреле по сравнению с первым кварталом. Так чему же верить — цифрам или словам, фактам или пожеланиям? Чтобы ответить на этот вопрос, я посоветовал бы обратить внимание на две черты, характеризующие наши экономические проблемы.

Первая касается того, как этот кризис начался и как он развивается.

Я даже не буду говорить о том, что в крупных странах большинство кризисов (от Великой депрессии в США до азиатского коллапса 1997–1998 гг.) становились следствием мощного (и по большей части продолжительного) бума. Это прослеживается и в России — пусть и с определенными особенностями, но в целом достаточно четко. Так, кризис 1998 г. разразился после того, как экономика в 1997-м показала первый в постсоветской истории рост (на 1,4%, но если учитывать, что среднегодовой темп падения валового продукта в 1992–1996 гг. достигал 9,4%, то это можно считать невиданным взлетом). Биржевые индексы в том же 1997 г. достигали значений, на которые они не вернулись затем на протяжении почти шести лет. Десятилетие спустя, в 2008-м, ситуация выглядела еще более радужной: в предшествующие пять лет средний темп роста ВВП составлял 7,5%, а фондовые площадки демонстрировали рекорд за рекордом. В обоих случаях кризисы можно было рассматривать как закономерную болезнь роста, присущую рыночной экономике, а совпадение их с периодами краха нефтяных цен считать такой же случайностью, как, например, участие представителей одного из субъектов нашей Федерации в большинстве совершаемых в стране резонансных преступлений.

Однако нынешний кризис выглядит совсем иначе. В 2012–2014 гг. экономика не то чтобы не разгонялась, а показывала устойчивое падение темпов, «добиваемая» популистскими решениями, растущими налогами и непомерными аппетитами вороватых «силовиков». В последний квартал президентства Д.Медведева рост в годовом выражении оставлял 4,9%, но по итогу всего 2012 г. он опустился до 3,4%, составив 1,3% в 2013-м и 0,6% — в 2014-м. Сегодня, семь лет спустя после пиковых значений фондовых индексов в мае 2008 г., основной показатель инвестиционной привлекательности — индекс RTS — находится на уровне 40% от прежнего рекорда, тогда как через семь лет после кризиса 1998 г. он превышал предшествующие максимумы в 1,6–1,7 раза. Мы вползаем в новый кризис, еще даже не выйдя — как справедливо говорил недавно тот же Д.Медведев — из предыдущего. Углубление спада — с минус 1,6% в январе, до 3,3% в марте и 4,3% в апреле — сопровождается успокаивающей риторикой, а это означает формирование привычки жить в условиях кризиса, что выглядит крайне тревожным сигналом: по сути, политическая стабильность порождает экономическую — но воплощающуюся в лучшем случае в темпах, описываемых термином «околонуля», и при отсутствии каких-либо позитивных ожиданий. Чем дальше это будет восприниматься в качестве нормы — а именно такой подход сегодня de facto «продвигает» наше правительство, — тем сложнее будет преодолеть хозяйственный спад.

Вторая черта не менее показательна, и она касается того, что экономисты называют опережающими индикаторами, или отражением ожиданий предпринимателей и граждан, их представлений о ближайшем и более перспективном будущем.

Эти индикаторы все круче уходят в минус: так, индекс ожидаемых изменений экономической ситуации на краткосрочную перспективу в I квартале 2015 г. снизился до минус 18% против минус 14% в IV квартале 2014 г., индекс ожидаемых изменений в личном материальном положении составил минус 19% против минус 12% в IV квартале 2014 г., а интегральный индекс потребительской уверенности рухнул с минус 18% до минус 32%. Эти цифры, полученные в ходе опросов (где граждане могут выражать субъективное восприятие кризиса, а не стремиться отрефлексировать реальное положение дел), подтверждаются более важными статистическими данными: население в большинстве своем сокращает потребительские расходы сильнее, чем снижаются его реальные доходы (первые упали в первом квартале на 6,9% в годовом выражении с учетом инфляции, хотя вторые — всего на 1,4%). Это означает, что оптимизма в российском обществе нет. И это я не говорю про предпринимателей, демонстрирующих стремительное снижение инвестиций и массово выводящих капитал из страны.

Стоит подчеркнуть, что эти явно указывающие на углубление спада ожидания значительной части населения формируются в условиях практически тотальной поддержки теми же гражданами политического курса нынешней российской власти. Последнее означает, что власть относительно безболезненно для себя сможет «разменивать» избыточное политическое доверие на готовность людей смиряться с хозяйственными сложностями — что, в свою очередь, предполагает отсутствие любой повестки по борьбе с кризисом. Можно предположить, что, стремясь не менять общей схемы управления страной, Кремль без труда сохранит полную устойчивость своих позиций как минимум на полтора-два года, на протяжении которых депрессивная ситуация в экономике будет только закрепляться, а кризис — становится все более комплексным и всесторонним.

На мой взгляд, в экономике, как и в политике, нет и не может быть ничего хуже привычки. Как бы наши вожди ни упражнялись в нигилистической риторике относительно любых резких перемен — и хозяйственная, и общественная жизнь развиваются через революции. Может казаться невероятным, но даже Великая Отечественная война не подорвала так хозяйство Советского Союза, как годы брежневского застоя. Напряжение сил нации всегда свидетельствует об ожидании более благоприятного времени, к достижению которого и нужно стремиться. В периоды тяжелых испытаний — если они расцениваются как временные (а кризисы должны восприниматься именно так, и никак иначе) — ожидания всегда позитивны, отражая «волю к жизни».

Именно поэтому складывающаяся сегодня в российской экономике и политике ситуация обыденного кризиса и представляется столь тревожной.

В отличие от многих моих коллег и друзей-оппозиционеров я убежден, что современная российская политическая система весьма и весьма устойчива — но мне кажется, что именно эта ее устойчивость в конце концов и сыграет с нашей
страной злую шутку. Происходящее сегодня в России очень напоминает ситуацию в СССР в середине 1970-х годов, когда реформы в экономике остановились, темпы хозяйственного роста стали замедляться, а все проблемы в повседневной жизни списывались на враждебное окружение и обострение международной обстановки. Как и тогда, сейчас население все более явно воспринимает стагнацию если не как нормальное, то по крайней мере как приемлемое положение вещей, с которым можно смириться, — и действует так, чтобы ситуация попросту не становилась нетерпимой как можно дольше.

Этого, безусловно, можно добиться — только остановившуюся машину впоследствии не удастся разогнать вновь: она просто развалится при трогании с места. Привыкая к кризису, мы, таким образом, смиряемся с будущей катастрофой, утешая себя только тем, что она случится не завтра. Но послезавтра она наверняка произойдет.

Владислав Иноземцев

Из выпуска от 09-06-2015 «Московский комсомолец - экономика»


К О М Е Н Т А Р И И


Линник Лев Николаевич 11 июня 2015 года, :06
История показывает, что в России всегда было мало у власти квалифицированных хозяйственников, которые могли бы полноценно использовать богатейшие ресурсы во благо российского народа.

Влад 001 11 июня 2015 года, :06
В России, затем в СССР, и снова в России никогда не соблюдался один из важнейших признаков демократии - отчётность сверху донизу. А посему бесконтрольность и, как следствие, злоупотребления. Автор, по привычке видимо, выдаёт желаемое за действительное. Некоторые моменты вообще передёргивает, как опытный картёжный шулер. В 70-е годы, я в отличие от автора, вёл уже взрослую сознательную жизнь. и что-то не заметил, чтобы мои родители говорили мне, что жить стали хуже, чем в военное время. Да и я этого не заметил. А вот что в то время наша промышленность и сельское хозяйство работали на полную катушку и мы ещё тащили на себе воз из 14 союзных республик-нахлебников и ещё полмира иждивенцев это я точно знаю. Такого бюджета даже США бы не вынесли, факт! Автор, похоже, отработал очередной пасквильный заказ своей никчёмной статейкой.

Г.И. Омен 11 июня 2015 года, :06
И много твои родители заработали, раз не жалуются. Просто нельзя было жаловаться тогда, сразу статья. Даже слово депрессия сразу наказывалось принудительной психушкой.

А вот господин Линник выше прав, но позиция власти была та же, квалифицированные хозяйственники это потенциальный средний класс, и что бы этот класс не вышел в тираж, их вязали государственной порочной круговой порукой, так называемой государственной узаконенной коррупцией. Как собственно и сегодня, на подачки государства, в той или иной мере, живет большая работающего населения. Как вы думаете, эта часть может поднять голос, если она ничего сама не зарабатывает, а кормится остатками с осударева стола?

Людм. 11 июня 2015 года, :06
Влад 001, поддерживаю.

bigluzer131261 11 июня 2015 года, :06
Присоединяюсь.

Павел1973 11 июня 2015 года, :06
Статья заказная. Умалчивается что рост 97-го стал возможен потому что изменилась методика подсчёта. В СССР считали по факту произведённого. А потом стали подсчитывать по цене/стоимости. Так что это постсоветский кризис ещё и не заканчивался. Если бы не промышленность СССР нынешние дерьмократы и либерасты уже имели бы революцию.

bigluzer131261 11 июня 2015 года, :06
Браво! Совершенно верно.

sergey999 11 июня 2015 года, :06
Видать сову по полету, а доброго молодца по соплям. 14 союзных республик-нахлебников. А кто ракеты делал, уголь добывал, хлопок выращивал, вино делал - нахлебники?

Ra 11 июня 2015 года, :06
А правда, кто ракеты делал и уголь добывал? Прибалтийские республики? А, может, кавказские? Или Молдавия? Или среднеазиатские? Сидели на шее РСФСР, свесив ножки, а когда жареным запахло, сдриснули по своим углам, попутно прихватизировав все, что Русские строили - заводы, институты, шахты, больницы... А Россия еще много лет выплачивала долги всего СССР.

Master.Ser 11 июня 2015 года, :06
Видимо всю свою сознательную жизнь в СССР вы забывали снимать розовые очки, а надо бы. Где вы видели хорошую жизнь - пустые прилавки, за несчастной колбасой очереди, везде хамство, Повальная погоня за импортными вещами и т.д., но даже если опустить какие-то субъективные характеристики, описываемого периода, то почему, если он, советский союз, был такой хороший, рухнул в одночасье. С хорошей крепкой экономикой такого быть не может по определению.

bigluzer131261 11 июня 2015 года, :06
Он не рухнул! Его планомерно и целенаправленно разрушили, а после, выбросили партбилеты и снова встали у власти, но уже под другими лозунгами, правда с одной целью-набить свой карман.

Uriy47 11 июня 2015 года, :06
В точку.

эми 11 июня 2015 года, :06
Влад! Класс,согласна полностью с тобой!Брежневские времена,хоть и последние годы=застойные,но мы жили=не тужили!И все работали!И все работало!

Starche 11 июня 2015 года, :06
Это вы были нахлебники. Только Москва и Ленинград были более менее в сытости. Да, оборонка работала на полную силу, а вот все остальные отрасли народного хозяйства "догоняли и перегоняли" Америку. А про сельское хозяйство и говорить нечего.Так что не Вы, а Вас кормили республики-"нахлебники". Короткая память у Вас, уважаемые

Humanum 15 июня 2015 года, :06
Римская империя богаче всего жила как раз перед распадом.

Mikhail 11 июня 2015 года, :06
Если корабль начал тонуть .хотя и медленно он несомненно утонет и не надо думать что какой-то волшебник вдруг его и спасет без долларов . а где взять доллары и Евро .

ВНЕ 11 июня 2015 года, :06
утонем вместе ... и уже начало положено.

Влад 001 11 июня 2015 года, :06
Михаил! Я тебе отвечу словами известного персонажа мультфильма:"Неприятность эту мы переживём!"
Другими словами, русский народ самодостаточен. Это я о загадочной русской душе, которую уже 1000 лет пытаются разгадать наши враги. но не могут. Наш материк-корабль, наша страна в надёжных руках. Только имею ввиду не руководство страны, а сам народ. А вся эта мишура в виде провокаций, войн и прочей ерунды нам до лампочки. Это как насморк для человека - чихнул, и дальше пошёл. А доллары и евро абсолютно не нужны внутри страны. Нужно просто научиться инвестировать помаленьку. Я всегда говорю, как и мои предки, на бога надейся, а сам не плошай.

Пакулев Сергей 11 июня 2015 года, :06
Хорошо сказано....научится инвестировать помаленьку:) Немалая часть народа живет на границе черты бедности. Им бы прокормить себя и детей, а не про инвестиции думать.

Влад 001 11 июня 2015 года, :06
И ещё одно. Если только Россия и Китай откажутся от доллара, Америка рухнет к нашим ногам, как глиняный колосс и никогда уже не поднимется. Почему они этого до сих пор не сделали - вот загадка!

эми 11 июня 2015 года, :06
Влад! Ты молодец!Сейчас "кризис" подобен перестройке 90 г.г.,люди многие в панике,стресс идет...кому-то это выгодно?А сколько полегло людей в распад СССР и ЧУБАЙСКУЮ прихватизацию и ваучеризацию?И сейчас что ли пошел геноцид народа? Если Медведев озабочен высокой смертностью за 1-квартал 2015г и велел найти причины такой смертности народа? СМЕХ!!!

bigluzer131261 11 июня 2015 года, :06
Какая же это загадка? А, что же тогда воровать? И на кого все беды сваливать. Ведь проще обвинить или устроить очередной кризис, чем создавать рабочие места, давать людям жить, а не выживать.

Предиктор 11 июня 2015 года, :06
Не надо брехать про Брежневский "застой"!
Как убили экономику и население Эльцин и его последыши - хуже любой войны!
А может быть наконец-то сменить "правительство" национальной измены?...

Лаа 11 июня 2015 года, :06
Статейка конечно заказная - антироссийская!
Брежневский застой - это выдумка перестройщика-разрушителя Горбачева Раиса Максимовича! В годы "застоя" были построены автогиганты ВАЗ и КАМАЗ, БАМ, каскад гидроэлекростанций в Сибире,крупнейшие трубопрокатные заводы, проложены тысячи км. газо и нефтепроводов, освоение космоса. Во внешней политике положили начало разоружению и окончанию "холодной войны" и еще сотни примеров созидательной работы в те годы!
" Брежневский застой" - это плевок нам,труженикам тех лет, это то же,что сегодня прославлять Бандеру и очернять героев ВОВ!
Не было никакого застоя! И надо это исправить и в истории РФ, и в лексиконе граждан России

эми 11 июня 2015 года, :06
ВЫ правы!Верните нам этот застой!

Пакулев Сергей 11 июня 2015 года, :06
Брежнев был у власти с 64го года, Полноценный застой начался с конца семидеятых, а до этого было и построено и развито (не решая насущных проблем). Вылилось сами знаете во что. На нефтяную иглу мы кстати сказать тогда же начали садиться (с годами увеличивался процент ВВП от продажи нефти), что аукнулось когда Саудиты, с подачи США, обрушили нефть.

bigluzer131261 11 июня 2015 года, :06
Ага, а плохой Брежнев пожалел их в 73, когда у них доллар превратился в ничем не обеспеченную бумагу, коей, до сих пор, и является. Не было никакого застоя, это был самый созидательный период за всю послевоенную историю.

lorass 11 июня 2015 года, :06
Вона чо, оказывается, это Брежнев виноват в нынешнем состоянии РФ. Маловато, видно, было построено, все разворовали, а еще хочется. Расейская власть не меняется в своем обыкновении обвинять в своей глупости и бездарности предшественников.
Брежнев, конечно, был не подарок, но уж точно поумнее путина и его подельников.

Shern 11 июня 2015 года, :06
Хорошие были Брежневские времена. Знали что всегда зарплату выплатят, что квартиру через 10, 15 лет получишь бесплатно. И люди были другие. Сейчас только ценится все по деньгам. Отличные были времена.

Mikhail 11 июня 2015 года, :06
Наш генерал-аншев Дмитрий Медведев .к стати очень похожий на молодого Императора Николая -второго . восстановление СССР -невозможно. следовательно, все-таки кто-то надеется вернуться в счастливое прошлое,

DiamondWolf 11 июня 2015 года, :06
2 Лаа
Ну и что-что наклепал тыщи предприятий - а что они производили за исключением 200 тыщ танков и 200 тыщ БТР и БМП для безумной идеи термоядерного раша до Ла-Манша? - по чугуну и углю превзошли США, а по хай-теку - легковым, пластмассам, смолам, электронике - уступали в десятки раз. Запускавшиеся в космос спутники из-за убогой начинки дохли через полгода, а у американцев по 50 лет живут - см. "Пионер-6,7,8,9". Легпром перевыполнял план и получал Героев Соцтруда, но их калоши и пОльта шли на ВЫБРОС - народ гонялся за импортными тряпками - на станках царя Гороха и украденных в Рейхе нельзя сделать кроссовки.
При раннем Косыгине нарастающий вал проблем и отставания пытались решать, а потом Брежнев сделал вид что всё хорошо. КПSS без конкуренции и обратной связи с народом сгнила и разложилась - у престарелых верхов было всё к чему они привыкли, нового уже не могли хотеть, а нижесидящие, увидев как живут на Западе, были готовы на что угодно, чтобы конвертировать власть в личное богатство - что и произошло в 90-е.
Может я и неправ, но ИМХО - пусть лучше предприятия, производящие ненужную продукцию, разорятся и перестануть переводить впустую сырье, энергию, транспорт, людей и платить незаслуженную зарплату.

Амос 11 июня 2015 года, :06
рост при Брежневе ; 4 процента,в годы застоя!
а сейчас???? аля улюююю

ТоЯмаТоКанава 11 июня 2015 года, :06
http://my.mail.ru/mail/yaserezhaavolgog/video/_myvideo/14.html
В. Катасонов - Кто управляет экономикой? Правда от которой мурашки по коже.

http://my.mail.ru/mail/yaserezhaavolgog/video/_myvideo/19.html
Сергей Глазьев. Ситуация в экономике ухудшается. (29.05.2015)

ТоЯмаТоКанава 11 июня 2015 года, :06
http://my.mail.ru/mail/yaserezhaavolgog/video/_myvideo/15.html
Азбука финансового Апокалипсиса (Катасонов В.Ю.) - (01.05.2015г.)

http://my.mail.ru/mail/yaserezhaavolgog/video/_myvideo/17.html
В чем же причина падения и роста рубля? В чем фишка курса рубля?

Влад 001 11 июня 2015 года, :06
Уважаемый diamondWolf. Вам сколько лет? Вы чего так врёте беспардонно? У меня два высших образования. Одно до службы в армии, другое после. В институте учился - были компьютеры на то время самые современные. Наша промышленность в то время делала от ракет и танков до кастрюль и горшков для Вашего пользования. Вы, скажете, на горшок не ходили? Сомневаюсь. Потом, темпы строительства жилья у нас были самыми высокими в мире. Да, жильё было простеньким, квартирки не ахти. Но на то время они были достаточными. Мы же страну поднимали после такой страшной войны! Наша продукция во многом превосходила зарубежные аналоги. Потому мы первыми вышли в космос и запускали луноходы на Луну. А знаете ли Вы, что в 60-е и 70-е годы японцы высоко ценили наши журналы " Юный техник", "Радио", и пр. Потому что наши умельцы по простоте душевной там печатали схемы, которые изобретали. Я в то время увлекался радиотехникой - эти журналы мне очень помогали. А Вы думаете японцы такие умные и изобрели телевизор с дистанционным управлением? Ошибаетесь, наши. В 1972 году я сделал пульт управления (правда с проводами) своего чёрно-белого телевизора. А также мы строили газопроводы, мосты, заводы, плотины и гидростанции, аэродромы, космодромы, строили в союзных республиках и в братских странах (Китай, Индия, Вьетнам, Северная Корея, Египет, Ирак, Иран, Египет, Сирия, Ливия, Ангола, Никарагуа, Куба, Болгария, Польша, Чехословакия, Румыния, Венгрия, Югославия, ГДР - Восточная Германия, кто не помнит). Если какую страну не назвал, пусть на меня не обижается. Ещё в наших институтах обучались студенты половины мира. Что касается шмоток и моды, вот уж чего-чего, а за ними никогда не гонялся. Я всю жизнь приверженец классики. Скажу так, мода - это маятник, то влево её качнёт, то вправо. Всю жизнь потешался над сверстниками - вечно у них перерасход. Всё время плачутся - только купил это, а оно из моды вышло, только деньги зря выкинул! А классика - всегда классика. Хоть на работу, хоть в театр. А что касается конца правления Брежнева, согласен, проморгала партия. Вовремя отдали бы бразды правления молодым, сейчас бы жили в шоколаде. Вы посмотрите на Китай! Пять лет назад передали бразды молодым. Курс остался прежним - социалистическим. И смотрите, как идут! И миллиардеры свои есть - всё для блага страны, а не воровства. Когда это видано, чтобы президент Америки ездил на поклон в Китай? Бушик ездил и упрашивал их слёзно:" Ребята! У нас кризис. мы загниваем, придержите коней, уменьшите рост!" На что Китай им дал свои заверения в лояльности, но на деле показал большой бебендуй и продолжил своё. Так где сейчас их хвалёный Запад? Правильно, именно в той части тела, которая садится на унитаз. Так вот, теперь Западу, чтобы оздоровить свои экономики, как воздух нужна война. Только, конечно, не в своей стране. Так вот, если бы не было, первой и второй мировых войн, население нашей страны сейчас бы достигало, как минимум половины Китая. Это, я к тому, что Россия всегда будет воевать и всегда с внешним врагом. И нам нужно жить и размножаться назло врагу. Умный это поймёт, а дураку и нечего говорить об этом. Мира Вам, и процветания.

DiamondWolf 13 июня 2015 года, :06
Уважаемый Влад! Я СССР застал достаточно, даже в СА отслужил.
В чём я вру конкретно? С примерами плиз. ФРГ тоже очень сильно пострадали от войны, но уже к 80-м у них было и 2 машины в семье и дом в 100 метров. И других буржуев примерно такие же стандарты жизни.
Дядя купил в начале 80-х первый ЦТВ Радуга - его ремонтировали ДЕСЯТЬ РАЗ!!! Любая Соня/Паня при таком качестве разорились бы, а у нас держали на плаву убыточные предприятия.
"Братские" страны задолжали СССР до 200 млрд уев и ЕБН всё списал - единственный в мире - украм никто ничего, например, не спишет, опять же кроме РФ может.
В Китае социализмом и не пахнет - большинству пенсия не светит (кроме госчиновников), поэтому очень популярны фонды, 100 млн живут на 1 доллар в день и готовы на любую работу - при такой дешевой рабсиле Запад и Азия вложили туда за 20 лет около 2 трлн. долл., дали технологии и рынки - отсюда и рост. Из РФ же за эти 20 лет украдено около 1 трлн (50 в год).
Классика хороша для мужчин, а женщины хотят одеваться красиво, модно и удобно - в чем легпром СССР им не очень помогал.

Humanum 15 июня 2015 года, :06
Согласен, в Китае социализмом и не пахнет. Ведь основа социлизма- это отсутствие частной собственности на средства производства. Так что в Китае жутчайший капитализм с жесточайшей эксплуатацией трудового народа. И сумасшедший рост экономики- именно по этой причине- сумасшедшая прибавочная стоимость.

DiamondWolf 13 июня 2015 года, :06
Да и ещё за космос.
СССР вбухал в космос кучу денег, а толку для граждан - 0.
А вот самый нищий араб не потративший на космос ни копейки может купить открытый тюнер за 1000 руб и смотреть СТО бесплатных каналов на арабском.
Скока у нас стоит комплект НТВ/Триколор и скока бесплатных каналов они дают?

нурлан 14 июня 2015 года, :06
Н А Назарбаев сказал что мы отстали во время занавеса от Европы на 50 лет а от КНР на 100так что думайте

Humanum 15 июня 2015 года, :06
А потомственный вещун и целитель из деревни Мухосрановка сказал, что Европа и США отстали от России лет на 150.

тапир 18 июня 2015 года, :06
А вот по выпуску лаптей и строительству жилых бараков с печным отоплением и без канализации Европа отстала на 150 лет.

ТожеАлександр 15 июня 2015 года, :06
Влад 001 все правильно сказал. Кто не застал СССР в 70-80 -е годы тому не понять. По поводу развития высоких технологий и т.п. Про журнал "Радио" было сказано выше. Могу добавить, что схемы представленные в этом журнале мог собирать практически любой школьник посещающих кружок типа "радиотехника" или "электроника" при городском доме пионеров или подобном учреждении. Причем занятия в этих кружках и материальная база (детали, инструменты и т.п.) были абсолютно бесплатны.
Попробуйте сейчас заняться электроникой в 10-14 лет. Как думаете это возможно в современных условиях?

DiamondWolf 16 июня 2015 года, :06
2 ТожеАлександр.
По своему опыту скажу - сейчас бесплатные кружки электроники в школах есть - в загоне, энтузиастами, то есть - зачем тратить время, когда можно пойти и купить ЛЮБОЙ гаджет или деталь?
Ну и увлечение "Радио" в СССР практического выхода не дало - так и не смогли сделать ни качественный видик, ни лазер для компакт-диска, ни - О ПОЗОР - высокоточных станков с ЧПУ для малошумных винтов подлодок (сперли у Мицуи).

Геннадии 19 июня 2015 года, :06
Да, хорошее раньше время было. Утром на работу люди как на демонстрацию шли, колоннами, студенты электрички штурмовали, земля пахалась и засевалась. Сейчас иду на работу в одиночестве, дороги пустые (машин правда прибавилось), электричек в 10 раз меньше и тоже пустые, на месте заводов торговые центры. Товару полно, а жить тоскливо, как зверю в клетке,- лучше меньше жрать да на свободе. Поля сорняком поросли, людей от труда отлучают, а без труда человек тупеет.

Нина08 24 июня 2015 года, :06
Добавлю, борщевиком заросли поля, коровники разрушены, молоко по 100 руб за литр - это в Подмосковье!
Зато радуют глаз охраняемые огороженные многоэтажные особняки с выходом на голубую гладь и многокилометровым пляжем.

Помню, как нерадивые хозяйки перед зарплатой между собой в 70-х годах жаловались: в холодильнике шаром покати - только яйца, молоко с творогом и сметаной, уж надоело!

Молодежь у бабушек иногда стреляла деньжат ВЗАЙМЫ, так как пенсии у стариков были порой даже побольше, чем у молодого специалиста.

Так что, я бы не отказалась в те "застойные" времена - снова пожить: не опасаясь вечером гулять в парке, знать, что зарплата будет вовремя, а молодежь будет учиться за знания, а не за последние родительские деньги.

Да и много чего было хорошего, только вот почему-то те, которые и не жили-то в это время, любят всю эту какашку мусолить.

Сергей Фролов 26 июня 2015 года, :06
На кой ляд высокие технологии, если они не конвертируются в полезные для граждан вещи. Какой прок от выхода в космос и от лунохода, если в итоге GPS в нашу жизнь пришёл от американцев ? Какая разница, кто и что изобрёл ? Главное - кто внедрил это изобретение и сделал нужную для людей вещь, такую, как тот же Iphone или Ipad.

http://subscribe.ru/digest/economics/news/n1953326973.html
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Последние комментарии
Алексей Дыма (Вахтённый) 23 апреля 2017
НЕПРОСТОЙ СВОБОДНЫЙ: Городок, которого нет
Алексей Дыма (Вахтённый) 2 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
Алексей Дыма (Вахтённый) 2 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
БиС 1 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
Юрий Тарасов 1 декабря 2016
Лит.Урок № 1
Юрий Тарасов 30 ноября 2016
Что дал своим гражданам СССР
Юрий Тарасов 29 ноября 2016
Лит.Урок № 1
Алексей Дыма (Вахтённый) 29 ноября 2016
Лит.Урок № 1