Российская власть: история болезни

Автор
Опубликовано: 3314 дней назад (27 ноября 2015)
+2
Голосов: 2
Новая книга Григория Явлинского «Периферийный авторитаризм» дает ответ на ключевой вопрос: почему результатом реформ 90-х годов, считавшихся демократическими, стало установление авторитарной власти.

Объяснение, данное Явлинским с почти математической точностью (по четкости формулировок это, наверное, лучшая из его книг), понравится далеко не всем.

Оно не понравится сторонникам «нового курса» российской власти, взятого ею в последние 2 года, когда агрессивное отрицание европейских ценностей, изоляция от окружающего мира, генерация все новых ограничений прав граждан, приравнивание оппозиционной деятельности к предательству и истерическое восхваление главы государства стали ключевыми чертами государственной политики.

Но оно не понравится и тем, кто верит в миф о том, что Борис Ельцин вел страну по верному пути, а потом пришел Владимир Путин и развернул ее в противоположную сторону. Потому, что Явлинский четко доказывает (он и раньше говорил об этом, только его редко слушали): путинский режим — продолжение ельцинского, а не его искажение.

«Историю болезни» Явлинский начинает с разрушения упомянутого мифа о «рубеже столетий», как «переломном моменте», когда тенденция сворачивания конкуренции в экономике и политике, ограничения прав граждан, огосударствленности СМИ и деградации партийно-парламентской активности пришла на смену противоположной, якобы господствовавшей в предшествующее десятилетие. По его мнению, этот рубеж был не поворотным пунктом, а вступлением системы в стадию зрелости после того, как был сделан важнейший выбор за всю политическую историю 90-х годов — между политической системой конкурентного или авторитарного типа.

Этот выбор, по словам Явлинского, «определился при принятии Конституции РФ в октябре-декабре 1993 года, а затем окончательно утвердился в ходе президентских выборов 1996 года и следующего за ними периода». Потому что правящая команда, сформировавшаяся вокруг президента, «даже и решившись провести выборы, исходила из приемлемости только одного их исхода»: сохранения своей власти. Об этом те, кто сегодня представляет 90-е годы как период расцвета демократии, склонны умалчивать.

Собственно, именно это — принципиальная установка на несменяемость власти, — и есть первый и главный признак авторитарной системы, отмечает Явлинский. Невозможность «снизу», мирным и законным путем обеспечить недобровольное отстранение от власти одной команды и замену ее другой.

Что дало возможность реализовать именно такой сценарий? То, полагает Явлинский, что и правящая команда, и общество в целом «по умолчанию» считают естественной монополию власти на распределение всех основных ресурсов в государстве. А стремление создать реальное разделение властей воспринимается, как попытка ослабить власть и сделать ее беспомощной. Явлинский напоминает: нынешнее унизительное положение парламента во многом является следствием кампании по дискредитации законодательной власти в 90-е годы. Когда журналисты, считавшие себя сторонниками «демократического выбора», с упоением изображали Верховный Совет, а затем Госдуму тяжелыми и бесполезными оковами, висевшими на «богатыре» Ельцине и якобы мешавшими ему осуществлять необходимые стране социально-экономические реформы.

Отличие Системы 90-х годов от Системы нулевых и десятых, по словам Явлинского, лишь в том, что в 90-е у власти и около нее были люди, «более близкие либеральной части советской интеллигенции, нежели команда, пришедшая им на смену в 2000-е годы».

Явлинский отмечает три источника авторитарной системы. Это слияние власти и права собственности: гиперинфляция 1992 года — криминальная приватизация (залоговые аукционы), 1995—1997 гг. — фальсификация выборов и подчинение СМИ 1996—1998 гг. Это большевистские методы проведения реформ — «цель оправдывает средства». И, наконец, отказ от переосмысления советского периода, государственной оценки сталинизма и большевизма.

К концу 90-х годов людей охватило разочарование. Именно в этих условиях появился Владимир Путин. И если, констатирует Явлинский, в 90-е годы система прошла первую развилку — между конкурентной и авторитарной моделью — и сделала выбор в пользу второй, то в начале 2000-х оказалась пройденной и вторая: между авторитаризмом модернизационного типа и авторитарной властью консервативно-застойного типа.

Пересказывать дальше анализ Явлинского — значит отнимать у читателя удовольствие. Процитируем только заголовки, говорящие сами за себя: «Выборы без выбора», «Административная рента», «Коррупция как система», «Внешний мир как противник», «От периферийного авторитаризма к авторитаризму провинциальному».

И вывод: два десятилетия после краха советской системы привели нашу страну к политической системе, основанной на монопольной несменяемой власти одной группы высшей бюрократии.

Системе, исключающей замену правящей группы без одновременного слома системы и глубокого политического кризиса. Системе, работающей на свое воспроизводство и исключающей возможность естественной эволюции или самореформирования. Системе, основу которой составляет распределение административной ренты и которая заинтересована в сохранении экономических и социальных условий, позволяющих эту ренту сохранять и извлекать. Системе, в которой можно выражать оппозиционные настроения лишь в ограниченных по своему потенциалу «маргинальных» (по мнению властей) информационных ресурсах, а любые не санкционированные и не контролируемые властью политические амбиции отдельных лиц или
групп не могут легально финансироваться.

То, что происходит, Явлинский называет жестким словом «демодернизация». Ведущая в тупик. К архаике, необратимому отставанию от развитых стран, деградации и распаду.

Итак, диагноз поставлен, история болезни описана — но как ее лечить?

Явлинский не предлагает чудодейственного рецепта, оставляя открытым ответ на вопрос о том, есть ли выход из «сегодняшнего трагического фарса в сторону модернизации и развития».

Но в одном он уверен: долг всех здоровых политических сил в стране — попытаться разработать и предложить «реалистичную альтернативу, план выхода из нынешнего кризиса и, если нужно, навязать его напуганной и дезориентированной российской политической элите».

Борис Вишневский


К О М Е Н Т А Р И Й


АлБо
26 ноября 2015 года, :11
По уровню мышления Явлинский сравним со Столыпиным. Но в российских традициях не понимать и отвергать разумное и доброе. Значит будем сидеть в кремлёвском дерьме и славить олигархов. А когда всё рухнет, начнём гражданскую войну. Путь идиотов...

http://subscribe.ru/digest/economics/society/n3002407.html
Комментарии (6)
Ирма # 6 декабря 2015 в 14:02 +1
Явлинский - это ещё один политик с которым легко расправилось наше правительство.
Я не верю, что он бы смог сменить Путина на посту президента и возглавить страну. Для этой цели нужны ребята покрепче. Но как только к Явлинскому начали прислушиваться, для него мгновенно закрыли вход на избирательную компанию.
42HK125 # 6 декабря 2015 в 14:13 0
Помню, помню прислушивались к Явлинскому, 500 дней и т.д. laugh
Неравнодушный # 6 декабря 2015 в 19:22 +2
Ну, да, "прислушивались" такие как ты. Только вот всё могло быть совсем по-другому у нас в стране, если б она была выполнена до конца. По этому поводу приведу следующее:
Скрытый текст виден только зарегистрированным пользователям
Обустройство России - главная национальная идея!


Разработка Программы «500 дней». Принятие программы «500 дней» Верховным Советом РСФСР»

При разработке проекта «400 дней доверия», авторы ссылались на опыт японцев, которым удалось, после второй мировой войны, достаточно быстро, качественно изменить и укрепить экономику страны. Поэтому проект «400 дней доверия» был направлен на экспертизу в Японию. И получил там хорошую оценку.

Копия проекта «400 дней доверия» попала на стол председателю Экономического совета России, М. Бочарову, который передал её Б. Ельцину. Без ведома авторов.

Ельцину такой проект был очень нужен. Шла ожесточённая борьба между Горбачёвым и Борисом Николаевичем. У Горбачёва уже был, представленный в декабре 1989 года Совету Министров СССР, «рыночный план» команды Н. Рыжкова.
Теперь своя, отличная от рыжковской, программа, которую кто-то из ельцинского окружения уже назвал программой «500 дней», появилась и у Ельцина – « вскоре уже и Б. Ельцин в беседе с журналистами начинает рассуждать о программе «500 дней» и очень хвалит ее. …



Г. Явлинский, узнав под программой «500 дней» свою программу «400 дней доверия», отправляется на поиски М. Бочарова. Он объясняет Бочарову, что программа может быть осуществлена только в качестве союзной, но не республиканской. Бочаров представил Григория Алексеевича Ельцину как автора программы «500 дней».

Б. Н. Ельцин предложил Г. А. Явлинскому пост заместителя председателя Совета Министров России — Председателя Комиссии по экономической реформе. Это предложение нашло поддержку у народных депутатов. Верховный Совет РСФСР утвердил Г. А. Явлинского на посту зампреда. Таким образом Григорий Алексеевич оказался в высших эшелонах власти.» (В.Колобова, «Григорий Явлинский», Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс», 1998 год). http://www.yabloko.ru/Publ/Colobova/500_days.html ).

«Спустя десять дней после того, как Г. А. Явлинский стал зампредом, он пишет письмо М. Горбачеву. Григорий Алексеевич предложил вариант политического консенсуса для спасения перестройки на базе программы «500 дней». Политический консенсус противоборствующих сторон (Б. Ельцина и М. Горбачева) заключался в создании руководящего центра. Не М. Горбачев и не Б. Ельцин, но именно Центр должен был координировать экономические преобразования и в России, и в республиках. Это дало бы возможность преодолеть конфронтацию, хотя бы в области экономики, и сосредоточиться на поиске взаимовыгодных решений сложных проблем, в том числе проблемы взаимоотношений республик и Москвы. И М. Горбачев, и Б. Ельцин поддержали идею Г. А. Явлинского. Вскоре была создана Государственная комиссия по экономической реформе.» (В.Колобова, книга «Григорий Явлинский», Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс», 1998 год). http://www.yabloko.ru/Publ/Colobova/500_days.html ).

Руководителем разработки программы «500 дней», на основе проекта «400 дней доверия», Горбачёв назначает академика Шаталина, активного противника программы Рыжкова, которая, по мнению академика, сочетая планирование и рыночную экономику, была обречена на провал.

«По настоянию Б. Ельцина группа стала называться… группой Шаталина — Явлинского» (В.Колобова, книга «Григорий Явлинский», Ростов-на-Дону, изд-во «Феникс», 1998 год). http://www.yabloko.ru/Publ/Colobova/500_days.html ).
Это устраивало и Горбачёва и Ельцина, потому что Шаталин представлял СССР, а Явлинский - РСФСР.
Амбиции противоборствующих сторон были удовлетворены. Можно было приступать к работе.

27 июля 1990 года было подписано совместное поручение Михаила Горбачева и Бориса Ельцина о разработке программы "500 дней"
Работа предстояла титаническая – надо было просчитать и проанализировать, по разным направлениям, весь Советский Союз. И времени на эту работу было очень мало.
Поэтому, к процессу разработки подключили экономистов, работавших в различных институтах и организациях СССР.

Многие из экономистов, принимавших участие в работе над программой «500 дней», были весьма известными в 90-е годы; некоторые получили широкую известность позже. В перечень основных исполнителей, работавших над программой, кроме трёх авторов проекта «400 дней доверия», входили: Станислав Сергеевич Шаталин, Николай Яковлевич Петраков, Сергей Владимирович Алексашенко, Андрей Петрович Вавилов , Леонид Маркович Григорьев, Владлен Аркадьевич Мартынов, Владимир Мащиц, Борис Григорьевич Фёдоров, Татьяна Владимировна Ярыгина, Евгений Григорьевич Ясин.

31 августа 1990 года - разработка программы "500 дней" была закончена.
Все направления, содержавшиеся в проекте «400 дней доверия», были тщательно проработаны . Было разработано 20 проектов законов, которые должны были стать юридической основой реформ.

Программу, как и проект отличали :
1. ставка на создание среднего класса и многочисленных мелких собственников, свободную конкуренцию, равенство возможностей при вхождении в рынок;
2. антимонопольная направленность;
3. социальная защищённость тех групп населения, которые не могли активно участвовать в рыночных преобразованиях;
4. новый экономический договор между республиками Советского Союза, сохранявший общий рынок, валюту, производственные связи, но дававший большую самостоятельность и суверинитет республикам;
5. открытость СССР миру и вовлечение его в мировой рынок;
6. детальная проработка и привязка к конкретным контрольным срокам.

Было тщательно разработано законодательное обеспечение реформ: законы об охране частной собственности, о равенстве всех форм собственности перед законом, предложения по земельной, жилищной реформе и т.д.

3 сентября 1990г. начинается обсуждение программы Верховным Советом РСФСР. Обсуждение продолжается 9 дней.
Перед голосованием, 11 сентября, Г.А. Явлинский обратился к депутатам с речью, в которой подчеркнул следующее: следующее:
«Смысл "500 дней" применительно к программе означает два обстоятельства.
Bo-первых, все мероприятия, проводимые при переходе к рынку, должны быть синхронизированы и уложены в относительно короткий промежуток времени. Растяжка во времени, нескоординированное их проведение вызовут негативные явления, не позволят ничего сделать толком. Вот что означают 500 дней применительно к программе.

Второе. Разработчики программы не имеют в виду, что через 500 дней наступит изобилие. Через 500 дней реализации программы …будут созданы все основные необходимые условия для экономического созидания. Вот смысл программы "500 дней" с точки зрения слова "пятьсот".
Механизмы программы конкретно расписаны исходя из того, что основной упор делается на ближайший период, …, до лета будущего года. Именно в этот период нас особенно тревожит та ситуация, которая складывается на предприятиях. Имеется в виду разрыв хозяйственных связей и колоссальный дефицит бюджета, который может быть в будущем году. ..
Могут ли быть изменения в этой программе? Да, могут, особенно на первом этапе. Есть ли риск в проведении этой программы? Есть риск. Сможем ли осуществить переход к рынку? Сможем. Но он чрезвычайно сложен. Сложен и болезнен. Нельзя ли сделать такую программу, чтобы она была свободной от трудностей? Нельзя. Потому что мы с вами унаследовали катастрофу. И мы делаем эту программу как первый шаг к безопасности от катастрофы и к свободе в экономике. Спасибо (Аплодисменты)" (Вторая сессия Верховного Совета РСФСР. Бюллетень № 4 совместного заседания Совета Республики и Совета Национальностей, 11 сентября 1990 г. Издание Верховного Совета РСФСР. С. 16-17; цит. по републикации на сайте партии "Яблоко": http://www.yabloko.ru/Publ/500/500-yavl-vs-110990.html, http://magazines.russ.ru/nlo/2007/84/se11.html)

На вопросы членов Палаты национальностей Верховного Совета РСФСР …. Явлинский отвечает: "Я не знаю другого способа перехода к рыночной экономике или, иначе говоря, к нормальной жизни, позволяющего избежать социального взрыва, сохранить преемственность наших традиций, связь между прошлым и будущим. Наша концепция оказалась жесткой потому, что мы докатились до такого состояния. Протянем еще полгода - она будет еще жестче. <...> Времени у нас осталось мало..
. Принятая на Втором съезде народных депутатов СССР программа провалилась. В мае вообще никакую программу не приняли. Сейчас у нас две программы. Я вас не тороплю, но хочу чтобы вы осознавали, что кризис углубляется. Времени на раздумья почти нет" (Известия. № 255. С. 2, http://magazines.russ.ru/nlo/2007/84/se11.html)

11 сентября 1990 года - программа "500 дней", практически единогласно, была утверждена Верховным Советом РСФСР.

«Российским парламентариям понадобилось девять дней, чтобы принять постановление, которое совершит коренной переворот в политической и экономической системе, образе жизни 150-миллцонного народа…Альтернативные программы здесь даже не рассматривались" программа прошла почти единогласно - всего лишь при одном голосе "против".» («Пути к рыночной экономике», Интервью Г.А. Явлинского,"Советская Россия", 20 сентября 1990 года, http://www.yabloko.ru/Publ/500/500-sr-200990.html).

Программу печатают, её обсуждают на предприятиях,она принята Верховными Советами ряда союзных республик; ее поддержали большинство руководителей республик – они составляют планы; тысячи людей обращается к разработчикам с заявлениями о готовности принять участие в осуществлении программы.

Но главный бой был впереди. На союзном уровне.

http://luiza7.livejournal.com/339645.html
42HK125 # 6 декабря 2015 в 19:54 0
Неравнодушный:
Только вот всё могло быть совсем по-другому у нас в стране, если б она была выполнена до конца.

Если бы да кабы(с)
Портянку не читал. Свои мысли то есть или только копировать да вставлять?)
Неравнодушный # 6 декабря 2015 в 23:06 0
Портянку не читал....

Оно и понятно, тебе их только нюхать.
42HK125 # 9 декабря 2015 в 18:41 0
Неравнодушный:
Оно и понятно, тебе их только нюхать.

Да ты интелектуалище scratch
Последние комментарии
Алексей Дыма (Вахтённый) 23 апреля 2017
НЕПРОСТОЙ СВОБОДНЫЙ: Городок, которого нет
Алексей Дыма (Вахтённый) 2 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
Алексей Дыма (Вахтённый) 2 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
БиС 1 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
Юрий Тарасов 1 декабря 2016
Лит.Урок № 1
Юрий Тарасов 30 ноября 2016
Что дал своим гражданам СССР
Юрий Тарасов 29 ноября 2016
Лит.Урок № 1
Алексей Дыма (Вахтённый) 29 ноября 2016
Лит.Урок № 1