Даже хорошие начальники и талантливые управляющие время от времени раздражают своих подчиненных.
Что уж говорить о том, что неудачное руководство делает это постоянно.
Чаще всего люди, находящиеся на ключевых постах, даже не отдают себе отчета в том, чем и как они нервируют коллег. Собственно, многие и не утруждают себя размышлениями на эту тему.
А между тем, постоянный стресс и напряженная обстановка в коллективе существенно снижают эффективность работы.
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Какие привычки и черты поведения начальства чаще всего вызывают возмущение подчиненных?
1. Бесконечные совещания Краткость – сестра таланта. А краткость в деловых обсуждениях – это еще и залог их эффективности. Начальник, который не умеет четко сформулировать свою мысль, и вместо того, чтобы вести совещание четко по графику и по делу, задерживает сотрудников и заставляет их выслушивать собственные бесконечные рассуждения ни о чем – не уважает время подчиненных и держит их в напряжении. При этом он требует выполнить работу в срок, не задумываясь о том, сколько времени было потрачено на бесполезные разговоры.
2. Негласное требование сверхурочной работы Официально ни один работодатель никогда не будет «заставлять» сотрудников работать сверх положенного времени. Тем не менее, одна из самых распространенных жалоб подчиненных состоит в том, что им приходится работать сверхурочно под скрытым давлением начальства. Современные руководители знают множество способов увеличить рабочий день сотрудников по их же «собственному» желанию. В условиях жесткой конкуренции на рынке труда добиться этого не сложно. Такое поведение далеко не всегда связано с желанием «выжать» из работников по максимуму. Часто начальник-трудоголик, для которого работа и жизнь – одно и то же, «давит» собственным примером на сотрудников и вынуждает их следовать по такому же пути.
3. Превращение добровольного участия в мероприятиях в обязательное Корпоративные вечеринки и встречи коллег устраиваются для того, чтобы улучшить отношения в коллективе, укрепить человеческие связи и просто дать сотрудникам возможность развлечься и пообщаться в неформальной обстановке. Однако все эти плюсы достигаются только в том случае, если присутствие на них является строго добровольным. Начальник массовик-затейник может стать сущим наказанием для подчиненных, в особенности для тех, кто предпочитает тихий отдых в кругу семьи шумному веселью с коллегами. В этом люди часто не понимают друг друга. Шеф, пребывая в восторге от собственной новой идеи мероприятия для сотрудников, не просто удивляется, но и обижается на тех, кто отказывается на нем присутствовать. А всем известно, что обиды начальства могут дорого стоить подчиненным. При такой системе отношений добровольное очень быстро превращается в обязательное, и полезное начинание становится утомительной, раздражающей привычкой.
4. Звонки и сообщения в нерабочее время и во время каникул Эта черта также свойственна трудоголикам, даже на рядовой должности они способны донимать коллег. Но уж если такому человеку достанется пост ответственного менеджера или руководителя, скорее всего, он станет постоянным источником стресса для подчиненных, потому что очень редко «пашет» в одиночку, не требуя дополнительных усилий от других. Прежде всего, такой человек не умеет отдыхать, у него нет отвлеченных от работы занятий и интересов, он сам постоянно доступен по рабочему телефону и в любое время дня и ночи отвечает на сообщения. И естественно, начальнику с таким характером кажется, что и у подчиненных нет других дел, кроме работы. У него не бывает свободного времени и, часто сам того не осознавая, он постоянно стремится отнять его и у других сотрудников. Одним словом, такой руководитель не видит границы между рабочим и личным временем подчиненных, и не понимает, что начальником он является только в установленные часы, а не круглосуточно – 365 дней в году.
5. Уход от ответственности и трудных решений Проявление слабости со стороны руководства не только раздражает, но и ложится тяжелым бременем на подчиненных. Нерешительный управляющий сделает все, чтобы отсрочить принятие важного решения, а еще лучше – переложить ответственность за него на сотрудников. В то время, когда ситуация требует решительных и быстрых действий, он будет выжидать, опасаясь ошибки или конфликта. При этом, когда впоследствии возникают проблемы, виноватыми оказываются все вокруг, а сам начальник просто прячется за спинами коллег. Вести переговоры с недовольными клиентами, выслушивать возмущение партнеров и спасать ситуацию приходится в итоге сотрудникам.
6. Нежелание идти на конфликт Как ни странно, желание «не связываться» и готовность сделать все, только бы вокруг было тихо и спокойно, со стороны управляющих менеджеров имеет, как правило, обратный эффект. При таком подходе в коллективе обязательно появляются люди, умело использующие эту черту начальства –ничего не делать, перекладывая свои обязанности на других. Роли распределятся очень быстро – кто-то будет расслабляться, зная характер руководителя и то, что угроза масштабного скандала, скорее всего, подействует безотказно, остальные – делать их работу.
7. Постоянный контроль Этот стиль работы управляющих – тяжелый вариант для подчиненных. Такой менеджер поручает вам выполнение задания, но при этом не дает ничего сделать самостоятельно. Как будто он не в состоянии передать кому-либо «бразды правления». Формально ответственны вы – фактически начальство постоянно вмешивается в работу, контролирует, проверяет, переделывает. В итоге не известно, кто и за что отвечает, и как решить задачу, не имея возможности действовать самостоятельно. Сотрудник без всякой возможности контролировать работу оказывается ответственным за ошибки в ней.
8. Привычка говорить намеками Часто менеджеры пытаются таким образом уйти от неприятных разговоров, даже снять напряжение и избежать обид, но достигают при этом обратного результата. Далеко не все умеют читать между строк и с полуслова понимать намеки. Неясность, которую вносит такое поведение, вызывает только раздражение и непонимание. Когда требования преподносятся как предложения, а замечания как «мысли вслух», в работе складывается неопределенная ситуация, которая не способствует ее продуктивности. Большинство сотрудников предпочтут четко знать, чем именно недоволен начальник, что он предлагает и чего ожидает, вместо того, чтобы теряться в догадках, что они должны были в действительности услышать за намеком.
9. Избирательное право на ошибку Никто не в состоянии работать идеально. Скорее, наоборот, отсутствие ошибок говорит о том, что человек не пробует новых путей решения проблемы, не принимает важных решений, одним словом, стоит на месте в плане профессионального развития. При этом руководству иногда свойственно думать, что такое положение верно исключительно для них самих и к сотрудникам не относится. Потому что подчиненные на то и наняты, чтобы выполнять работу безукоризненно и, если потребуется – исправлять ошибки начальства.
Автор: Евгения Рогачева
27.01.2014 ---
Источник