Люди постоянно находятся в процессе поиска работы, даже если они трудоустроены. Часто невольно рассматривают варианты, ищут для себя лучшие предложения. Интересно, а существует ли наилучшее время для того, чтобы начать активные поиски работы или уволиться?
Или же у трудоустройства сезонов не бывает? В связи со сменой сезонов меняется не только климат, но и поведение людей. В том числе – на рынке труда. Рабочий год в России можно разделить на четыре части.
Первый период начинается ближе к концу января и тянется до майских праздников. В это время довольно высокая активность на рынке труда, много увольнений, но, соответственно, и много открытых вакансий. Зачастую работодатели отправляются на поиски кадров очень обдуманно и неторопливо. Атмосфера зимней спячки чувствуется не только на улице, но и в компаниях. HR-специалисты не спеша оценивают адекватность требований своих работников, решают вопрос о повышении заработной платы, соц.пакета.
Второй период – начало лета. Как правило, эксперты считают, что нужно делить его пополам. С середины мая до середины июля – активная пора, руководство компаний и те, кто принимает решения, еще на работе. Период этот короткий, но динамичный. В это время складывается ситуация такая же, как с туристическими поездками - часто появляются горячие вакансии и на работу могут взять человека не вполне подготовленного, но перспективного. Очень часто сотрудники, пришедшие на работу в летнее время, адаптируются быстро и относительно безболезненно.
«Если работник занимается job-jumping, то есть сменой работы с целью повысить уровень зарплаты/должности, то этот период – его звездный час. Действительно, выйдя на работу в новой должности, предполагающей расширение обязанностей и нагрузки, у него есть запас времени до осени, пока руководство не вернется из отпуска, чтобы наладить свою работу, войти в тонкости, влиться в коллектив», - считает PR-менеджер кадрового центра "Эталон" Нина Архипова.
Третий период - летний сезон отпусков. С середины июля до середины сентября, когда многие руководители уезжают в отпуск, принятие практически любых решений затягивается. Так сложилось, что в этот жаркий период соискатели обычно не ищут работу и не предлагают вакансий, дожидаясь более удобного времени. HR-специалисты считают, что лето для бизнеса -мертвый сезон, а осень — начало рабочего года. Тем не менее, отчаиваться не стоит. В период отпусков наблюдается более низкая конкуренция среди соискателей, а подготовка компаний к осени обуславливает открытие новых вакансий и более лояльное отношение к кандидатам. Также в этот период возрастает число увольнений по собственному желанию.
Четвертый период начинается с середины сентября. Эксперты называют эту пору самой активной. Многие работники, отгулявшие летний отпуск, начинают искать интересные вакансии. В это время часто меняют работу члены руководящего звена, которые весной получают бонусы за прошлый год, а летом отдыхают. Осень – время неторопливого подбора, многоступенчатых собеседований, большого количества вакансий и не очень большого их реального закрытия. Рамки отбора становятся жестче, а конкуренция возрастает.
«Соискателю стоит быть внимательными и понимать, что в череде тех компаний, которые его пригласили для собеседования, лишь некоторый процент работодателей заинтересован в реальном закрытии вакансии. Остальные могут просто решать свои внутренние проблемы таким нехитрым, но действенным приемом запугивания «старого» персонала угрозой увольнения. Очень часто эта необдуманная практика приводит к валу увольнений в конце зимы-начале весны, когда многие действительно ценные сотрудники, оскорбленные тем, что им ищут замену, покидают компании», - объясняет ситуацию Архипова.
Существуют пики активности не только сезонные, но и отраслевые. Например, в компаниях, которые занимаются производством или реализацией алкогольной продукции, всплески будут в предпраздничные периоды. Работников строительных специальностей активно приглашают на работу с апреля по октябрь. Соответственно, больший шанс трудоустроиться будет в апреле-мае.
Отдельно можно выделить специалистов в области аудита, бухгалтерии и финансов, работа которых практически не зависит от сезонности бизнеса. А у специалистов по продажам нередко всплеск активности в поисках возникает после новогодних праздников. Как правило, к этому времени им выплачиваются годовые бонусы, после чего сотрудники рассматривают варианты смены работы.
Но бывает и так, что вакансии появляются вне зависимости от сезона и отраслевых законов. Например, в компаниях создаются филиалы, новые офисы, осуществляется переезд в другие регионы. Эти изменения влекут за собой создание новых рабочих мест. Соискателям необходимо постоянно быть «в теме», мониторить рынок труда, следить за деятельностью компаний и совершенствовать свои умения и навыки.
Автор: Юлия Шапошникова Источник