о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности
деятельности органов местного самоуправления муниципального района
за 2012 год и их планируемых значениях
на трехлетний период
Экономическое развитие
Социально-экономическое развитие территории в 2012 году характеризовалось устойчивостью. Достигнута положительная динамика по большинству показателей экономического и социального развития.
К положительным тенденциям в социально-экономическом развитии района следует отнести увеличение объемов отгруженных товаров собственного производства в обрабатывающих отраслях промышленности, рост розничного товарооборота, оборота общественного питания, сохранение низкого уровня зарегистрированной безработицы.
Сложной остается ситуация в строительстве, в сельском и лесном хозяйстве, невысоким остается темп роста заработной платы.
В муниципальном районе активную деятельность осуществляют около 400 малых и микропредприятий, 16 средних предприятий, где трудятся около 7000 человек. Кроме того года численность индивидуальных предпринимателей, прошедших государственную регистрацию, составляет более 1500 человек. Объем оборота предприятий малого и среднего бизнеса составляет около 8 млрд. руб.
Большая часть субъектов малого и среднего бизнеса (49,1% от общего количества) сосредоточена в сфере оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования.
Не смотря на сложную финансовую ситуацию в бюджете, администрация муниципального района проводит работу по созданию благоприятного климата по развитию и поддержке малого бизнеса.
В 2012 году проделана большая работа по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе и в финансовом направлении. В рамках муниципальной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Боровичском муниципальном районе на 2012-2014 годы» были выделены и освоены средства муниципального бюджета в сумме 300 тыс. рублей, а также из областного и федерального бюджетов в сумме 1525,4 тыс. рублей (305,1 тыс. из областного бюджета, 1220,3 тыс. из федерального).
Возможностью финансовой поддержки в рамках реализации мероприятий областной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства на 2008-2012 годы» воспользовались 19 субъектов малого и среднего предпринимательства, получив финансовую поддержку в виде поручительств, льготных займов и субсидий на общую сумму 11,7 млн. рублей.
Оказанная финансовая поддержка дала возможность предпринимателям сохранить 82 рабочих места, создать дополнительно 7 рабочих мест, вложить в развитие предпринимательства 19,2 млн. кредитных средств.
В планируемый период мероприятия поддержки малого и среднего бизнеса будут продолжены.
По муниципальной целевой программе «Развитие малого и среднего предпринимательства на 2012-2014 годы» на 2013 год из средств муниципального бюджета на реализацию мероприятий выделено 300 тыс. рублей. Будет продолжена поддержка со стороны областного бюджета в рамках областной программы, предполагается привлечение средств федерального бюджета.
Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 жителя составил 22348,9 рублей. Общий объем инвестиций в 2012 году составил 1649,5 млн. рублей, индекс физического – 100,3% к уровню 2011 года.
В целях повышения инвестиционной привлекательности и создания благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности в муниципальном районе подготовлен инвестиционный бизнес-атлас, где представлены все свободные площадки с нанесением коммуникаций, информация о свободных инвестиционных площадках размещена на официальном сайте администрации. В 2012 году разработана и утверждена схема территориального планирования. Во всех поселениях утверждены генеральные планы и правила землепользования и застройки.
Выполнение мероприятий областных целевых программ с привлечением средств поселений позволит в ближайшие годы увеличить протяженность газовых распределительных сетей и за счет этого повысить привлекательность района для инвесторов.
Благоприятному развитию инвестиционной деятельности на территории муниципального района будут способствовать:
активизация работы по поиску и формированию в качестве инвестиционных площадок неэффективно используемых земельных участков;
проведение комплекса землеустроительных работ и постановка сформированных земельных участков на государственный кадастровый учет;
проведение работы, направленной на получение резерва мощностей для строительства новых объектов, оснащение инвестиционных площадок инженерной инфраструктурой;
взаимодействие с органами государственной власти в целях максимального содействия инвесторам в реализации инвестиционных намерений.
В числе главных задач - обеспечение высокого уровня ремонта и содержания дорог. Дорожными организациями, согласно заключенным контрактам, проводились работы по зимнему и летнему содержанию автодорог в городе и районе.
В рамках областной целевой программы «Развитие и совершенствование автомобильных дорог общего пользования местного значения на 2011-2012 годы» в 2012 году выполнены ремонты: по улицам населённых пунктов 30,66 км, по автодорогам общего пользования местного значения - 9,77 км. Проведенные мероприятия позволили сократить долю протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения с 64,92% в 2011 году до 42,39 % в 2012 году.
В планируемый период будет продолжена работа по улучшению состояния автомобильных дорог. Ежегодно планируется ремонтировать около 25 км дорог. В 2013 году будет отремонтировано 27,3 км автодорог, в том числе:
автомобильные дороги населенных пунктов протяженностью 13,832 км;
дороги общего пользования местного значения протяженностью 13,457 км.
Организация движения автобусов по маршрутам в городе Боровичи и районе осуществляется в соответствии с заключенными муниципальными контрактами по результатам открытых аукционов.
Доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и (или) железнодорожного сообщения с городом Боровичи, в общей численности населения муниципального района составляет 1,37 %. Демографическая ситуация складывается таким образом, что численность населения города и сельских населенных пунктов снижается из года в год. В дальних деревнях постоянно проживает небольшое число жителей преклонного возраста, в летний период приезжают отдыхающие, которые пользуются личными транспортными средствами. Организация новых автобусных маршрутов не планируется ввиду нецелесообразности.
Удельный вес прибыльных крупных и средних сельскохозяйственных организаций в их общем числе составляет 50% . На территории муниципального района 2 сельскохозяйственных предприятия относятся к крупным и средним – ООО «Птицефабрика «Боровичская» и ООО «Агро-Волок».По результатам производственно-хозяйственной деятельности в 2012 году ООО «Птицефабрика «Боровичская» получило прибыль, ООО «Агро-Волок» завершило 2012 год с убытком. Основная причина – низкие цены на реализуемую продукцию.
Актуальной проблемой для развития сельского хозяйства являются низкие цены на сельхозпродукцию при высоких затратах на её производство. Для обеспечения населения района продукцией собственного производства сельхозпродукция реализуется на рынках, организуются сельскохозяйственные ярмарки. Сельхозтовапропроизводители района принимают участие в областных ярмарках, реализуют продукцию за пределами региона.
По данным Новгородстата среднемесячная начисленная заработная плата работников крупных и средних организаций муниципального района за 2012 год возросла на 13,4% по сравнению с 2011 годом и составила 20397,6 рублей.
В 2012 году отмечена положительная динамика по росту среднемесячной заработной платы работников учреждений образования. За 2012 увеличение заработной платы по сравнению с прошлым годом составило:
в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях - 114,8%;
в муниципальных общеобразовательных учреждениях – 118,8%;
Заработная плата учителей муниципальных общеобразовательных учреждений увеличилась на 18,9% и составила 22234,5 руб.
Заработная плата работников муниципальных учреждений физической культуры и спорта увеличилась на 25,6% и составила 11696,47 руб.
Самой низкой остается заработная плата работников муниципальных учреждений культуры и искусства - 10916,2 руб. В 2012 году её рост составил 14,5% к уровню прошлого года.
В 2013 году планируется повысить заработную плату работникам учреждений дошкольного образования, довести ее до средней заработной платы в образовании области, будет повышена заработная плата работникам учреждений культуры. Работа в этом направлении уже ведется. С 1 марта 2013 года повышена заработная плата педагогическим работникам учреждений образования. С 1 апреля увеличивается зарплата у педработников учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры. В октябре планируется увеличение заработной платы всем работникам образовательных учреждений на 5%.
Дошкольное образование
Доля детей в возрасте 1 - 6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных учреждениях в общей численности детей в возрасте 1 - 6 лет в 2012 году увеличилась в сравнении с прошлым годом и составила 76,84%.
В целях улучшения качества предоставления услуг дошкольного образования в 2012 году открыты дополнительные группы в детских садах №№12,13,24, что позволило увеличить количество детей, получающих дошкольную образовательную услугу с 3356 до 3481, а также уменьшить численность детей данной возрастной категории, зарегистрированных для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения.
После проведения реконструкции муниципального дошкольного образовательного учреждения в микрорайоне Раздолье в 2013 году будут открыты дополнительные группы на 51 место. В течение 2014-2015 гг. предусмотрено строительство двух новых детских садов на 220 мест каждое (в пер. Огородный и в районе ул. Л. Павлова г. Боровичи).
Общее и дополнительное образование
В 2012 году отмечено снижение доли выпускников, сдавших единый государственный экзамен по русскому языку и математике, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, участвовавших в едином государственном экзамене по данным предметам. В связи с этим в 2012 году не получили аттестат о полном общем образовании 3,7% учащихся школ муниципального района.
В текущем учебном году были детально проанализированы причины, по которым учащиеся не сдали ЕГЭ, выявлены учащиеся, имеющие проблемы в обучении. Разработаны планы индивидуальной работы с обучающимися, которые требуют повышенного внимания со стороны педагогов и родителей.
В муниципальном районе отмечается снижение доли детей 1 и 2 групп здоровья в общеобразовательных учреждениях. В результате углубленных медицинских осмотров, проводимых специалистами детской областной больницы, получены достоверные данные о состоянии здоровья учащихся, что повлекло уменьшение численности учащихся с 1 и 2 группами здоровья.
Не удаётся решить проблему обучения учащихся в одну смену в школах города Боровичи в связи с тем, что численность обучающихся (1074 чел.) превышает количество мест в школах города.
Численность детей в возрасте 5 - 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности составила 9660 человек (в 2011 году – 9600 чел.).
За счет реализации программ дополнительного образования детей на базе школ и учреждений дополнительного образования на протяжении ряда лет в муниципальном районе остаётся стабильным показатель по количеству детей, получающих услуги по дополнительному образованию – около 98%.
Для развития материально-технической базы учреждений дополнительного образования привлекаются спонсорские средства, регулярно проводится курсовая переподготовка педагогов дополнительного образования. Оказывается социально-педагогическая поддержка одаренных учащихся. В 2012 году:
организовано участие школьников в муниципальном, областном этапах оборонно-спортивной игры «Зарница. Школа безопасности -2012» (общее количество участников 240 чел.);
на базе муниципального учреждения дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы» продолжена деятельность Центра по работы с одаренными детьми (81 воспитанник);
организовано участие обучающихся в школьных, муниципальных, областных и Всероссийских конкурсах, смотрах, олимпиадах (общий охват конкурсным движением составил 95,1 %).
Для привлечения детей к занятиям в свободное от учебы время предполагается дальнейшее расширение сети услуг дополнительного образования, развитие общедоступных кружков и секций на базе общеобразовательных учреждений.
Ежегодно увеличиваются расходы бюджета муниципального района на общее образование: 2011 год – 243 219 тыс.руб., 2012 год – 302039 тыс. руб. Реализуются областные и муниципальные программы в образовательной сфере. В 2012 году в образовательных учреждениях:
выполнено ремонтных работ на сумму 21089,46 тыс. руб.;
проведены противопожарные мероприятия на сумму 5083,7 тыс. рублей;
приобретено оборудование для школьных столовых и пищеблоков на сумму 5621,9 тыс.руб.
выполнены мероприятия по программе «Энергосбережение в Новгородской области» на сумму 5621,9 тыс.руб.
Разработан план мероприятий по оптимизации сети общеобразовательных учреждений Боровичского муниципального района на 2012 – 2015 годы, утверждённый Главой муниципального района 20.12.2012 года.
Культура
Уровень фактической обеспеченности библиотеками составил 86,84%, клубами – 104,4%.
Из-за малочисленности населения и слабой материально-технической базы будут закрываться сельские библиотеки и клубы.
Доля муниципальных учреждений культуры, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в общем количестве муниципальных учреждений культуры увеличилась и составила 8,47%.
В числе таких учреждений: встроенные помещения Вельгийского клуба, Реченского СДК, Железковского СДК; Опеченский СДК, Починно-Сопкинский СДК, Прогресский СДК, Волокской СДК, Плавковский СДК.
Составлены сметы на выполнение ремонтных работ. Ремонты будут проводиться согласно запланированных сроков в 2013-2015гг.
Необходимы ремонтные работы и в других учреждениях культуры муниципального района:
- Дворовая часть МАУК «Межпоселенческий Дом народного творчества»
- Фасад МБУ ДОД «Боровичская детская школа искусств им. А.К. Лядова»
- Капитальный ремонт кровли МБУК «Перёдского социально-культурного объединения».
Все объекты культурного наследия, находящиеся в муниципальной собственности, требуют консервации или реставрации. В настоящее время комитетом по управлению муниципальным имуществом проводится работа по оформлению охранных обязательств на объекты культурного наследия, находящиеся в муниципальной собственности. Проводится государственная историко-культурная экспертиза объектов. В состав охранного обязательства входит план ремонтно-реставрационных работ памятника истории и культуры.
Физическая культура и спорт
Доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в муниципальном районе растет из года в год.
Численность лиц, занимающихся физической культурой и спортом, возросла на 0,8% в сравнении с прошлым годом и составила 20712 чел.
В 2012 году в муниципальном районе организовано более 200 спортивно-массовых мероприятий с привлечением различных слоёв населения. В целях укрепления материально-технической базы:
• в микрорайоне «Полыновка» индивидуальным предпринимателем И.Гараевым обустроено футбольное поле;
• Администрацией города обустроена спортивная площадка в парке ХХХ-летия Октября;
• ОАО «БКО» будет построена площадка для пляжного волейбола.
Будет продолжена работа по развитию массовых видов спорта в районе путем проведения соревнований с участием различных слоёв населения.
Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем
Одной из важнейших задач социально - экономического развития является обеспечение граждан доступным и комфортным жильем.
Площадь земельных участков, предоставленных для строительства, составила 15,5758 га, в том числе для жилищного строительства – 10,2209 га.
Предоставление земельных участков для строительства производится в соответствии со ст. 30 Земельного кодекса РФ на основании заявлений юридических и физических лиц.
По итогам 2012 года обеспеченность населения жильем в районе составила 30,4 кв.м на душу населения, в том числе введено в действие за год – 0,24 кв.м.
В 2012 году на территории муниципального района введено 16537 кв.м. жилья, это 51,1% к 2011 году. Причины невыполнения целевого показателя по вводу жилья:
- отсутствие достаточного финансирования строительства жилья по программе переселения граждан из ветхого и аварийного жилого фонда;
- значительное уменьшение финансирования (по сравнению с 2011 годом) по строительству жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- невостребованность уже построенных квартир из-за превышения предложений по продаже жилья над спросом.
В 2013 году планируется ввести в эксплуатацию 20000 кв. м жилья за счет участия в программах по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья, строительства жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и других социальных программах.
Определены 2 площадки под комплексную жилищную застройку, имеются резервы. Ведется строительство как коммерческого, так и социального жилья. Наряду с многоквартирными домами ведется строительство индивидуальных жилых домов в городе и районе. Осваиваются новые технологии строительства жилья.
Для увеличения объемов жилищного строительства в 2013 году планируется:
- разработать план детальной планировки участка в районе переулка Огородный под комплексную застройку.
- сформировать земельный участок для строительства 3-х многоквартирных домов на проезде Титова (всего около 100 квартир).
ЗАО «Управление механизации № 282» продолжает строительство двух многоквартирных жилых домов в поселке Прогресс.
ООО «АРТ Дачное» начало строительство 115-квартирного жилого дома площадью 5683 кв. м по ул. С. Перовской.
Администрация муниципального района ведет активную работу по формированию земельных участков и постановке их на государственный кадастровый учет для дальнейшего предоставления отдельным категориям граждан под индивидуальное строительство.
В 2012 году предоставлен 31 земельный участок, в том числе:
- гражданам, имеющим 3 и более детей – 26 участков общей площадью 7,8 га;
- молодым семьям – 5 участков площадью 0,5 га.
В 2013 году планируется предоставить более 130 участков ориентировочной площадью 14,5 га.
Жилищно-коммунальное хозяйство
Одним из условий жизнеобеспечения городских и сельских поселений является устойчивое функционирование жилищно-коммунального хозяйства.
Общее количество многоквартирных домов (МКД) в которых собственники помещений должны выбрать способ управления на 01.01.2013 составляет 904 дома. В 893 МКД способ управления выбран и реализуется.
В целом по району уменьшение общего количества МКД и МКД, где способ управления был выбран и реализован, связано со снятием с баланса Администрации г.Боровичи многоквартирных домов, расселённых в соответствии реализацией региональных адресных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда. В связи с этим доля МКД, в которых собственники помещений выбрали и реализуют способ управления МКД, снизился с 99,7% (2011 г.) до 98,8% (2012 г.).
В целях оказания организационной и финансовой поддержки объединениям собственников жилья будет осуществляться реализация долгосрочной областной целевой программы «Капитальный ремонт многоквартирных домов, управление которыми осуществляют товарищества собственников жилья, расположенных на территории Новгородской области, в 2011-2013 годах».
Доля населения, получившего жилые помещения и улучшившего жилищные условия в 2012 году, в общей численности населения, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях составила 2,95%.
В 2012 году, улучшили жилищные условия 241 человек (в 2011 году – 263 человека), в том числе:
обеспечение жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – 13 человек;
предоставление социальных выплат ветеранам Великой Отечественной войны и ветеранам боевых действий, инвалидам и семьям с детьми-инвалидами – 27 человек;
предоставление государственных жилищных сертификатов – 13 человек;
предоставление жилья по программе переселения из аварийного жилья – 185 человек;
предоставление жилых помещений по договору социального найма – 3 человека.
В связи с отсутствием финансирования нет возможности улучшить обеспечение жильем малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по договорам социального найма.
Организация муниципального управления
Доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) в общем объеме собственных доходов бюджета (без учета субвенций) составила 59,52%, в 2011 году – 54,52%.
В целях повышения уровня собственных доходов Администрация муниципального района проводит работу:
- по снижению недоимки и мобилизации налогов и сборов в бюджет муниципального района;
- по повышению заработной платы работников с руководителями предприятий и индивидуальными предпринимателями;
- по повышению инвестиционной привлекательности муниципального района и созданию условий для развития малого и среднего бизнеса;
- по повышению эффективности использования муниципального имущества.
Объем незавершенного в установленные сроки строительства, осуществляемого за счет средств бюджета муниципального района, значительно снизился по сравнению с прошлым годом и составил 289,16 тыс. руб., в том числе по строительству станции обезжелезивания в д. Перелучи – 247 тыс. руб. и по строительству распределительного газопровода низкого давления в с. Опеченский Посад - 42,16 тыс. рублей. В настоящее время ведется оформление документов на ввод в эксплуатацию объектов, после чего они будут поставлены на баланс сельских поселений.
В 2012 году разработана и утверждена схема территориального планирования муниципального района, разработана и утверждена комплексная программа развития коммунальной инфраструктуры на 2012-2015 годы. Во всех поселениях утверждены генеральные планы и правила землепользования и застройки.
Сумма расходов бюджета муниципального образования на содержание работников органов местного самоуправления в 2012 году увеличилась на 9,7% по сравнению с прошлым годом и составила 111637,53 руб. Расходы бюджета муниципального образования на содержание работников органов местного самоуправления в расчете на одного жителя составили в 2012 году 1634,95 руб.
Неблагоприятной остается ситуация в демографии. Численность населения муниципального района в 2012 году сократилась на 588 чел. и составила 67988 человек. В 2012 году родилось на 6 детей меньше, чем в 2011 году. Естественная убыль населения снизилась на 88 человек по сравнению с прошлым годом.
С 1 января 2013 года областным законом № 102-ОЗ установлены ежемесячные денежные выплаты семьям со среднедушевым доходом, не превышающим среднедушевые денежные доходы семей с детьми в области при рождении (усыновлении) третьего и последующих детей в размере величины прожиточного минимума ребенка. Благодаря таким мерам поддержки появляется надежда улучшить сложившуюся демографическую ситуацию.
Район принимает активное участие в областной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Всего по программе переселения в прошлом году прибыло 117 человек (17,6% от общего числа прибывших в область). За счет миграционного процесса предполагается увеличить долю трудоспособного населения в районе.
Энергосбережение и повышение энергетической эффективности
Объем потребления энергетических ресурсов на 1 проживающего в многоквартирных домах в 2012 году снизился по природному газу на 3,8% и холодной воде на 2,8%, потребление электроэнергии на 1 проживающего возросло на 7,9%.
В рамках муниципальной целевой программы «Энергосбережение в Боровичском районе на 2010-2014 годы», проводятся мероприятия по пропаганде и популяризации мероприятий по энергосбережению, повышение уровня компетентности населения и специалистов в вопросах эффективного использования энергетических ресурсов. Администрациями г. Боровичи и сельских поселений ведётся работа с управляющими организациями, товариществами собственников жилья, обслуживающими жилой фонд организациями и населением по разъяснению требований действующего законодательства в части необходимости оснащения жилищного фонда приборами учёта энергоресурсов.
Всего в многоквартирных домах города и сельских поселений установлено 224 общедомовых приборов учёта.
В соответствии с требованиями федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ в муниципальных бюджетных учреждениях установка приборов учета выполнена в полном объеме, проведено энергетическое обследование.
В ряде сельских поселений заключены энергосервисные контракты на замену ламп уличного освещения, в крупных населённых пунктах Кончанско-Суворовского сельского поселения установлены щиты учёта электроэнергии на уличное освещение с автоматизированной системой включения и отключения.
В 2012 году прорабатывался вопрос заключения энергосервисных контрактов с предприятиями, производящими осветительное оборудование. В 2013 году планируется заключение трёх энергосервисных контрактов в образовательных учреждениях. В рамках данных контрактов до начала отопительного сезона 2013 г. будут установлены узлы температурного регулирования, произведена замена электропроводки и замена используемых ламп на энергосберегающие.