Подавляющее большинство отечественных обывателей с детских пеленок усвоило для себя мысль, которую нельзя не признать безумной. Впрочем, безумной эта мысль представляется лишь тем, кто привык думать и анализировать услышанное, а для большинства наших сограждан эта задача явно не по силам. Им проще вызубрить, чем понять.
Мысль, о которой я здесь говорю – это утверждение о том, что «здравоохранение в нашей стране бесплатное». Это утверждение приобрело поистине мистический характер, и вот почему:
1. Каждый обыватель знает это утверждение и считает его абсолютно справедливым.
2. Подавляющее большинство этих же обывателей жалуются друг другу, журналистам и вообще всем, кто готов их слушать, что «теперь к врачам без денег не попасть и за все дерут втридорога»
3. Все, кто говорят о «баснословной дороговизне», регулярно попадают к врачам, которым при этом ни копейки не платят.
4. Подавляющее большинство обывателей крайне недовольны положением дел в современной отечественной медицине; при этом они все убеждены, что в отношении системы оплаты «все должно оставаться, как есть».
Основной ошибкой тех, кому трудно думать, является отрицание того очевидного факта, что ничего бесплатного в мире не существует и существовать не может. Интересно, что когда речь идет о результатах труда или собственности самих этих обывателей, они эту закономерность прекрасно понимают. Итак, ничего бесплатного нет, а есть лишь различные формы оплаты. Если мы говорим о российском здравоохранении, то речь пойдет об оплате услуг из общественных фондов. Это означает, что все граждане ежемесячно сдают какую-то сумму денег в некий фонд, поручив его распорядителям озаботиться оплатой медицинской помощи каждого вкладчика, если таковая потребность возникнет. Объем и качество оказываемой помощи при этом, по твердому убеждению наших сограждан, абсолютно не должны зависеть от тех средств, которые внесены в этот фонд. Вот не должны. И все тут!
Если несколько человек собрали вскладчину тысячу долларов, а затем пришли в автосалон покупать новенький «Лексус», то каждый, узнав об этом деле, картинно покрутит пальцем у виска и скажет: «Идиоты!». Те же люди, собравшие ту же сумму, и рассчитывающие получить медицинскую услугу (например – хирургическую операцию), которая во всем мире стоит несколько десятков тысяч $, представляются нам абсолютно нормальными и адекватными. При этом, если ты обращаешь внимание обывателя на явную нелепость этой ситуации, то в ответ всегда слышишь одно и то же: «А где им(нам) взять такие деньги!». Всем желающим предлагаю провести увлекательнейший социологический эксперимент: попробуйте произнести эту фразу:
1. В ресторане (кафе), когда официант принесет счет.
2. В такси, когда водитель сообщает Вам показания счетчика.
3. На кассе любого гипермаркета
4. В автосервисе после ремонта Вашего автомобиля.
Сказанное Вам в ответ Вашими оппонентами тщательно запишите в специальную тетрадку или (лучше) на диктофон. Вечером того же дня и в следующие несколько дней внимательно перечитывайте услышанное, вдумываясь в значение каждого слова. Обещаю Вам, что вы откроете для себя новый, во многом – оригинальный взгляд на окружающий Вас мир и то место, которое Вы в нем по праву занимаете!
Дело, однако же, не только и не столько в суммах, которые находятся в этом самом общественном фонде, именуемом аббревиатурой ОМС, тем более, что в последние годы средства там накоплены вполне приличные. Дело в том, как эти средства распределяются, а вот тут мы узнаем очень много нового и интересного.
Задача 1.
Представьте себе ситуацию, в которой Вы поручаете мне приобрести для Вас новый автомобиль и вручаете мне для этого определенную сумму денег. Через некоторое время к Вашему дом подъезжает эвакуатор, который сгружает у Вас под окнами Вашу «ласточку». Вы с сожалением обнаруживаете, что машина далеко не нова, изрядно помята, с битыми стеклами и без колес. Вопрос задачи: кому вы будете предъявлять претензии?
Варианты ответов:
1. Заводу-производителю автомобиля
2. Мастеру смены, которая этот автомобиль выпускала (18 лет назад)
3. Предыдущему владельцу, у которого я для Вас эту машину купил ( неизвестно за сколько)
4. Мне, так как именно я брал у Вас деньги, обещая достать новенькую хорошую машину.
Не торопитесь с ответом, тщательно все обдумайте и взвесьте, посоветуйтесь со старшими и более опытными товарищами…
Если Вы успешно справились с первой задачей, то давайте решим другую, похожую:
Задача 2.
Вам необходимо пройти курс лечения. Для того, что бы все организовать, я беру у Вас некоторую сумму денег, обещая при этом, что достану Вам все лекарства, организую всю необходимую аппаратуру и договорюсь с врачами и мед.сестрами таким образом, что Вас встретят «как родного»! Приехав в больницу, Вы с удивлением обнаруживаете, что врачи и сестры Вам не рады (с ними о Вас никто и не думал договариваться), лекарств нет, аппарат, который делает «Ваши» процедуры поломан, и место Ваше в коридоре на обгаженом вашими предшественниками стареньком матрасе. Вопрос задачи: кому Вы предъявите претензии?
Варианты ответов:
1. Тому, кому отдали деньги, получив от него обещание «все организовать»
2. Администрации больницы
3. Министру здравоохранения
4. Лечащему врачу
Не торопитесь, отвечайте вдумчиво и рассудительно, не поддавайтесь эмоциональным порывам. Обязательно сравните результат с предыдущей задачей, по сути своей – абсолютно аналогичной…
Небольшое уточнение: автору лично известны многие сотни жалоб, написанных обывателями на лечащих или (гораздо реже) главных врачей. Автору неизвестно ни одного случая, когда обыватель, обиженный системой, жаловался бы на или судился бы с тем, кому он отдал свои деньги в обмен на обещание «организовать все наилучшим образом». И поделом!
Если бы кто-нибудь из обывателей и сообразил бы, с кого нужно спрашивать по всей логике и здравому смыслу, и подал бы иск на фонд ОМС, распоряжающийся его, обывателя, медицинскими деньгами, то он с удивлением для себя узнал бы, что, оказывается, в нашей изумительной стране Фонд, взявший ваши деньги, не несет юридической ответственности за качество предоставляемых услуг!.
Опаньки! Недурно устроились ребята, не правда ли?
Вдумчивый читатель этих строк без труда поймет теперь очень простую истину: при такой системе финансирования здравоохранения бюджет этой отрасли можно увеличивать в два, три, сто или тысячу раз, догнав и перегнав США; но простому пациенту простой больнички от этого не станет лучше ни на йоту! Вряд ли Вы подписали бы со мною контракт, по условиям которого я беру у Вас деньги на машину, но за ее качество отвечать будет кто-то другой (см. задача №1). В то же время, именно такой контракт всеми нами, россиянами, уже подписан в области оказания медицинских услуг. Как там Вы говорили, кого называют лохами?