"Сын турецкоподданного"
Автор
|
Опубликовано: 4190 дней назад (4 июня 2013)
|
|
Нафталий Френкель – бывший одесский миллионер и олигарх. Расторопный спекулянт и политический авантюрист. Приговоренный ОГПУ к смертной казни, он чудом избежал расстрела и стал генералом НКВД, "злым демоном ГУЛАГа", получившим безраздельную власть над сотнями тысяч людей. Это с его подачи в СССР заключенных стали использовать как рабов на масштабных социалистических стройках. "Сын турецкоподданного" Нафталий (Нафтали) Аронович Френкель родился в Константинополе. Окончив коммерческий институт, он занялся лесоторговлей, открыв в 1904 году в Мариуполе фирму на паях. Он был гениальным коммерсантом, и его бизнес стремительно пошел в гору. Вскоре Френкель монополизировал переработку древесины и стал миллионером, нажив на спекуляциях лесом огромное состояние. На Юге России Френкеля называли "лесным королем Черного моря". Он владел пароходами и, как то положено олигарху, издавал собственную газету – откровенно желтую "Копейку", с помощью которой порочил и стравливал между собой своих конкурентов. Свою выгоду Френкель не упустил и во время Первой мировой войны, ловко переключившись на спекуляции оружием. Несколько удачных сделок, которые он провернул, увеличили его состояние. В те годы Френкель близко общался с воровскими "авторитетами" и был тесно связан с одесским криминалом. Вовремя различив предгрозовой гул надвигающейся революции, Френкель загодя, еще в 1916 году, перевел свои капиталы за границу – в Турцию. В 1917 году, сразу после февральского переворота, уехал туда и сам.
Считается, что, находясь в Константинополе, он был завербован большевистской разведкой. В 1921 году Френкель вернулся в Одессу. Миллионер, крупнейший собственник, он отродясь не исповедовал коммунистических идей. Но легко догадаться, почему он вернулся. На дворе стоял нэп, и коммерческой смекалке Френкеля открылись широкие просторы: он развернул мощный контрабандный бизнес, в поддержку которого подкупал крупных столичных чиновников. Но его деятельность не ограничивалась спекуляцией шелковым бельем и дамскими чулками. По поручению ГПУ он создал черную биржу для перепродажи золота, валюты и драгоценностей – по дешевке, за советские рубли. В первую очередь, разумеется, самим чекистам. Тут, видимо, осторожность ему изменила. ОГПУ оказалась не той конторой, с которой можно было играть. "Сын турецкоподданного" зарвался. Его арестовали и приговорили к смертной казни за спекуляцию.
…Когда приговор готовы были привести в исполнение и дуло револьвера уже было направлено в голову бывшему магнату, внезапно прозвучала команда: "Отставить!" Смертный приговор заменили 10 годами лишения свободы на Соловках. Его "чудесное" спасение от расстрела и последующие события говорят о том, что за ним стояли влиятельные покровители.
Когда в 1927 году в Соловецкий концлагерь пришел очередной этап, от него сразу же был отделен заключенный Френкель. По одним данным, его тут же поселили в каменном домике за пределами превращенного в зону монастыря, с правом свободного перемещения. По другим – Френкель сам сообразил, кому и сколько надо заплатить. Получив небольшую должность из категории лагерных "придурков" (т.е. льготных), бывший олигарх мало-помалу завоевал расположение местного начальства тем, что находил гениальные по простоте способы получения прибыли. Так, под его руководством в лагере заработали мастерские по производству модных товаров, которые затем продавались в Москве. По его проекту была за сутки выстроена баня (когда в лагере завелась сыпнотифозная вошь и среди заключенных начиналась эпидемия). Его сделали начальником экономической части, и его власть начала расти. Своему знаменитому девизу: "Заключенный интересует меня только первые три месяца, потом ни он, ни его труп мне больше не нужен", – Френкель следовал с железной пунктуальностью. Именно ему пришла "блестящая" идея, изменившая саму суть советских концлагерей, – использовать дешевый труд заключенных для получения громадной выгоды. Свои идеи на сей счет Френкель изложил в письме, направленном им на имя Сталина. Его идеи были более чем кстати – стране требовалось "мясо" для больших народно-хозяйственных строек. Френкеля на специальном самолете отвезли к Сталину. Их беседа продолжалась 3 часа. Предложения были одобрены. Вскоре после этого Френкеля досрочно освободили и назначили на специально для него созданную должность – начальника работ Беломорстроя. То есть главного "надсмотрщика" за сотнями тысяч заключенных.Строительство Беломоро-Балтийского канала стало одной из трагических страниц нашей истории. Главными орудиями труда заключенных были кувалда, лопата, тачка и бревна для перемещения валунов. Нормы выбивались любой ценой. Больных и истощенных просто истребляли. Смертность была немыслимая, трупы не успевали хоронить – их просто закатывали в бетон. Из 500 тысяч заключенных, работавших на строительстве канала, погибли около 300 тысяч человек. Канал был выстроен в короткий срок, за проявленное при этом усердие Френкеля наградили орденом Ленина. "…Ни одно человеческое чувство ему не доступно" Его карьера шла вверх.
В 1933 году Френкеля назначили начальником строительства Байкало-Амурской магистрали, для чего была создана еще одна система лагерей для заключённых – БАМЛАГ. Френкель лично встречал каждый новый этап заключенных. После торжественной, с оркестром, встречи "всех прибывших ставили на колени в снег и пересчитывали по головам, потом гнали в лес рубить просеки". Кормежка была крайне скудной, люди тысячами гибли от холода и цинги. Из архивных документов следует, что цена одного метра БАМа – одна человеческая жизнь… В 1937 году Френкель стал начальником специально созданного под него Главного управления лагерей и железнодорожного строительства ("железнодорожного ГУЛАГа"), где вновь показал себя отменным хозяйственником. (Любопытно, что на крупный пост в своем ведомстве Френкель пригласил некоего Бухальцева – своего старого знакомца, редактора той самой желтой мариупольской "Копейки".) Под его руководством строились железные дороги по всей стране. Вскоре он получил второй орден Ленина. В годы Великой Отечественной войны под управлением Френкеля оказался весь русский Северо-Восток. В 1943 году генерал-лейтенанту инженерно-технической службы НКВД Френкелю вручили третий орден Ленина. Френкеля отличали беспощадность и стремление к абсолютной власти. Ему нравилось внушать страх. Помимо прочих способностей, Френкель обладал феноменальной памятью. Он, например, мог, взглянув на ряды цифр, мгновенно сложить их в уме. Часто хвастался, что помнит в лицо десятки тысяч заключенных, фамилию и имя каждого, его статью и срок. Он был низкого роста, голос имел гнусавый. Носил короткие усы щеточкой, как у Гитлера. Вспоминают, его внешность говорила сама за себя: глубоко посаженные глаза, мясистый толстый нос, тонкие губы, тяжелый подбородок. Маленькие руки с короткими пальчиками. Он обычно носил генеральскую папаху и френч военного образца. Жил в роскошно обставленном вагоне поезда, непрерывно курсировавшего по стройкам. Любил звонить на объекты по ночам, поддерживая легенду, что никогда не спит. Была у него еще одна особенность – никогда не заходил в бараки, то ли брезговал, то ли это слишком мало его интересовало.
В отличие от многих современников (включая предыдущих начальников ГУЛАГа: Лазаря Когана, Менделя Бермана и Haxимсона), судьба Френкеля сложилась благополучно. Его не репрессировали, когда Ежов чистил свой аппарат от сподвижников Ягоды и когда Берия чистил НКВД от сподвижников Ежова. Его не осудили, когда была изобличена "команда" самого Берии. Отличавшийся безошибочным чувством самосохранения, Френкель в нужный момент, перед началом очередной волны репрессий, отошел от дел, подав прошение об отставке по состоянию здоровья. Его, Героя Социалистического Труда, с почестями проводили на пенсию. Он умер своей смертью в 1958 году в возрасте 71 года.
Александр Солженицын, размышлявший о том, в чем коренилась причина безудержной холодной жестокости Френкеля, в конце концов, сделал вывод: "Он просто ненавидел эту страну".
Комментарии (0)
Нет комментариев. Ваш будет первым!