Будни деградации: современные школьники не понимают стихотворений Пушкина

Автор
Опубликовано: 3874 дня назад (11 октября 2013)
Блог: Обо всём
+3
Голосов: 3
Задали моему сыну-второкласснику выучить отрывок из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Осень». Сегодня задали — а завтра уже отвечать. Ну что, говорю, восемь строк всего, быстро выучим.

Но с «Осенью» все сразу пошло не так. Пришлось мне почти каждое слово, написанное великим поэтом, объяснять сыну. «Очей очарованье» — тяжеловато, но объяснила. Поэт любовался осенью, ее яркими красками. Потом мы споткнулись об «увяданье». Помучились, но все же выучили и вторую, и третью строчку. Даже четвертую одолели, хотя «багрец» тоже долго не поддавался пониманию.

Я удивилась: Пушкина мы читаем, слова эти не самые «страшные», это ведь не «Песнь о вещем Олеге». И что здесь такого невероятного? Вот говорю, Дима, пол-Ламанша мы переплыли. Давай доплывем до финиша. Осталась вторая строфа.

Но второе четверостишье оказалось более сложным. «В сенях», «мглой волнистою» и «отдаленные седой зимы угрозы» не запоминались. Сын начинал сначала, запинался, потом ругал школу, учебник, Пушкина. В итоге легли спать на два часа позже обычного. Спали тревожно.



В блогах пишут, что дети не могут запомнить «Осень», потому что им слова непонятны

На следующий день вернулся из школы с «пятеркой». Взахлеб рассказывал про то, что пятерок мало, много троек и двоек. Некоторые дети вообще это стихотворение выучить не смогли. Вечером было родительское собрание — плановое, в начале учебного года. Обычно во время него родительский комитет со всех деньги собирает.

Но собрание почти полностью было посвящено «Осени». Родители кричали: «Как можно такое детям задавать! Это же нереально выучить! Да еще всего лишь за один вечер!» Крики дополнялись подробными рассказами о том, как дети плакали, не спали ночь, учили, но так и не смогли разделить с Пушкиным очарованье болдинской осенью.

Интересно, что проблема с Пушкиным возникла не только в нашем втором «А». Пока я сидела на собрании, погуглила «тренд». И правда, вот и в блогах то же самое пишут — дети не могут запомнить «Осень», потому что им слова непонятны. А ведь дальше по школьной программе — стихотворения Фета, Тютчева, Есенина...

Учительница как могла объясняла родителям, что в стихотворении ничего сложного нет. Что все слова можно объяснить, что они есть в словарике в конце учебника. А то, что дети не понимают и не запоминают — так это не Пушкин виноват. И не департамент образования, и не школа. Родители продолжали возмущаться. Даже забыли о том, что сами когда-то эту же «Осень» учили и у доски на оценку рассказывали.

«Дети не могут словами выразить своих чувств, ощущений. Это же страшно! — говорила учительница. — Вот в четвертом классе разбирали предложение "пастух трубит в рожок". У детей спросили: "Знаете, что такое рожок?" Ученики молчали. Вдруг кто-то вспомнил что это такое мороженое. Еще один ребенок сказал, что слышал это слово, "когда по телику шла реклама какого-то твоРОЖКА". И все».


Возможно, еще через полста лет в стихотворении Пушкина понятными останутся только предлоги. А пока еще можно любоваться осенним лесом и декламировать: «Унылая пора!»



Источник: mn.ru
Комментарии (5)
Полина # 11 октября 2013 в 22:55 0
Всё очень просто объясняется - нынешние школьники говорят уже на ДРУГОМ языке!
Какие там "очи", "очарованье"?..
У них в ходу совершенно другие словечки, которые, наоборот, я НЕ ПОНИМАЮ!
Лет пять назад я впервые услышала от своего племянника слова "ништяк", "стрёмный" и т.п., ничего не смогла понять и попросила его объяснить значение этих слов.
Он сделал круглые глаза и сказал, что "сейчас все так разговаривают".
Я не стала с ним спорить и приводить в пример себя, поняла, что ничего с этим не поделать, если уж родители ему не смогли объяснить, что это - не русский язык, а тарабарщина, больше похожая на болтовню "по фене", причём его мама разговаривала с ним на этом же "языке", хотя со мной общалась на нормальном русском.
Пройдёт ещё два десятка лет и будущие школьники уже не только Пушкина не смогут понять, но и наших современников, не говоря уж о предыдущих поколениях. shock
Забыла добавить - сейчас племяннику 12 лет, в дневнике у него одни пятёрки, но разговаривает он на ещё более непонятном языке, чем 5 лет назад smile
Редакция газеты СГ+ # 12 октября 2013 в 16:41 +1
Полина, согласна с вами.
Стыдно и больно, но язык мы теряем.
Кстати, не так давно слышала "междусобойный" разговор выпускниц педуниверситета, или как он там сейчас называется.
Я не представляю, чему эти девицы будут учить детей, если их самих необходимо учить культуре речи.
Пиночету спасибо - достойный внимания материал нашёл.
Обязательно поставлю его в один из ближайших номеров.
alexxxxxs # 12 октября 2013 в 18:33 0
Слова ништяк и стремный, стали употребляться не так давно. Слово ништяк, как вы Полина сказали, похожее на блатную "феню" и имеет блатное происхождение, а стремный, как мне известно вошло в употребление во времена перестройки (или несколько раньше, с хиппи и рокерами)и имело несколько иное значение, чем скорее всего думает ваш племянник употребляя его.
Это наша история
Pinochet # 12 октября 2013 в 00:21 0
Детям для чтения:

Гелиоцентрическая система мира в допетровской России

http://alekseevskamur.org/publ/istorija_gosudarstva_rossijskogo/2007_2011/geliocentricheskaja_sistema_mira_v_dopetrovskoj_rossii/30-1-0-59
wal # 12 октября 2013 в 20:53 0
С матершиной мы родились, с матершиной мы живём.
С матершиной мы учились, с матершиной и помрём.
©СГ
Последние комментарии
Алексей Дыма (Вахтённый) 23 апреля 2017
НЕПРОСТОЙ СВОБОДНЫЙ: Городок, которого нет
Алексей Дыма (Вахтённый) 2 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
Алексей Дыма (Вахтённый) 2 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
БиС 1 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
Юрий Тарасов 1 декабря 2016
Лит.Урок № 1
Юрий Тарасов 30 ноября 2016
Что дал своим гражданам СССР
Юрий Тарасов 29 ноября 2016
Лит.Урок № 1
Алексей Дыма (Вахтённый) 29 ноября 2016
Лит.Урок № 1