Чтобы понять нынешние события на Украине, надо четко разделить ее территорию на две части, бывшую Малую Русь и Галицию, которую большевики в 1939 году назвали западной Украиной. Все началось в далеком 1255 году, когда князь Даниил Галицкий предал Православие и принял от Папы римского титул короля Галиции. Он подчинил церковь на территории Галицко-Волынского княжества Ватикану за обещание помощи в войне с монголо-татарами. Помощи от Запада он, разумеется, не дождался, а всех бывших единоверцев, кто мог ему помочь, он этим своим поступком оттолкнул. С тех пор Галицко-Волынская Русь перестала существовать как самостоятельное государство. Уже в 1339 году она была захвачена польским королем Казимиром Великим, а после раздела Польши в 1772 году перешла во владение Австро-Венгерской империи и началось многовековое, в буквальном смысле рабство и унижение людей, которые, несмотря ни на что, считали себя русскими и исповедали православную веру.
Следующая веха начнется в 1848 году и на этом моменте следует остановиться подробнее. На протяжении всех этих столетий и Польша, а затем и австрийцы до 1848 года официально признавали народное единство и галичан, и других малороссов с остальным русским народом и такого понятия как Украина и украинцы просто не было. Слово “украинец” начали использовать в конце 16 века как оскорбительное прозвище. В самой Австрии для населения Галиции применялось слово Russen, или как само себя называло население — Русины.
Почему до 1848 года? В этом году в Венгрии вспыхнуло восстание, на подавление которого Николай I послал стотысячную армию генерала Паскевича. И затираемое поляками, немцами, венграми население этих земель увидело мощную, непобедимую русскую армию, говорящую на понятном, практически своем родном языке. Церковная служба у всех нас велась на одном и том же языке — церковнославянском. Тогда на территории Галиции возникло сильнейшее русофильское движение. Некоторое время, используя страх австрийского императора перед мадьярами, проводилась пропаганда русского языка, культуры, началось движение за полное объединение Галиции и России.
На этот тревожный для Австрии момент губернатор Галиции граф Стадион и обратил внимание Вены. После 1848 года в австрийских документах население стало называться уже не Russen, а Ruthenen (Рутены). А для того, чтобы и дальше увеличить разрыв с Россией, все русское стало уничтожаться. Во второй половине 19 века сплошь и рядом шли судебные процессы по обвинению в государственной измене. В те же годы произошло объединение польской и австро-венгерской знати с целью не дать галичанам ощутить себя частью единого русского народа.
Поляки поняли, что колонизация галичан в условиях Австрийской империи - дело нелегкое. Нашлись люди, доказавшие, что это и не нужно. Украинизация сулила больше выгод; она не так бросается в глаза, как ополячивание, народ легче на нее поддается, а, ставшие украинцами уже не будут русскими. В этом духе началась обработка венского правительства, которому идея украинизации нравилась тем, что позволяла перейти из оборонительного положения в наступательное.
Обрусение галичан было чревато опасностью отделением края, украинизация не только не несла такой опасности, но и служила способом отделения Украины от России и присоединения ее к Галиции. Полагали, что хорошей приманкой станет Конституция 1868 г., по которой все населявшие Австрийскую империю национальности получили равноправие и культурную автономию. Для этого на основе простонародной разговорной речи, сплошь сельской, создали новый язык, ставший литературным украинским, введя туда массу слов из немецкого и польских языков. А самым гениальным ходом австрийцев было создание нового алфавита, когда из русской азбуки были изъяты три буквы и добавлены две другие.
Австрийцы до такой степени увлеклись мечтами об отторжении Украины, что со временем возникла идея подыскать для будущего украинского королевства достойного кандидата на трон, какового нашли в лице принца Вильгельма Габсбургского, названного Василем Вышиванным. В Вене и в Львове заинтересованные круги убедили “Василя” перейти из латинского обряда в униатство. Наследник австрийского престола Франц-Фердинанд принял горячее участие в этой авантюре.
Когда польский план в Вене получил добро, в Галиции возникла “народная” партия и целый вспомогательный аппарат в лице общества “Просвита”, газет “Правда”, “Дило”, “Зоря”, “Батькивщина”, и многих других. Ядро и основу “народной” партии составило униатское духовенство. К 1913 году были достигнуты “впечатляющие” успехи. Для русских были созданы концлагеря, и “москвофилы” уничтожались десятками тысяч. Кому сильно повезло, те бежали в Россию, а слово “Украина” получило путевку в жизнь. Тем, кто остался и хотел жить на свободе и делать карьеру, пришлось писать расписку: “Обязуюсь никогда не называть себя русским, а украинцем, и только украинцем”. Такие же расписки писали священники для получения прихода.
Были созданы отряды “австрийских янычар”, под названием “Сечевые Стрельцы”, а также диверсионные организации типа “Союза Вызволения Украины”, работавших в пользу Австрии против России. Но Первая мировая война закончилась поражением Австро-Венгрии и полным переворотом в судьбе Галиции. Она оказалась, как и полтораста лет тому назад, в составе Польши. Поляки сделались теперь не краевой, а государственной властью для русин и их поведение резко изменилось. Возродились религиозные и национальные притеснения, напоминающие 18 век. Именно в это время, т.е. в 1920 году и зародился украинский национализм в том виде, каким мы его видим сейчас.