Многие работники нередко замечают, что их коллегам легко удается добиться от начальника выгодного для них решения, переложить часть своих функций на других сотрудников, а иногда и на руководство. Эти люди вовсе не обладают особенной харизмой или скрытыми талантами. Просто они хорошо умеют манипулировать окружающими, изучили слабые стороны босса и в нужный момент нажимают на правильные кнопки. Как распознать манипулятора и не стать его жертвой? Есть мелкие манипуляторы, действующие от случая к случаю или избравшие для себя одну работающую тактику. А есть и такие виртуозы, которым удается претворять в жизнь сложные многоходовые манипулятивные стратегии.
Манипуляции следует отличать от влияния. Манипуляторы обычно скрывают истинные цели своих действий. И на это у них есть веская причина: их цели не только отличаются от целей компании, но и зачастую идут с ними в разрез. Манипуляторы всегда преследуют личную выгоду. Люди, которые используют методы влияния, ставят перед собой другие задачи. Так как их намерения обычно несут выгоду и компании, и начальнику, и коллегам, им нет нужды их скрывать. Их задача — наилучшим образом убедить начальника в своей правоте, найти способ преподнести свое предложение так, чтобы оно было принято.
Почему манипуляции удаются? Если подчиненный успешно «руководит» своим начальником — это не только его заслуга. Как правило, сотрудник-манипулятор играет не на лучших «струнах души» руководителя: на его честолюбии, высокомерии, страхе. Кто-то из начальников падок на лесть, кто-то боится совершить ошибку, кому-то нравится чувство превосходства. Чем чаще начальник дает волю своим слабостям, тем больше у манипулятора простора для маневра.
Чтобы не поддаваться на манипуляции, нужно время от времени задавать себе вопрос, чего этот человек хочет добиться, с какой целью он совершает те или иные действия. Если цели и слова расходятся, скорее всего, вами пытаются скрыто управлять.
Методы манипулирования Чаще всего для манипуляций используют три основных метода. Это силовой и дипломатичный методы, а также воздействие на мышление. Сотрудники, которые используют силовой метод, пытаются диктовать свои условия. Например, когда руководитель дает поручение, такой сотрудник может спросить: «Почему снова я?». Или получив отказ, пытаясь отпроситься с работы пораньше, он возмущается «Почему Иванова отпускают, а я не могу уйти?». В данном случае работник прямо не заявляет «я не буду это делать» или «я уйду». Он пробует воздействовать, якобы добиваясь справедливости, ставя под сомнение авторитет руководителя. Если ему удается добиться своего, со временем он получает привилегированное положение: может приходить-уходить, когда ему вздумается, опаздывать и т.д. При этом у остальных сотрудников снижается мотивация.
«Дипломаты» решают вопросы иначе. Они перекладывают свои функции на других тихо и незаметно: спрашивают совета, приходят обсудить важный вопрос.
Некоторые манипуляторы используют методы, воздействующие на мышление. Это, к примеру, люди, которые создают видимость работы, преувеличивают свои заслуги, делают очень занятой вид, стремятся убедить начальника в своей ценности и незаменимости.
Офисные игры Манипулятивные игры на работе очень разнообразны. Приведем несколько особенно популярных у подчиненных способов добиться нужных действий от начальника.
Услуга за услугу Некоторые манипуляторы втираются в доверие, оказывая руководителю небольшие услуги. Начальник чувствует, что он чем-то обязан и начинает уступать подчиненному в рабочих вопросах.
От таких услуг или презентов нужно либо отказываться, либо отвечать на них тем же: дружескими, а не рабочими подарками. Если вы их принимаете — вы принимаете приятельские услуги и, соответственно, устанавливаете приятельские отношения с подчиненным. Не нужно расплачиваться уступками и привилегиями в рабочих вопросах за дружеские презенты.
Всего один звонок Некоторые сотрудники, получив задание, приходят к руководителю за советом, за помощью, просят начальника сделать важный звонок, который рядовой работник сделать не может. При этом они делают ставку на честолюбие: начальнику нравится, что его мнение считается авторитетным, нравится демонстрировать свои связи, возможности, свой профессионализм. Сначала начальник по просьбе подчиненного делает один звонок, затем оказывается, что этого недостаточно для решения вопроса. Либо начальник предлагает идею и сам берется за ее воплощение. И вот уже руководитель, сам того не замечая, делает за подчиненного его работу, а тот лишь изредка заходит в кабинет, чтобы узнать, как идут дела. Сотрудник таким незамысловатым способом снимает с себя и работу, и ответственность за ее выполнение, фактически начиная руководить проектом.
Чтобы избежать такой ситуации, нужно дать понять подчиненным, что к начальнику нужно приходить, только имея собственное конкретное предложение, свои варианты решения задачи. А в ответ на просьбу сделать важный звонок, нужно объяснить, работник может провести беседу и сам, ведь обращается от лица компании.
Отвлекающий маневр Если манипулятору нужно, чтобы начальник подписал документ, выгодный для сотрудника, но заведомо невыгодный для компании, он использует отвлекающую информацию. Его задача — чтобы руководитель поставил подпись, особенно не вникая в суть документа. В этом случае работник-манипулятор сходу рассказывает начальнику что-нибудь интересное, к примеру, горячую новость на тему, которая волнует руководителя. При этом он как бы между делом отдает документ, говоря, что он уже прочитан и одобрен.
Если начальник все же начинает читать, манипулятор «вспоминает» еще пару любопытных подробностей. Чтобы не стать жертвой манипуляции, нужно всегда внимательно изучать документы, которые подчиненные приносят на подпись.
Управление информацией Если у начальника нет разных источников получения информации, а о том, что происходит в офисе, он узнает от одних и тех же лиц — это предпосылка к появлению «серых кардиналов». Рассказчик излагает правдивую информацию, но преподносит ее в выгодном для себя свете, пытается сформировать у руководителя определенное мнение по тем или иным вопросам. Он может что-то недоговаривать, рассказывать свою искаженную версию, выгодно расставляя акценты. Чтобы не стать жертвой манипулятора, нужно стараться получать информацию из разных источников.
Автор: Анна Шевчук 14.06.2013
---
Источник - сайт Zarplata.ru