В декабре должен состояться первый запуск ракеты-носителя с космодрома Восточного. Ситуация с возведением объектов находится на контроле руководства страны, и визиты руководителей самого высокого ранга на строительные площадки стали обычным явлением.
Сравнительно недавно в СМИ появилась информация о том, что для поиска отделяющихся фрагментов ракет-носителей планируется использовать беспилотные летательные аппараты. Готовить пилотов дистанционного управления предполагается на базе одного из вузов Благовещенска.
Авторы идеи считают, что у беспилотников есть несомненные плюсы: дёшевы, мобильны и просты в эксплуатации. Вероятно, так оно и есть, но...
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Но историю нужно помнить. А уж тем более не след её забывать, если некогда произошедшие события затрагивают интересы проживающих в той или иной местности людей. Эпопея, связанная с космическими запусками с территории Амурской области, самым непосредственным образом коснулась жителей нашего города и района.
Первый запуск твёрдотопливной четырёхступенчатой ракеты-носителя (РН) “Старт-1” с космодрома Свободного был осуществлен 4 марта 1997 года. Эта РН была создана на базе серийного ракетного комплекса “Тополь” (баллистическая межконтинентальная ракета). Тогда в космическое пространство отправили военный спутник “Зея”.
24 декабря произошёл коммерческий запуск. РН “Старт-1” подняла в космос американский спутник связи “Early Bird”.
5 декабря 2000 года запущен израильский спутник “EROS-A1”, 20 февраля 2001 года шведский спутник связи “Один-1” и завершилась серия из пяти запусков 25 апреля 2006 года, когда на околоземную орбиту был выведен ещё один израильский спутник “EROS-B”.
После каждого удачного вывода РН на околоземное космическое пространство вблизи пусковой площадки наступал звёздный час покорителей космоса. Весь персонал ликовал, справедливо считая, что главная задача успешно выполнена. Но, как известно, путь в космос устлан не розами, а отработавшими ступенями ракет. Вот о тех, что когда-то упали на территорию Зейского района, и следует вспомнить.
После отработки первые ступени РН “Старт-1” должны были приземляться на расчётной территории, которая имела форму сильно вытянутого эллипса. Как известно, располагалась она на землях Зейского района, а её западные границы находились вблизи от города и плотины гидроэлектростанции.
В процессе публичных слушаний и проведения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) покорители космоса уверяли местное население, что космический мусор будет убираться с территории Зейского района незамедлительно. Делаться это должно было силами военно-космического ведомства и за его счёт.
После первого запуска так оно и случилось. С космодрома на вертолёте прибыли специалисты и в течение нескольких дней барражировали район падения. Но ступень не нашли и вскоре отбыли восвояси. Обнаружена “пропажа” была случайно охотниками-любителями. К счастью, она упала в относительно доступном безлесном районе, куда можно было проехать на вездеходной технике. О находке сообщили на космодром. Военные добрались до места падения, погрузили ступень в кузов автомобиля, но довезли её до… моста через Пикан и бросили. Там она долго лежала, пока народ не растащил её на сувениры.
После второго запуска запал руководства космодрома по организации поисковых групп значительно поубавился. Поисковиков на вертолёте уже никто не направлял, а тогдашнему руководителю отделения ГО и ЧС администрации Зейского района Виталию Шкапу было предложено “подсуетиться” самому и проявить свои способности в поиске. Забавно, но представители космического ведомства обставили тогда всё так, как будто работнику аппарата администрации едва ли не за честь организовать поиски того, чего он, в сущности, не терял. Надо было видеть реакцию Виталия Семёновича в тот момент. Ступень всё же искали, но так и не нашли. Правда ходили слухи, что она таки обнаружилась где-то в тайге, но информация была глухой и недостоверной.
Третья (или четвёртая по счёту, сейчас не припомню) грохнулась вблизи дороги Зея–Снежногорский, примерно в 20 километрах от города и 300 метрах от высоковольтной ЛЭП Зея – Хабаровск. Только благодаря тому, что упала она чуть ли не на проезжую часть, нашлась довольно быстро, да и то не потому, что искали, а случайно проезжавшими там людьми.
Пятая (она же последняя из упавших) ступень также сгинула где-то в дебрях зейской тайги. Планомерных поисков её не проводилось.
Уместно вспомнить, что в ту пору никому и в голову не приходило заниматься поисками обтекателей (между первой и второй ступенями), которые отделялись чуть позже ступени и падали уже на территории Тындинского района. Впрочем найти сравнительно небольшие фрагменты в тайге не было никаких шансов.
Справедливости ради нужно заметить, что на проводимых тогда пресс-конференциях вопросы поиска и вывоза упавших в тайгу ступеней ракет обсуждались. Военные признавали всю сложность этой работы. Усугублялась она тем, что разброс падения ступеней твёрдотопливной ракеты ощутимо выше, чем у той РН, что работает на жидком топливе. На жидкостной ракете значительно проще контролировать момент прекращения подачи топлива и отделения ступени и, как следствие, обнаружить район падения. Тогда же стали говорить о том, чтобы оборудовать отделяемые части ракеты-носителя радиомаяками. Но до этого дело так и не дошло, а скоро и сами запуски РН “Стрела-1” были прекращены.
Обнаружить упавшую ступень – полдела. Основная проблема – вывоз её за пределы района приземления для последующей утилизации. Но даже если ограничиться разбором или распилом её на фрагменты на месте обнаружения, то и эта задача не из простых. Ведь для этого потребуется высадить в район падения специалистов со специальным оборудованием. Но даже распиленная на куски, крупногабаритная ступень сама по себе не исчезнет, а будет оставаться грудой металла, равной по массе тому, что упало с неба. Понятно, что после распила степень отрицательного воздействия на природу не уменьшится. Значит, вывозить всё равно нужно. Как и на чём?
Не стоит также забывать, что районы падения могут быть с самым разным рельефом местности, и вовсе не факт, что местом падения не окажется глухая тайга. Да и время года может быть не самым благоприятным для таёжного десанта. На эти вопросы внятного ответа, увы, нет.
Пока же речь ведётся только о беспилотниках, в которых, похоже, видят панацею. А что дальше? Впрочем, поживём, увидим.
Григорий Филатов
Фото автора. Источник