Многие кандидаты тщательно готовятся к собеседованию, продумывая ответы на предполагаемые вопросы. И вот, когда человек уже точно знает, о каких своих недостатках можно упомянуть, а о каких лучше умолчать, да и вопросом о том, почему с прошлой работы он был уволен, его не смутить, рекрутер внезапно спрашивает: «Что вы думаете о садовых гномах?». Некоторые нестандартные вопросы — это проверка сообразительности соискателя. Другие призваны вывести кандидата из той роли, которую он отыгрывает во время интервью, определить, может ли он мыслить нестандартно, как ведет себя в ситуации стресса.
Уильям Пaундстоун в книге «Как сдвинуть гору Фудзи?» рассказывает о том, как ведущие мировые компании отбирают талантливых специалистов. Во многих компаниях, например в Microsoft, отсеивание неподходящих претендентов происходит весьма необычным способом.
Компaния Microsoft ставит перед собой задачу найти творческих людей с оригинальным мышлением. На это нацелен весь процесс проведения собеседований. Прошлые достижения претендентов, как отмечают в компании, их совершенно не интересуют. Для них важно узнать, что этот человек сможет сделать в будущем. В современном мире навыки могут устареть очень быстро, поэтому на них в корпорации не фокусируются, занимаясь поиском тех, кто способен решать проблемы и впоследствии сможет создавать будущее компании.
Как делают конфеты M&M's? Пaундстоун в своей книге рассказывает об исследованиях Триши Прикетт, которая сравнила оценки рекрутеров, беседовавших с кандидатами 15-20 минут с оценками на коротких собеседованиях, которые ограничивались лишь рукопожатием. Оценки после короткой встречи и длительного интервью были очень похожими. Это говорит о том, что результат стандартного собеседование в значительной мере зависит от первого впечатления, от того, как выглядит и как говорит претендент, а не от того, о чем он говорит. Дальнейшая беседа — это зачастую просто способ найти доводы для того, чтобы отказать соискателю или принять его на работу. При этом от интеллектуальных способностей итог такого собеседования почти не зависит.
Вопросы-головоломки и логические задачи эффективно решают эту проблему, поэтому многие компании взяли их на вооружение и используют на собеседованиях. Задача про конфеты M&M's (Как делают конфеты M&M's?) была придумана примерно в 1990 году Джоном Сполски, занимавшимся в Microsoft рaзрaботкой электронных тaблиц Excel и считается одной из самых сложных. Ее сочли слишком трудной даже коллеги Сполски, когда тот рассказал им о своей идее, пишет Пaундстоун.
Процесс производства M&M's, конфет, которые выпускает компания Mars, подобен тому, который используют для шлифовки драгоценных камней: сердцевины конфет отливаются в специальных формах, затем их помещают во вращающийся барабан. Пока конфеты находятся в барабане, на них напыляют сахарную глазурь. Так как конфеты постоянно находятся в движении, они не слипаются и становятся идеально-гладкими.
Иногда на собеседовании атмосфера специально накаляется, если рекрутер хочет выяснить, способен ли человек находить правильное решение, находясь под давлением. Например, рекрутер просит кандидата представить, что в его руке револьвер, а в револьвере 2 патрона. Затем рекрутер делает один воображаемый холостой выстрел и говорит, что до того, как он посмотрит резюме, он выстрелит еще один раз. Затем следует вопрос: хочет ли соискатель, что он прокрутил барабан перед тем, как выстрелить снова?
Если соискатель выживет в этой воображаемой ситуации, он получит вполне реальную работу, но для этого ему нужно точно просчитать свои шансы: если барабан вращать, в нем снова будет 4 пустых гнезда и два «смертельных», шанс выжить – 4/6 или 2/3. Если барабан не вращать, четыре пустых гнезда будут расположены друг зa другом, при этом нужно помнить, что одно из них уже «не выстрелило». Для трех из четырех пустых гнезд следующее тоже будет пустым, а четвертое находится перед двумя «смертельными» гнездами. В этом случае шанс выжить — 3/4. А значит, барабан лучше не прокручивать.
Вопросы Microsoft наподобие «Почему пивные банки сужаются вверху и внизу?» или «Всегда ли солнце всходит нa востоке?» только на первый взгляд кажутся абсурдными, но в действительности на них всегда есть определенный ответ. И от того, найдет ли этот ответ соискатель, напрямую зависит то, примут ли его на работу.
Стоит отметить, что компания Microsoft не является первопроходцем в проведении интервью на сообразительность. Уильям Шокли, американский физик, лауреат Нобелевской премии по физике использовал логические головоломки на собеседованиях еще в 1957 году. Йонас Зайфферт, автор книги «Вопросы-ловушки во время собеседования», утверждает, что к вопросам-головоломкам тоже можно подготовиться. Для этого нужно решать много таких задач и постараться понять основные принципы их действия.
Что такое зеленый цвет? Еще один тип необычных вопросов — абсурдные вопросы. По форме они иногда могут напоминать логические задачи, но, за редким исключением, конкретных ответов на них нет. Оценка с помощью таких вопросов чаще всего так же субъективна, как и стандартное интервью. На собеседовании могут спросить «Что вы думаете о садовых гномах?» (Trader Joe’) или «Если в эту комнату сейчас зайдет пингвин, на голове которого надето сомбреро, что он скажет?»( Clark Construction Group).
Иногда такие вопросы могут помочь отойти от формального собеседования и оценить кандидата более широко, заставить его на время снять маску, выйти из своей роли. Порой они позволяют кандидату проявить сообразительность и нестандартное мышление, продемонстрировать свое чувство юмора.
На собеседованиях в Bandwith.com у претендента могут спросить, каким предметом кухонной утвари ему хотелось бы стать. Задавая этот вопрос, рекрутеры хотят узнать, как человек реагирует, оказавшись в нестандартной ситуации. У них нет на вооружении специальной расшифровки, в которой указывалось бы, что «чайники» исполнительны и ответственны, «кастрюли» ленивы и необязательны, а сковородки быстро «сгорают» на работе. Они оценивают не столько содержание ответа, сколько тон и реакцию собеседника. Поэтому в ответ на такой вопрос можно смело сказать, что у вас никогда не возникало желания стать кухонной утварью, а можно помечтать, как комфортно вы чувствовали бы себя в роли кувшина. Главное — сохранять невозмутимость, спокойствие и доброжелательность.
Но у таких вопросов есть и обратная сторона. Некоторые интервьюеры, упорствуя в своей креативности, действительно доходят до абсурда. Чтобы собеседование не превращалось в игру без правил, главная цель, а это оценка соискателя, не должна отходить на второй план. Подборка вопросов должна отвечать определенным задачам. На вопрос рекрутера о том, что такое зеленый цвет, претендент на вакансию может ответить, что это диапазон цветов спектра с длиной волны 500—565 нанометров, и обвинять его за это в отсутствии воображения будет глупо — какой вопрос, такой и ответ.
Если бы... Есть группа вопросов, в которых соискателю предлагается найти выход из нестандартной ситуации. Например, «Оказавшись на необитаемом острове, какие два предмета Вы предпочли бы иметь при себе?» или «Каким из супергероев вы стали бы, если бы у вас была такая возможность?». Такие задачи еще называют «вопросами-кейсами». С их помощью можно оценить активность, неординарность мышления, коммуникабельность кандидата и его умение находить выход из нестандартной ситуации и другие качества.
Например, вопрос о том, какую должность предпочел бы соискатель, если бы его взяли с собой инопланетяне и предложили ему такой выбор, предназначен для того, чтобы проверить, насколько соискатель амбициозен, склонен ли он карьеризму.
На собеседовании в Volkswagen могут спросить, что сделал бы кандидат, если бы в наследство от дяди ему досталась пиццерия. На собеседовании в Goldman Sachs соискателя как-то спросили, как он выберется наружу, если его уменьшат до размера карандаша и поместят в блендер. Это шутливый вопрос, на него вполне можно ответить шуткой. При этом вы можете придумать какой-нибудь необычный способ выбраться наружу, к примеру, нарисовать себе лестницу, поскольку фантастические условия этой задачи позволяют вам делать самые невероятные допущения.
Автор: Анна Шевчук 29.05.2013
---
Источник - сайт Zarplata.ru