Эту статью я пишу в надежде, что ее прочитают некоторые из спонсоров «Свободной газеты +», поскольку наши неоднократные попытки объяснить им устно то, о чем я сейчас пишу, успехом не увенчались. Возможно, печатное слово будет более убедительным.
16 мая 2008 года вышел первый номер «Свободной газеты +». За эти четыре года мы, журналисты вышеупомянутой газеты, прожили яркую, богатую всевозможными событиями жизнь. Было все – суды, угрозы, клевета… Но все эти мелкие пакости терялись в искреннем сочувствии и поддержке читателей, словах благодарности от совершенно незнакомых людей.
Вполне естественно, что ни единого доброго слова в наш адрес не сказало чиновничье сословие. И совершенно неестественно, что ни одного доброго слова мы не услышали от наших «медиамагнатов», стараниями которых и была создана «Свободная газета +».
Впрочем, нас это мало волновало – журналист все-таки не поп-звезда, и были благодарны уже за то, что имели возможность писать об истинном положении свободненских дел и делишек. Нас не смущало отсутствие помещения редакции и автотранспорта – под редакцию мы использовали свою однокомнатную квартиру, а общественный транспорт довольно успешно заменял служебный. Мы работали без выходных, праздников и отпусков. Без юридической помощи – пришлось самим изучать судебную практику.
Непонимание «соратников по общему делу» иной раз смешило, иной раз – раздражалоло. Главный редактор не меньше 15 раз собирался уйти из газеты. Я настаивала на том, что уходить нельзя – ведь мы для людей делаем газету, не для спонсоров. Газета нужна свободненцам. И все такое прочее в том же духе.
Теперь и я понимаю – пришло время передать газету в другие руки. Тому несколько причин – газета стала еженедельной. Нагрузка увеличилась вдвое, а ресурсы остались те же. Попытки найти еще одного журналиста успехом не увенчались – Ирины Шулейко хватило на полмесяца, а брать в газету человека, не умеющего писать – нет смысла.
Но не это главное. Работать стало невыносимо после того, как некоторые наши спонсоры, не имеющие ни малейшего понятия о журналистике и не пытающиеся хоть что-то понять, стали диктовать нам свои условия и предъявлять претензии к содержанию газеты. Что, вы не можете заполнить пять газетных полос? Так надо писать с восьми утра до пяти вечера – тогда можно будет заполнить всю газету своими статьями!
Господа, я делаю еще одну попытку объяснить вам, что журналист – не поденщик. Журналист – не землекоп, работающий определенное время за определенную плату. Журналист не может писать от восьми до семнадцати.
Хотя, в принципе, может. Я допускаю, что возможно сидеть за компьютером восемь часов и писать на тему «Сидит ворон на дубу и клюет своя нога» или «Солнышко светит, льдинка плывет…». Но для того чтобы написать хорошую статью, а не заполнить газетную полосу, нужно совсем другое.
Впрочем, может быть, я и неправа. Возможно, пришла пора придти в «Свободную газету +» новым, более трудолюбивым и более креативным журналистам.
Мы не подписывали контракт о свершении 13 подвигов Геракла. Но сделали немало. Мы оставляем газету, уже имеющую своего читателя, достаточно известную и популярную. Газету с высокой репутацией, не замаранную холуйством и ложью.
А потому мы можем со спокойной совестью уйти, открыв дорогу более трудолюбивым и более креативным. И стать уже не журналистами, а читателями «Свободной газеты +».
Иначе, работая в таких условиях и при таких требованиях, мы превратимся в озлобленных неврастеников, или, что еще хуже, пополним стройные ряды лакеев от журналистики.
Мария Леонова