Судьбе было угодно, чтобы уроженец курортного города Батуми Теймураз Расимович Вачнадзе связал свою судьбу с Дальним Востоком. С точки зрения махрового обывателя обмен неравноценный: там ласковые субтропики, здесь – ледяное дыхание якутских нагорий зимой и все виды тундрового гнуса летом.
В представлении многих жителей западной части страны Дальний Восток вообще невозможное место для постоянного проживания. Но и дальневосточники, переехавшие жить на Запад, часто с удивлением обнаруживают, что мягкий климат не всегда им в удовольствие, и с ностальгией вспоминают свою родину.
Теймураз Вачнадзе, или Тимур, как его все называют, только в Свободном живет уже почти три десятка лет. А до этого срочная служба в Советской армии на Сахалине, потом институт народного хозяйства в Хабаровске, который он закончил в 1983 году. Успел принять участие в строительстве Байкало-Амурской магистрали, поскольку по распределению попал в Тынду.
Но вскоре переехал в Свободный и здесь уже прочно обосновался. В советское время успел поработать на базе «Амурзолото» заместителем генерального директора артели по добыче золота, а когда в 1991 году грянули большие перемены и все предприятия распались, пошел в предприниматели. Вот в этом качестве он нас сегодня и интересует.
- Теймураз Расимович, не скучаете по родине?
- Ну что вы! Здесь у меня тоже родина. Большая часть жизни прошла в Свободном. А в Грузии я периодически бываю, навещаю родственников.
- У вас большой стаж предпринимательской деятельности. Как идут дела?
- Нельзя сказать, что очень хорошо, но и жаловаться грех. На жизнь хватает.
- Что-то вы уж больно уклончиво отвечаете. Проблем у малого бизнеса в нашей стране выше крыши, об этом все говорят, а у вас, получается, все хорошо?
- Но я же и сказал, что дела идут не очень хорошо, проблем, конечно, хватает.
- О развитии малого бизнеса говорят с первого дня перехода от развитого социализма к дикому капитализму, но воз, как говорится, и ныне там. Пока малый бизнес представлен преимущественно лишь в торговле. В чем, на ваш взгляд, главная проблема?
- Мне кажется, проблема не одна. Государство должно повернуться лицом к малому и среднему бизнесу не декларативно, а фактически. Сколько времени, например, говорят об одном окне при регистрации, а ничего так и не сдвинулось с мертвой точки. Во власти чиновников доставить массу неприятностей любому предпринимателю, который чем-то им не угодил. Эта зависимость, конечно же, угнетает. Или возьмем налоговую систему. Чтобы разобраться во всей этой бумажной волоките, нужно быть квалифицированным бухгалтером. А у начинающего предпринимателя нет для освоения всех этих сложностей ни сил, ни времени. И денег нет, чтобы нанять бухгалтера.
- Но ведь в других странах с развитой демократией, да и в коммунистическом Китае как-то эти проблемы решаются. Вы не интересовались, каким образом это делается?
- Нет, в детали я не вдавался, но, мне кажется, здесь нужна политическая воля руководства страны. К сожалению, пока эта воля направлена на поддержку крупного капитала, создание ему льготных условий для существования. Ведь, действительно, малый бизнес у нас представлен преимущественно в торговле. Создать малое предприятие для производства какой-то продукции сегодня нереально. А ведь малый и средний бизнес в других странах производит больше половины, а то и 70-80 процентов ВВП. Именно здесь проявляется энергия народа.
- Да и выдержать конкуренцию с нашими соседями российским предпринимателям невозможно еще и по той причине, что энергоносители у нас в несколько раз дороже, чем у них. Парадокс, мы продаем в Китай электроэнергию по 44 копейки за Квт/час, а своим предпринимателям по 5 рублей с лишним! Как в таких условиях можно конкурировать?
- Согласен. В себестоимости хлеба, который я выпекаю, второе место после муки занимает электроэнергия. Но это старая проблема, и никто ее решать не собирается. Может быть, ее удастся решить тогда, когда в Свободный придет газ. Ведь ветка проходит неподалеку. Но с китайцами нам конкурировать все равно тяжеловато, учитывая их трудолюбие.
- Мне кажется, Теймураз Расимович, в этом вопросе вы заражены предрассудками наших правителей. У них хватает совести подчас ссылаться на лень, пьянство, неповоротливость нашего народа. Но в этих пороках большая часть их вины. Народ просто таким образом выражает свой протест той социальной несправедливости, которая существует в нынешней России. Ведь мы никогда не жили в условиях нормальной демократии. Ушли от чиновничьей диктатуры развитого социализма, и сразу попали в лапы диктатуры дикого капитализма. Но создайте условия для проявления народной инициативы, равные для всех возможности, и тогда еще нужно будет посмотреть, чей народ более способен для предпринимательства. Во всяком случае, находчивость и изобретательность он демонстрирует даже в тоталитарных условиях, чем не раз удивлял зарубежных специалистов. Он только на дядю-чиновника работать не желает. И упрекать его за это вряд ли возможно, не так ли?
- Да, во многом тут вы правы. Нам бы избавиться от коррупции, от всевластия чиновников, ввести нормальное налоговое законодательство, апробированное в других странах и, думаю, дело бы пошло. Особенно актуально это для малых городов, как наш Свободный, где молодежь не может найти себе занятия, и потому часто уходит в пьянство, в наркотики. А малый город – это основа России, потеряв его население, страна не будет иметь будущего. Еще более актуально это для Дальнего Востока, где убыль населения особенно заметна. В правительстве, да и в обществе в целом, давно говорят о создании особых условий для Восточной Сибири и Дальнего Востока, но, как и в деле развития малого бизнеса, все оканчивается разговорами.
- Но буквально на днях в Интернете промелькнуло сообщение, что в правительстве уже почти готов проект введения особых условий для восточной части страны. Как вы думаете, этот проект тоже окончится ничем?
- Ну почему же - рано или поздно в отношении Дальнего Востока нужно принимать решительные и реальные меры, или мы его потеряем. Тем более что пример для подражания у нас есть. Сто лет назад столыпинская реформа оказалась весьма успешной. Более трех миллионов крестьян переселились из центральных районов страны на восток, и этот результат не был превзойден даже за весь советский период. Результаты этого великого переселения сказываются до сих пор. Но потомки этих переселенцев в нынешней России оказались как бы изгоями – отсюда и убыль населения. Сейчас же, видно, пришло время для реальных мер, и власть начинает это осознавать.
- Ваш оптимизм, конечно, ласкает слух, но пока все остается без изменений. Жизнь у нас дороже, чем в Москве, зарплаты ниже, и никаких льгот. Похоже, что федеральные власти вообще считают дальневосточников людьми второго сорта. Посмотрите, начинают строить космодром, приглашают местных работников и назначают зарплату от 16 до 25 тысяч рублей. Понятно, что высчитают за проезд, за питание, и на руки работник принесет тот минимум, которого едва хватит на прокорм семьи. А ведь для приезжих рабочих из центральной России зарплаты будут совсем иными. Разве это не дискриминация по признаку района проживания?
- Здесь я с вами полностью согласен. Если строительство космодрома будет осуществляться на прежних принципах, когда генподрядчик будет находиться в столице, а субподрядчики начнут нагло наживаться на эксплуатации дешевой местной рабочей силы, мы мало что от этого выиграем. Но будем надеяться на лучшее. Как уже говорилось, правительство начинает понимать, что Дальнему Востоку требуется особое внимание.
- Но можете ли вы привести хоть какой-то пример подвижек к лучшему?
- Да, могу. В нашей области, например, сейчас начинается строительство агропарка. Это большой проект, реализация которого даст большой толчок развитию бизнеса в аграрном секторе. В общих чертах вы уже писали об этом проекте. На территории 50-60 гектаров будет создана инфраструктура для хранения, переработки и транспортировки сельскохозяйственной продукции. Для амурских фермеров это очень важный проект, так как во многом поможет в реализации произведенной ими продукции. Финансирование будет осуществляться из федерального и областного бюджета. Здесь нужно отдать должное областному правительству и лично губернатору Олегу Кожемяко, который дал «зеленую улицу» этому проекту, и не позволил чиновникам забюрократить его. Так что, есть надежда. Что-то в малом и среднем бизнесе начинает сдвигаться в лучшую сторону.
- Вы действительно верите в это?
- Надо полагать. Я сам акционер этого агропарка…
Беседовал Анатолий Осипов