Колонка редактора
Отставка первого вице-премьера правительства Владислава Суркова наделала много шума в нашем политическом бомонде.
Она состоялась буквально на следующий день после совещания президента с членами правительства, где обсуждалось исполнение указов, которые Путин подписал в день своей инаугурации. Выступал там и Сурков.
Так уж получилось, что и я, насилуя свою натуру, посмотрел большую часть этого совещания по ТВ. Делюсь своими впечатлениями.
Прежде всего, о Владимире Путине. Когда смотришь в прямом эфире, как президент страны убеждённо и проникновенно уговаривает министров добросовестно выполнять свои обязанности, перестаёшь верить домыслам из Интернета о его зацикленности на сохранении личной власти. Глядя на выражение его лица, слушая интонации речи, поневоле проникаешься уверенностью, что он искренне желает добра России, и все его действия преследуют именно эту цель.
На этом фоне резкий контраст составляли выражения лиц присутствующих министров. И дело даже не в том, что они молчали. Но их молчание красноречиво выдавало затаённое желание остаться незамеченным на этих разборках. Так ученик, не выучивший урок, надеется, что его сегодня не вызовут к доске. Камера выхватывала постные лица без проблеска мысли, без малейшего импульса к несогласию или возражению. Впрочем, их и не могло быть, поскольку претензии президента были абсолютно справедливы. Более того, они (претензии) даже немного запоздали, поскольку об этих упущениях, недоработках, провалах прекрасно осведомлён каждый мало-мальски мыслящий гражданин России.
И эти мыслящие граждане прекрасно знают, что увещевать наших чиновников — занятие совершенно бесперспективное. Дело в том, что им просто не хватает времени. Даже дети (недаром их профессиональные пристрастия так резко переменились в сторону государственных управленцев) понимают, что чиновник у кормушки львиную долю своего служебного времени тратит на обдумывание способов личного обогащения. Понятно, что время на служение обществу у них расходуется по остаточному принципу, в зависимости от величины душевной алчности и подлости.
Получившие после речи президента слово министры были вялы и неубедительны. Да и что они могли сказать в своё оправдание? И лишь Владислав Сурков в очередной раз блеснул умением тонко льстить. Сначала он заявил, что ему нечего и сказать после речи Владимира Владимировича, так как президент обрисовал ситуацию более чем убедительно. Однако потом заметил что-то вроде того, что и министры не сидели без дела, и хотя бы на бумаге, но указы президента выполнили. Возможно, такое своеобразное толкование деятельности министров и послужило в какой-то степени причиной отставки всесильного ещё недавно сатрапа.
Как-то, перечитывая повесть Артура Хейли «Колёса» о делах в американской автомобильной промышленности 70-х годов прошлого века, я наткнулся на такую фразу:
«…Адам никогда не занимался «поддакиванием». В автопромышленности так карьеры не сделаешь: те, кто воздерживался от откровенных высказываний, боясь неодобрения вышестоящих или опасаясь за своё место, редко поднимались выше средних ступеней лестницы».
Так вот, оказывается, в чём причина наших неудач во всяких инновациях и модернизациях! Не говоря уж об автопромышленности. Ещё с советских времен мы ставим на руководящие должности тех, кто умеет лишь поддакивать, льстить и угождать. В то время как от них надо избавляться.
В этом плане отставка Суркова — благо для России. Но этого мало. Необходимо, чтобы этот процесс приобрёл системный характер. А чтобы Россия действительно двинулась вперёд, Путину надо окружить себя людьми, которые не только знают дело, но и умеют высказывать своё мнение.
Надо бороться с коррупцией – пригласите Алексея Навального! Хотите победить наркоманию – пригласите Евгения Ройзмана!
Есть ещё пока у нас настоящие люди. Меня можете пригласить советником по кадрам — я этих подхалимов за версту чую, ни один не пройдёт.
Только в этом случае наши дела действительно пойдут на лад.
Анатолий Осипов
Себастьян Перейро # 20 мая 2013 в 20:58 +2 |