Деревенский расстрел
В архаринском селе Ленинское «реформируют» школу. Старшеклассников из трёх приграничных сёл будут возить за десятки километров в новое «счастливое детство». Это официальное начало конца русских сёл-форпостов, стоящих на берегу державного Амура. Полтора века назад тут начиналась Россия, сегодня её здесь заканчивают. От имени народа.
29 апреля 2013 года историки смело могут назвать днём официального подписания приговора архаринскому селу Ленинское. Именно в этот день глава района Эдуард Мисюк родил постановление, согласно которому средняя образовательная школа должна преобразоваться в основную общеобразовательную школу. Говоря понятным, не чиновничьим языком, с нового учебного года учащиеся 10-х и 11-х классов из сёл Ленинское, Красный Исток и Михайловка будут ездить за качественными знаниями в школу села Отважное. За десятки километров по убитой дороге. Дороге, которую зимой заметает метелями, летом размывает дождями. Российской дороги...
Власть этот шаг объясняет одним словом – невыгодно. Дескать, в школе всего 43 ученика, а денег нет. Ну вот такая политэкономия на дворе: на космодром деньги есть, а на школы нет.
Деревни, получив такую весть, возмутились, понимая, что это начало пролонгированной смерти. От имени ветеранов, казачества, работяг местного колхоза «Факел» стали писать челобитные во все инстанции, красная нить которых одна: разрушите школу – умрут деревни.
Власть их не слышит. По привычке. Цитата из челобитной местных колхозников на имя Эдуарда Мисюка: «Сегодня сельская школа выполняет ряд функций, среди них, на наш взгляд, наиболее важны следующие функции: сёлообразующая и сёлосохраняющая, функция культурного центра и функция развития сельского уклада жизни».
А вот что пишут сельские учителя своим избранникам, депутатам Архаринского районного Совета: «Школа в селе, как печка в доме: тепло, уютно, можно почитать классику, разработать проект, с краеведческим материалом выступить на научно-практической конференции, развить технические навыки, проявить творчество в проведении школьных и сельских мероприятий. Не надо гасить огонь родного очага сельских ребят раньше времени. Ведь они ещё не встали на ноги, а самостоятельная, взрослая жизнь не ждёт их с объятиями. Надеемся, что обращение к депутатскому корпусу будет услышано всеми структурами власти. Совместно поможем выпускникам пройти школу зрелости, добра в стенах родной сельской школы».
«До чего же сместились акценты жизни! Как вывернуты, как уродливо изломаны грани добра и зла»
Услышали ли крик людской их избранники? Да. И написали обращение к министру образования Амурской области Марине Селюч, в котором едва не слёзно просят её не губить центр сельского мироздания.
До чего же сместились акценты жизни! Как вывернуты, как уродливо изломаны грани добра и зла. Депутаты целого района, избранные людьми, просят назначенного министра не губить их школу. От имени целого района они просят чиновника не рушить их очаги и не начинать умерщвлять целых три села.
Депутаты и только депутаты должны твёрдо сказать, что эти школы нужны! Они – прямые представители всех тех, кому не понять, за какой грех суждено родиться и жить на той архаринской окраине. Нет, сегодня депутаты «хотелкины» и «просилкины». Они давно уже просто кворум…
– Законодательство сегодня такое, что вся власть у исполнительной её ветви, и всеми деньгами распоряжается исполнительная власть, – тяжело вздыхает в телефонную трубку председатель районного Совета Дмитрий Лукьянчук.
Лёгкая формулировка. Малоответственная. Раз вам нужна эта школа в полноценном, не укороченном до неполноценности виде, тогда создайте прецедент. Вынесите решение: школу сохранить. И точка. Кто осмелится отменить решение коллегиального, самого народного органа районной власти?
Нет, не решатся депутаты на этот шаг. Хотя чего им бояться? Не понимаю. Дальше Архаринского района их уже не сошлют, за ними – Китай. Дальше и хуже уже придумать трудно.
…Когда-то школа села Ленинское гремела на всю окраину. Здесь дольше всех в районе прожила пионерская дружина. Не формальная, а настоящая: с идеей, совестью и традициями. Её выпускник, Серёжка Крымов, со школьного бала шагнул в чеченское пламя. Мальчишку с гагаринской улыбкой хоронили всей школой, тогдашние чинуши клялись у гроба, что приумножат всё хорошее, что было в Серёгиной школе...
Сегодня сельским школам чиновники пеняют на то, что в них обучается мало учеников, что они затратны и неэффективны. Говорят таким тоном, как будто не их предшественники выжгли калёным железом жизнь в деревне. Вроде не они, а управленцы из провинции Хэйлунцзян сделали её разорённой и выморочной…
Агония власти зеркально повторяется. С сельскими школами будет так же, как случилось с детскими садиками. Разрушим, а потом с героическим видом будем создавать вновь. Природа, как известно, пустоты не терпит. Закроем школы – умрут деревни. Если умрут деревни в нашем приграничье, то займёт ту пустоту заречный сосед. У него найдутся деньги на школы. Китайские.
Р.S. Мой совет «ленинцам». Несколько лет назад из резервного фонда президента России вашей школе выделили деньги, на которые перекрыли крышу, сделали ремонт и вдохнули надежду на долгую жизнь. Напишите письмо на официальный сайт Гаранта. Так, мол, и так: несколько лет назад на деньги из вашего фонда школу отремонтировали, а теперь решили наши чиновники её секвестировать. Сделать неполноценной. Неэффективно расходуют президентские деньги…
Должно помочь.
Александр Ярошенко
Амур.инфо