Почему пресс-служба областного правительства не выполняет свои прямые обязанности?..
Тема гептила в последнее время стала более чем популярной не только на информационном поле Свободного и Свободненского района, но и, как поветрие, распространилась на весь регион.
Ужасные слухи растут, как снежный ком, внося смятение в умы и души граждан.
Отдельные варианты этих слухов довольно любопытны.
Так, в определённой среде можно было познакомиться с теорией, согласно которой от гептила вокруг космодрома постепенно будут вымирать люди, животные, птицы и насекомые, а выживут одни лишь алкоголики.
Мол, они нередко пьют гадость, которая по своей ядовитости значительно превосходит гептил.
И ничего – привыкли!
Так что, гептил им по барабану.
Были и другие версии, но все сходились в одном – гептил несёт гибель, и на нашем космодроме ему не место.
И даже подспудно кое у кого закрадывались мысли, что и космодром нам, в общем-то, не нужен.
Есть проблемы и поважнее!
Во многих городах области прошли митинги протеста.
В такой обстановке самые впечатлительные даже стали паковать чемоданы и готовиться к переселению в другие, более безопасные места.
Разумеется, СМИ, как им и положено, освещали все эти события.
… И власти забеспокоились...
-1-
Следует заметить, что активнее всего тема гептила зазвучала в средствах массовой информации КПРФ.
«Свободная газета+» тоже не осталась в стороне. Наш корреспондент Мария Леонова подготовила массу убийственного материала по гептилу, где особенно устрашающими прозвучали комментарии бывшего командира 27-й ракетной дивизии, первого начальника космодрома «Свободный» Александра Винидиктова, который описал возможные последствия гептилового ЧП в Амурской области.
В это же время власти, особенно областной министр по строительству космодрома Константин Чмаров, пытались внушить обществу мысль, что слухи о вредоносности гептила слишком преувеличены. Но делалось это так неуклюже, что даже у тех, кто знает, что альтернативы гептилу в разгонных блоках космических аппаратов не существует, возникали подозрения в каких-то тёмных намерениях чиновников. Между обществом и властью встала смутная стена отчуждения.
В этих условиях лучше всех сориентировался недавно вставший у руля районной организации КПРФ Степан Рафикович Оганесян. Уже не в первый раз я замечаю, что его неуёмная энергия легко побивает мой скептицизм. На этот раз, вопреки моему недоверию, он сумел организовать на космодроме встречу свободненских руководителей горкома и райкома КПРФ с министром Константином Чмаровым. Само собой разумеется, я прицепился к этой маленькой группе коммунистов. Вчетвером, не считая водителя, утром 19 июня мы и отправились в путь.
-2-
Честно говоря, сомнения в том, что мероприятие, организованное Оганесяном, увенчается успехом, присутствовали не только у меня. Второй секретарь свободненского горкома КПРФ Александр Фёдоров был настроен столь же скептически, и не раз высказывал своё недоверие достижению основной продекларированной цели поездки – встрече с министром. А автор этих строк и вообще не очень верил, что его допустят даже на территорию строительства. Во всяком случае, организаторы всех предыдущих мероприятий на этой территории старательно игнорировали «Свободную газету+». И это притом, что наша газета одна из тех немногих, которые стремятся в точности исполнять решения и поручения верховной власти, и, в частности, президента Владимира Путина. Сказано было бороться с коррупцией — и мы в каждом номере стараемся выпукло показывать хитроумные махинации местных чиновников; прозвучало требование прозрачности финансовой деятельности бюджетных организаций — и журналисты «Свободной газеты+» без страха и упрёка пытаются высветить самые тёмные закоулки этой деятельности. И так во всём. Видимо, поэтому нас и недолюбливают местные власти, которые относятся к поручениям главы государства в лучшем случае формально, а то и вовсе его игнорируют.
Да что там говорить о космодроме, если с нашей газетой целый год под разными надуманными предлогами отказывались иметь дело все типографии области, и нам приходилось печататься в Хабаровске. А в родном Свободном местные чинуши прилагают обычно массу усилий, чтобы не допустить наших корреспондентов на важные мероприятия или встречи. Так что к роли «Золушки» нам не привыкать.
Но всяческие заслоны и препятствия для настоящего журналиста — не повод для уныния, а напротив, импульс к действию и размышлению. Поэтому я ехал на космодром с сомнением, но без уныния, с интересом ожидая, под каким предлогом меня завернут на этот раз.
-3-
Однако реальность оказалась на удивление отличной от той, что рисовалась в моём приученном к гонениям воображении. Хотя дорога на стройку была напичкана шлагбаумами с охранниками в форме, нас везде пропускали беспрепятственно. Это было удивительно, но это было так. Мы с Фёдоровым уже без иронии поглядывали на Степана Рафиковича. Он всё с кем-то переговаривался по телефону, и скоро мы оказались на так называемой 10-й площадке вахтового городка.
Откровенно говоря, я был удивлён первым впечатлением. Ряд трёхэтажных корпусов (как мы потом узнали, общежитий) выглядели, как игрушки. Их внешняя отделка особенно привлекательно выглядела на фоне серых блочных домов, оставшихся ещё от военного городка. Собственно, эта площадка, насколько я понял, вплотную примыкала к Углегорску и отделялась от него забором с колючей проволокой. Как объяснила приставленная к нам Наталья Михайловна Карясова, комендант этого городка, он сейчас уже получил почтовый адрес и является улицей Строителей Углегорска. То, что эта улица отделена от «метрополии» колючей проволокой, вызвано суровой необходимостью соблюдения сухого закона.
-4-
У нас было несколько подозрений по поводу внешней привлекательности общежитий. Прежде всего, как выглядят они внутри? И нам беспрепятственно позволили осмотреть жилые помещения. Что ж, впечатления оказались те же самые. Здорово! Комнаты на три – четыре человека. В каждой комнате на стене телевизор с большим экраном, кухня с холодильником, отдельный туалет и отдельная ванная комната.
Мы поинтересовались — насколько отличаются условия жизни ИТР от простых рабочих? Оказалось, что практически никаких. Разве что у первых комнаты на три человека, у вторых – на четыре.
Вообще, инфраструктура городка предусматривает все необходимые современные параметры: готовится к сдаче новая столовая, оборудованная по последнему слову техники, имеется площадка для игры в мини-футбол, на подходе другие спортивные сооружения.
Несколько иное впечатление оставил городок, где живут вахтовики в вагончиках. Я побывал в нескольких. Конечно, это не комфортабельные общежития на 10-й площадке. Тесно. Вероятно, и температурный режим не всегда комфортный. Но эти неудобства понять можно – космодром только начинает разворачивать свои строительные мощности. Так было всегда: и на БАМе, и на Бурейской ГЭС, и на других больших стройках. Комфортом россияне не очень избалованы. Неприятное впечатление оставила лишь какая-то зашоренность работников.
Мы были здесь как раз в обеденный перерыв, и я попытался разговорить нескольких рабочих. Бесполезно! Или отнекивались, или просто отмалчивались. В столовую была большая очередь, и я встал в хвост, надеясь, что здесь повезёт больше. Ничего подобного. Я задавал вполне безобидные вопросы о зарплате, условиях жизни, взаимоотношениях с начальством, но в ответ видел только многозначительные переглядывания да кривые усмешки. Такое поведение рабочих выходит из рамок нормы и, естественно, вызывает подозрения. Видно, есть что скрывать.
-5-
До последнего момента мы (имеются в виду все, кроме Оганесяна) не верили, что министр собственной персоной удостоит нас встречи. Ожидали заместителя или кого-нибудь из чиновников. Поэтому появление Константина Васильевича Чмарова в зале круглого стола управления строительства космодрома, честно говоря, нам польстило, хотя вида мы не подали.
После знакомства министр обозначил основную цель встречи как стремление к взаимопониманию между властью и обществом в деле реализации одного из самых значимых проектов современной России. Разумеется, первое слово было предоставлено Степану Оганесяну, чем он и воспользовался довольно толково и в полной мере. У меня было опасение, что останавливать его придётся каким-то насильственным способом, но Степан Рафикович самостоятельно справился с неудержимым потоком своего красноречия. Он обстоятельно рассказал о проблемах Свободненского района, в том числе и в связи со строительством космодрома. Мы сейчас не будем останавливаться на его выступлении, но в одном из следующих номеров постараемся рассказать об этом более подробно, как, впрочем, и о выступлениях и впечатлениях остальных членов нашей делегации. Сейчас же остановим своё внимание на гептиле.
-6-
После моего короткого выступления в защиту СМИ, где я высказал, что виновниками скандала вокруг гептила являются не журналисты, а чиновники, которые в своё время заявили, что гептила на космодроме не будет вовсе, пришла очередь Константина Васильевича Чмарова.
Да, его речь, как говорится, полная задора и огня, произвела на меня сильное впечатление. Во всяком случае, я узнал очень много нового о гептиле. В какой-то степени меня тоже коснулось общественное настроение против его применения, хотя я и знал, что альтернативы его применению в разгонных блоках нет. Но самое главное — выяснилось, что гептил очень широко применялся при запуске ракет на космодроме «Свободный», когда там правили бал военные. Гептил возили цистернами, и на территории Свободненского района для него имелись несколько десятков специальных хранилищ. Кроме того, в то время гептил заправлялся десятками тонн, а по новым технологиям его потребуется от 100 килограммов до 1,5 тонн. И заправляться он будет герметичными вакуумными капсулами без всякой перекачки.
-7-
Если бы эту вдохновенную речь министра показать по телевидению, многие бы переменили свою точку зрения в отношении применения гептила. Хотя, с другой стороны, его выступление всё же не лишено было недостатков.
Главное в таких случаях — иметь чувство меры, не перехваливать полезность гептила, не упоминать о наличии его компонентов в лекарствах и чуть ли даже не в пищевых добавках.
Необходимо учитывать менталитет населения, способность его к критическому осмыслению вздорных слухов, уровень доверия к власти в данный момент и некоторые другие тонкие моменты общественной психологии. И только потом выдавать «на гора» текст информации.
Но это уже претензии не к министру или губернатору, а к их пресс-службе.
Нельзя сказать, что эта служба в нашей области работает плохо – она вообще, похоже, не работает. Большого ума не надо, чтобы неудержимо нахваливать все мероприятия действующей власти и замалчивать проблемы. Необходимо, чтобы этой информации поверили, а замалчиваемая сегодня проблема завтра не превратилась бы в какого-то общественного монстра.
С гептилом так и получилось. Именно пресс-служба должна была в своё время настоять на том, что говорить о полном отказе употребления гептила на новом космодроме ни в коем случае нельзя, потому что население воспримет это как прямой обман. Сегодня этот обман аукнулся. И всплывшая необдуманная информация очень больно бьёт по областной власти.
Анатолий Алексеевич Осипов
редактор "Свободная газета +
Алексей Дыма (Вахтённый) # 27 июня 2013 в 09:13 0 | ||
|
Алексей Дыма (Вахтённый) # 30 июня 2013 в 07:51 0 | ||
|
Славянин # 27 июня 2013 в 17:43 0 |
Славянин # 27 июня 2013 в 18:10 0 |
Редакция газеты СГ+ # 28 июня 2013 в 12:47 +1 |
Алексей Дыма (Вахтённый) # 28 июня 2013 в 08:12 0 | ||
|