ЯЗЫК ВСЕМУ ГОЛОВА

article1241.jpg

Колонка редактора


В последние годы немало сломано копий по поводу школьного образования.

 

Новые веяния воплотились в систему единого государственного экзамена (ЕГЭ), вокруг которого и развернулись основные баталии.

 

Не будучи специалистом в области педагогики, оставляю частности и тонкости проблемы преподавания тем, кто этим непосредственно занимается.

 

Однако, по некоторым общим принципиальным вопросам попытаюсь высказать своё мнение.

 

В частности, это касается русского языка и литературы.


На мой взгляд, основной ошибкой новой системы образования является слишком раннее разделение школьников на гуманитариев и технарей. Такое разделение вообще не очень корректно, а уж в юном возрасте это полный идиотизм. Кто знает, в какую сторону пойдёт развитие юного ума, какие склонности и способности проявятся по мере взросления?


Во всяком случае, знание истории, литературные навыки, чувство языка и речи не только не помешают развитию технических способностей, но и являются необходимым условием для раскрытия этих способностей в их всесторонней полноте и глубине. В этой мысли нет ничего нового, об этом знали ещё в Древней Греции, где все науки скрывались под крышей философии.

 

Да и примеры жизни выдающихся людей красноречиво свидетельствуют, что истинный талант всегда многогранен. Леонардо да Винчи интересовался всем на свете, Микеланджело писал прекрасные стихи, Эйнштейн играл на скрипке, а в 60-е годы, когда физика была в фаворе, наши учёные даже выступали на телевидении в качестве лириков, декламируя прекрасные стихи и искромётный юмор.

 

В свободном уме и раскрепощённом подсознании таятся бездны способностей, и, может быть, даже готовых откровенных знаний. Поэтому существует мнение, что основной задачей педагогики как раз и является освобождение ума и раскрепощение подсознания. Но это другая тема.

 

Здесь же я хочу сказать, что база всякого образования есть язык, речь. Навык переводить свои мысли на словесную основу даёт возможность не только сохранить эти мысли, но и использовать их в качестве фундамента для новых умственных построений. Но это не так просто сделать, как кажется на первый взгляд.

 

Дело в том, что рыхлая и неточная словесная оболочка размывает саму мысль, и она уже не может быть прочным фундаментом для дальнейшего продвижения в познании. В этом как раз и кроется причина того, что гениальные от рождения дети в процессе стандартного обучения растворяют эту гениальность в обыденности. Но таланты, неважно в какой области, всегда умеют чётко формулировать свои мысли. И ещё неизвестно, что первично в их талантливости.

 

Во всяком случае, экономить время на  изучение языка и литературы — идея совершенно идиотская. Какой бы области знаний не собирался посвятить себя ребёнок, освоение языка, чувства родной речи является основополагающим. Кстати, успех высвобождения природной этики, с которой рождается каждый человек, и формирование на этой основе нравственности также зависит от достижений ребёнка в умении формулировать свои мысли.

 

Нередко можно услышать, что ребёнок в современной школе испытывает слишком большие нервные и умственные нагрузки. С одной стороны это верно, но причина кроется в том, что ребёнку приходится усваивать материал, который он до конца не понимает. А не понимает он его потому, что неспособен образно представить словесную информацию, предоставляемую педагогом.


Тут вина разделяется в каждом конкретном случае между учеником и учителем, которые не находят общего языка. Как видим, камнем преткновения опять является язык, неспособность общаться с помощью слова. Именно поэтому в дореволюционной школе столько внимания уделялось изучению языков, даже мёртвых. И никто не переутомлялся. Напротив, та школа дала России целый ряд выдающихся учёных, деятелей культуры и искусства.

 

Так, может быть, стоит пересмотреть наши взгляды на школьное образование в сторону решительного увеличения числа уроков по изучению языка и литературы?

 

Анатолий Осипов

 

"СВОБОДНЫЕ НОВОСТИ: АМУР" ВКонтакте с Вами!

Спешите увидеть, оценить и непременно прокомментировать !

В будущем, вероятен вариант распространения "СГ+" и по другим соц. сетям!

администратор сайта «СГ+» 

Вахтённый (Vahteny)

Комментарии (1)
Алексей Дыма (Вахтённый) # 12 декабря 2013 в 21:19 0
БлагоДарю Наталью Михайловну Красюк -

- своего преподавателя русского языка и литературы (СПОШ №11, сейчас уже на пенсии), что вложила частичку себя в наши головы и души.

Порой держала в "ежовых рукавицах" - это, да - в наиболее важных темах, порой устраивала интереснейшие внеклассные занятия - когда проходили творчество поэтов, например Сергея Есенина, Владимира Высоцкого...

Это, кстати, любимые её поэты - зуб даю... hoho

Наталья Михайловна - честь Вам и хвала, ЗДОРОВЬЯ И СЕМЕЙНОГО ТЕПЛА!
Последние комментарии
Алексей Дыма (Вахтённый) 23 апреля 2017
НЕПРОСТОЙ СВОБОДНЫЙ: Городок, которого нет
Алексей Дыма (Вахтённый) 2 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
Алексей Дыма (Вахтённый) 2 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
БиС 1 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
Юрий Тарасов 1 декабря 2016
Лит.Урок № 1
Юрий Тарасов 30 ноября 2016
Что дал своим гражданам СССР
Юрий Тарасов 29 ноября 2016
Лит.Урок № 1
Алексей Дыма (Вахтённый) 29 ноября 2016
Лит.Урок № 1