Город Свободный и его окрестности. КРАТКИЙ СЛОВАРЬ. ГЛАВА 10. Кладбища

article1299.jpg

Автор – Падалко Алексей Егорович


Алексеевское   — существует с 1913 г., неподалёку от Свято-Никольского храма. Находится в границах зелёной зоны.

 

Амурлага кладбище — находилось в закрытой зоне Большого Лагеря, располагавшегося в начале нынешней ул. 40 лет Октября. На нём расстреливали заключённых по приговорам лагерного суда.

 

Бамлаговское - существует с 1933 г. Находится рядом с Алексеевским. До 1938 г. было в ведении Управления БАМЛага, а затем — Амурлага и Свободлага. Захоронения велись из рядом находившихся больницы и санитарных частей Свободненских лагерей. С 1937 г. здесь проходили массовые расстрелы. В 1993 г. на Бамлаговском кладбище установлен памятный камень.

 

Корейского посёлка кладбище — Корейский посёлок (ныне Советский) существовал с 1920 по 1937 гг. По свидетельству старожилов, неподалёку от посёлка находилось небольшое кладбище, на котором хоронили жителей-корейцев. Захоронения прекратились после 1937 г., когда всех жителей этого посёлка насильственно выслали в Казахстан.

 

Корейское — небольшое кладбище, существовавшее с дореволюционного времени в районе Алексеевского кладбища. На нём  хоронили корейцев, китайцев и японцев.

 

Мемориальное — находится на площади им. С. Лазо. Первые захоронения проведены в 1920 г. Последние — в 1937 г. Здесь всего несколько одиночных и братских могил с захоронениями красногвардейцев и партизан.

 

Пёрское (или Расстрельное) — находилось в Залинейном районе возле ПМК-111. Существовало с 1933. Использовалось, в основном, в зимнее время за р.Пёра для захоронения умерших на «пересылке», а также расстрела заключённых по решению лагерных судов. 

 

 Подгорненское. На расположенном рядом с Подгорным велись захоронения не только жителей села, но и жителей пос. Советский, с. Дубовка и г. Свободного.

 

Свободненское (городское) — примыкает к Алексеевскому с запада. Первые захоронения начались в 1950-х. Ныне состоит из нескольких разных участков. Граница между этим кладбищем и Алексеевским проходит по зелёной зоне.

 

Северное (новое) — открыто в начале 2000 годов. Находится на 3-м километре Шимановской трассы неподалёку от Аэропорта.

 

Старосуражевское — находилось в районе улиц Большой, Весёлой и Екимова. Первые захоронения велись в 1899-1901.

 

Суражевское — существует с 1910-1911 гг. Находилось в районе пер. Новый рядом с бывшей Суражевской церковью. В 1950-х годах полностью уничтожено, хотя закрыто было ещё в начале 1930-х. Надгробные памятники были собраны, а территорию кладбища передали под частную застройку работникам Зейской сплавной конторы.

 

Татарское — существовало рядом с Суражевским кладбищем. На нём хоронили жителей мусульманского вероисповедания.

 

Ударненское — основано в 1928 г. После мощного наводнения Суражевское кладбище было залито водой. Население города и его районов росло. Требовалось ещё одно кладбище...

 

ЦАРЗовское — существовало в западной оконечной части территории завода «Автозапчасть», рядом с Ударненским. На нём производились захоронения заключённых, находящихся в лагерях Суражевки, М-Чесноковки и, прежде всего, заключённых ЦАРЗа

 

Японских военнопленных кладбище — находится к югу от Алексеевского. В 1945-1948 гг. на нём захоронено около 140 человек. Списки захороненных сохранены до сих пор. Неподалёку от этого кладбища установлен памятный знак военнопленным.

 

История нашей малой Родины!..

Комментарии (70)
Ирма # 13 января 2014 в 21:16 +2
Пёрское (или Расстрельное) кладбище, дата 1911г. - опечатка?
alexxxxxs # 13 января 2014 в 22:55 +1
Интересно.
А где именно оно находилось?
По ту сторону Перы? Так там одни кочки. Не думал никогда.

Можно автора попросить указать места, ныне несуществующих их, нахождения на карте города?
Алексей Дыма (Вахтённый) # 14 января 2014 в 19:32 +1
Алекс, вопросы до Алексея Егоровича довёл.

Более подробную информацию разместит ч/з меня, когда приеду в Свободный после вахты.
alexxxxxs # 14 января 2014 в 20:01 0
ОК)
Полина # 13 января 2014 в 22:43 0
Ужас! shock В Суражевке было аж три кладбища? В первый раз о них слышу! И сейчас на них живут люди?
alexxxxxs # 13 января 2014 в 22:57 0
Я слышал что там было кладбище, но что 3, впервые.
Папа Смурф # 14 января 2014 в 08:47 0
Скорее всего на месте бывших кладбищ в Суражевке - заводские территории. Так что люди там не живут
Полина # 14 января 2014 в 11:35 0
Хм... А как же Суражевское кладбище, о котором автор пишет следующее - " территорию кладбища передали под частную застройку работникам Зейской сплавной конторы"?
Редакция газеты СГ+ # 14 января 2014 в 12:10 0
Да ещё в районе пер. Новый - отродясь там не было никаких заводских территорий - сплошь частный сектор.
Редакция газеты СГ+ # 14 января 2014 в 12:24 +1
Но больше всего впечатлило - сколько же было "расстрельных" кладбищ! Сколько людей , сволочи, сгубили!
Папа Смурф # 14 января 2014 в 18:32 +1
Мемориальное на площади Лазо - тоже расстрельное кладбище. Сколько партизан расстреляли, сволочи!
Редакция газеты СГ+ # 15 января 2014 в 15:32 +1
Абсолютно некорректное сравнение. Партизан расстреливали во время гражданской войны. То есть, во время ведения боевых действий. Расстрелы заключённых ГУЛАГа никакого отношения к войне не имели.
Папа Смурф # 14 января 2014 в 18:30 0
Падалко собирает информацию по отрывочным сведеним, поэтом грешит неточностями. В музее висит карта Свободного на 1912 год (с разбивкой на кварталы под застройку). В районе Суражевки на карте 1912 года указано только одно кладбище в Суражевке - юго-западнее 404 квартала. Сейчас на этом месте - южная территория завода "Стройдетали" и торговых баз. Кстати, нумерация кварталов не изменилась
Алексей Дыма (Вахтённый) # 14 января 2014 в 20:11 0
Смурф, про это кладбище и речь.

Оно указано как Старосуражевское.

Кроме южной территории "КПП=Стройдетали" и северной территории базы "Амурзолото", охватывает кусочек Луначарского, Серышева, Нового.
Резиденция "Калуги" попадает на указанный участок, кстати.

Но в Суражевке с 1910-х гг возникли ещё два смежных друг с другом кладбища (Суражевское и Татарское).

Так что в итоге - 3 (три) погоста.
Папа Смурф # 14 января 2014 в 20:22 0
Про пер. Новый у Падалко говорится в абзаце про "Суражевское кладбище", а не "Старосуражевское". Возможно, какие-то частные земельные участки и находятся на месте бывших кладбищ. Но для полной ИСТИНЫ нужны карты с указанием ЧЕТКИХ границ бывших кладбищ. Все остальное - весьма приблизительно. Где гарантия, что на месте резиденции "Калуги" не стояла сторожка кладбищенского сторожа и никаких могил там не было? То-то и оно
Алексей Дыма (Вахтённый) # 14 января 2014 в 20:38 0
Смурф, все мы не без греха.

Упор как раз и делается на то, чтобы выявить неточности, приобрести дополнения благодаря пользователям нашего сайта.

ЖИВОЙ ЖУРНАЛ, в действии!

Подправляйте, не стесняйтесь, уж звиняйте - сторож в той сторожке (на вопрос о её координатах) тоже уже почил, а карт "Google" ещё не было... v
Папа Смурф # 14 января 2014 в 20:40 0
Подправлять - дело автора. Я же следую принципу, сомневаешься - не пиши, пока не установишь ИСТИНУ
Алексей Дыма (Вахтённый) # 14 января 2014 в 20:51 0
Смурф, дойдёт очередь до печати - не сУМневайтесь, Алексей Егорович подправит.

Пока же исправляем, дополняем, выкладываем фото...

Или вам претит помогать бесплатно?..
Алексей Дыма (Вахтённый) # 14 января 2014 в 21:07 +2
Кстати, каюсь, запутал пользователей - речь-таки действительно о Суражевском погосте (+ Татарское кладбище рядышком).

Суражевское — существует с 1910-1911 гг. Находилось в районе пер. Новый рядом с бывшей Суражевской церковью. В 1950-х годах полностью уничтожено, хотя закрыто было ещё в начале 1930-х. Надгробные памятники были собраны, а территорию кладбища передали под частную застройку работникам Зейской сплавной конторы.

Татарское — существовало рядом с Суражевским кладбищем. На нём хоронили жителей мусульманского вероисповедания.


Старосуражевское — находилось в районе улиц Большой, Весёлой и Екимова. Первые захоронения велись в 1899-1901.
Полина # 14 января 2014 в 20:25 +4
Я тут вообще в шоке! Сейчас позвонила родственнице, проживающей в Новом переулке и задала ей вопрос - знает ли она, что они живут на бывшем кладбище? Она задорно и уверенно ответила мне , что ДА, знают! И что неоднократно в прежние годы при вспашке огорода выкапывали гробы, а какой-то памятник у них до сих пор стоит за оградой огорода! И что однажды их сосед выкопал гроб и снял со скелета золотую цепь с огромным крестом, которую надел на себя и вроде как до сих пор носит shock . Кстати, она же подтвердила границы бывшего кладбища, указанные в посте Вахтенного. А ещё рассказала какие по ночам у них страсти-мордасти иногда в квартире разворачиваются shock
Папа Смурф # 14 января 2014 в 20:34 +1
На территории Москвы за 966 лет столько захоронений было, что там вообще УЖАС-УЖАС
alexxxxxs # 14 января 2014 в 20:47 +2
Не, ну понятно))
Одно дело, когда 500-900-летне захоронение найти случайно. Хотя тоже, мало приятного.
Другое - гроб выдрать в огороде с покойником к примеру.
Папа Смурф # 14 января 2014 в 21:02 +3
Ну, не совсем 500-900-летние. Смысл в том, что на территории Москвы хоронят уже 900 лет. А выкопать в огороде гроб 100-летней давности можно и в Москве.

Сейчас Москва вдвое расширилась территориально к юго-западу. А на этой территории куча бывших и действующих деревушек с захоронениями 50-100-летней давности.

И всё пойдет под застройку
Полина # 14 января 2014 в 21:09 +2
Про это я тоже читала. Набрала в поисковике вопрос - можно ли строиться и проживать на местах бывших захоронений, ответ - нельзя, священники говорят, что на этих местах нужно часовни ставить или просто крест. Интересно, а какие-то санитарные нормы на эту тему есть?
alexxxxxs # 14 января 2014 в 21:16 +1
На счет часовни не знаю, наверно тоже, если сан. нормы позволяют? А они наверняка есть.
Спойлер
Ну как нельзя? Понятно, практически, на вчерашней могиле кто будет строить? А теоретически, есть ли места на планете, где нет вообще захоронений?
Папа Смурф # 14 января 2014 в 21:23 +3
Самый лучший способ погребения - сожжение. И урночку с пеплом можно хранить где родственникам вздумается. А все эти кладбища - только тоску навевают.
alexxxxxs # 14 января 2014 в 21:27 0
Прах должен быть предан земле! Как-то так?
Каким образом же, нет значения?
Папа Смурф # 14 января 2014 в 21:47 +1
С точки зрения физики - "ничто никуда не исчезает, и не появляется из ничего". Сожжение предполагает преобразование физического тела (материи) в энергию, которая тоже материальна. Энергия в свою очередь остается на планете. То есть человек в виде энергии продолжает существовать, причем продолжает существовать сразу же после сожжения. Предание тела же земле растягивает переход одной материи в другую на века. То есть человек в другом качестве не существует на этой планете. А вам не приходила мысль, что поклонение на могилах с преподнесением даров усопшим попахивает идолопоклонством
Ирма # 14 января 2014 в 21:56 +2
Поминки на кладбище, Папа Смурф, это дохристианская языческая традиция. Т.е - идолопоклонство, совершенно верно.

А насчёт энергетической жизни после жизни, мне, например, как-то всё равно. Я знаю, что мои дети будут меня помнить и внукам про меня расскажут. Мне этого достаточно.
Папа Смурф # 14 января 2014 в 22:17 0
Ирма. В том то и дело, что дохристианские славяне не хоронили, а сжигали покойников, и кладбищ в том виде, которые мы сейчас наблюдаем, ДО христианства у славян не было
Ирма # 14 января 2014 в 22:32 +1
Хоронили тоже, Смурф, существует множество дохристианских захоронений. Простолюдинов вообще не сжигали. Да и могил знати более чем достаточно. А ещё археологами раскопано множество курганов на территории Руси, в том числе и славянских.
Папа Смурф # 14 января 2014 в 22:46 +2
Все это НЕ КОНКРЕТНО. Да есть скифские курганы на юге в степях, но их НЕ МНОЖЕСТВО. Причем в степях курган можно наскрести (пространство позволяет). А как вы предполагаете нагребать курганы в лесной зоне. А большая часть расселения славян - это лесная зона. Я не думаю, что дохристианские славяне были такие дураки, чтобы небольшие поляны в лесной зоне превращать в могильники, а самим корчевать лес под место жительство.
Ирма # 14 января 2014 в 22:54 0
Ну конкретно, так конкретно.

Смоленская обл., река Днепр, деревня Гнездово. Славянские Гнездовские курганы, всемирно известные, в лесной зоне. Я как раз про эти раскопки книгу читаю.
alexxxxxs # 14 января 2014 в 23:06 +5
Раз
Два
Три
Источник
Полина # 14 января 2014 в 23:22 +2
Спасибо, Алекс! Очень интересно!
Папа Смурф # 16 января 2014 в 18:32 +1
Ирма. Когда будете читать, обратите внимание на время основания Гнездово. Археологи относят его к началу 10 века (т.е. не ранее 900-905 года). А хоронить и сооружать курганы, естественно, начали позже. Как известно, проникновение христианства на Русь происходило в 9-10 веках, а дата 988 год (как Крещение Руси) является окончательной точкой этого процесса.Таким образом, сооружение Гнездовских курганов (по сути надгробных холмиков, ибо на фотографиях они очень низкие) происходило во время христианизации славян. Что и требовалось доказать
Ирма # 16 января 2014 в 18:53 +1
Да, Папа Смурф, больше половины захоронений датируется X веком, возраст курганного комплекса IX-XI вв. Единого мнения среди учёных нет. Но все исследователи единогласно относят эти захоронения к дохристианскому периоду. Наверное, не сразу христианская вера прижилась в обществе, традиции сильнее.

Если интересуетесь культурой погребения предков можете сюда заглянуть.
http://kurgany.ucoz.ru/publ/2-1-0-34
http://slaviy.ru/yazycheskoe-mirovozzrenie/principy-zaxoroneniya-predkov-v-slavyanskom-yazychestve/
И то и другое присутствует. Что и требовалось доказать.
alexxxxxs # 14 января 2014 в 22:07 +5
Мысли вслух! hoho

Согласно Слова Божьего, ибо написано в Библии: "...в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься".
___________

1)
Сама идея погребения покойного в землю пришла к нам от иудеев с христианством. Делали они это потому, что с кремацией там проблематично, деревьев нет столько, сколько у нас.

Отечественные язычники напротив сжигали покойников, но с приходом христианства была перетянута идея хоронить в земле. Потеряв суть, собственно из-за чего было погребение в землю. В итоге это взято было за эталон и продолжается по сей день.

2)
Так же мотивация тем, что мёртвые вот-вот должны воскреснуть. Поэтому многие древние христианские города были переполнены захоронениями, сначала хоронили вокруг церквей, а затем и по всему городу, что вызвало многочисленные эпидемии. Только через сотни лет невежественные церковные власти слегка образумились, и милостиво разрешили хоронить трупы за чертой города.
Папа Смурф # 14 января 2014 в 22:18 +2
Совершенно верно, Алекс. Приходим к выводу, что христианские церковники и здесь славянам напакостили
Лаврентий Палыч # 16 января 2014 в 09:33 +1
Согласен. Традиционный славянский способ захоронения это ритуальный погребальный костер - крода. Также по покойному справлялась тризна. Так что я за кремирование. Это намного экологичней, дешевле и традиционней. Надеюсь к моменту моей смерти крематорий в Благовещенске построят, не хочу быть съеденным червями
Ирма # 14 января 2014 в 21:19 +1
Нельзя, Полина, строить и по санитарным нормам, и по морально-этическим. В народе такое называют кощунством. Буквально - осквернение костей предков.
Папа Смурф # 14 января 2014 в 21:31 +2
Сотни лет назад на территории нынешней Суражевки жили какие-нибудь чжур-чжени. Пришли русские и начали заселяться, строится, в том числе на месте захоронений чжур-чженей. А до чжур-чженей еще кто-то жил. Вон на старой территории Питера тоже когда-то ингерманландцы жили, умирали, хоронили. Петр 1 повелел - снесли и построили город, и вся недолга
Ирма # 14 января 2014 в 21:37 +1
В истории множество таких примеров,(перенос захоронений или просто строительство на костях), но это не правильно. Жаль, что в нашей традиционной культуре нет кремации.
alexxxxxs # 14 января 2014 в 21:41 +1
а кто запрещает?
Ирма # 14 января 2014 в 21:43 0
Да никто не запрещает (про мнение церкви не знаю), просто так не принято.

Я так поняла, вопрос был про кремацию.
alexxxxxs # 14 января 2014 в 21:48 +4
Насколько мне известно, это не противоречит христианству.
Прах должен быть предан земле, вроде так звучит?
Папа Смурф # 14 января 2014 в 21:49 +2
Почему, в крупных города России есть крематории
brat # 14 января 2014 в 21:55 +3
Где то читал, во время строительства Транссибирской магистрали покойников хоронили прямо в свежую насыпь. Зимой то землю долбить неохота. Сейчас по ним поезда ходят.
alexxxxxs # 14 января 2014 в 22:48 +3
СанПиН 1600-77 Санитарные правила устройства и содержания кладбищ

Спойлер
Полина # 14 января 2014 в 23:00 +1
Спасибо, Алекс, за информацию! Получается, что Суражевское кладбище использовали для "других" целей, т.е. под застройку жилыми домами, но при этом не перенесли останки на другое кладбище(или не все перенесли), а также пренебрегли "кладбищенским периодом"((
alexxxxxs # 14 января 2014 в 23:14 0
Зависит от того, когда именно и где это происходило, и действовали ли в тот период именно эти сан. нормы.
alexxxxxs # 14 января 2014 в 21:10 +3
так-то Да, но
бр-р-р-р-р-р-р-р-р. laugh
Полина # 14 января 2014 в 20:48 +1
Читала много раз про Москву, а тут, оказывается, "удивительное" рядом... Жутковато как-то...
Алексей Дыма (Вахтённый) # 14 января 2014 в 20:00 +1
Тигрёныш, ошибаетесь.

Начало переулка Нового в аккурат упирается в производственные территории.
Но несколько огородов-таки 100% стоят на бывшем кладбище - смотрел по карте.
rjntk # 14 января 2014 в 17:40 +2
Вот тебе и Свободный.Откуда имя такое пришло ,при стольких кладбищах.Освобождение от мук земных что-ли?
Лаврентий Палыч # 16 января 2014 в 09:24 +2
"Свободненское (городское) — примыкает к Алексеевскому с запада. Первые захоронения начались в 1950-х. Ныне состоит из нескольких разных участков. Граница между этим кладбищем и Алексеевским проходит по зелёной зоне"
Странно... моя прабабушка умерла в 1946 году. Похоронена на городском кладбище. ПО рассказам деда когда ее хоронили на кладбище уже были могилы.
Администратор # 16 января 2014 в 11:04 +1
Папа Смурф: Кое-как прочитал слово "чжур-чженей" smile но после "ингерманландцы" моё сознание помутнело)))
П.С. Можно я Вам поменяю аватар на реального Папу Смурфа smile а то как то неприлично без аватара то.
Папа Смурф # 16 января 2014 в 17:13 +1
В первый раз прочитали такие слова? Что ж, просвещайтесь. Кстати, у вас на аваторе разве реальный Администратор?
alexxxxxs # 16 января 2014 в 17:36 +1
laugh
Администратор # 16 января 2014 в 19:34 0
Конечно в первый раз и конечно не запомнил, по той причине, что не вижу смысла их запоминать)) Как и впрочем о том, какие чукчи жили тут дохреналет назад :)
Главное - сейчас кто тут живет.
Папа Смурф # 16 января 2014 в 20:34 -1
Ваше кредо - здесь и сейчас. Предлагаю вам официально обратиться к редакции "СГ+" и предложить им прекратить пописывать про события истории, произошедшие до 2014
Алексей Дыма (Вахтённый) # 17 января 2014 в 18:33 0
Смурф, не нравятся материалы про историю - не читайте.

Кстати.
Про кредо.
Как вам такая параллель:

Если у нашего Дмитрия (Администратор) - здесь и сейчас
то
у вашего Дмитрия (Половнёв) - там и никогда

Именно ваш официальный в доску руководитель пресс-службы Половнёв:

- задорно отписывает басенки "про всё решено - выхода нет" в предвыборный период на различных интернет-площадках;

- является одним из двух разработчиков официального сайта нашего города с кучей ошибок и нелепостей (та же страничка "ПОЧЁТНЫЕ ГРАЖДАНЕ ГОРОДА СВОБОДНОГО") - как все видим - ответственное лицо жёстко халтурит;

- является одним из главных пиарщиков каминского, не гнушается однофамильцев, "неугодных" шефу, подтянуть в число кандидатов на различных выборах, а также наклеветать, например, про нетрадиционные отношения...

Это только часть подвигов бывшего журналиста "ЗО".

Но вы-то больше знаете про кредо подобных ТАЛАНТОВ, уверен.
Алексей Дыма (Вахтённый) # 17 января 2014 в 18:18 0
Ещё раз повторюсь:

Уважаемые пользователи, предлагаю Вашему вниманию следующее издание:
В.К. Арсеньев и Е.И. Титов «Быт и характер народностей Дальневосточного края»

""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Ставшее раритетным издание двух известных ученых, в котором произведен анализ расселения народов Дальнего Востока России, поставлены проблемы, связанные с населением, дана характеристика хозяйств как переселенцев, так и коренных жителей региона, до сих пор остается актуальным.

ВПЕРВЫЕ через 83 года переиздана в цифровом виде.
Администратор # 16 января 2014 в 11:06 0
А вообще мне по барабану где меня после смерти закапают, главное чтобы проводили с уважением и помнили за добрые дела.
отец Сергий # 16 января 2014 в 21:36 +1
Забыли еще одно кладбище (ныне действующее) - Точинское, как его называют.
Это около радиоцентра. Там и сейчас хоронят.

А психбольница располагалась (старая) на объектах какого-то ЛАГА. Может начинали заключенных там хоронить, потом местных и т.д.
Далеко не оптимист # 17 января 2014 в 13:41 +1
Есть еще "Рожковское" кладбище.
За поселком Аэропорт по дороге в пионерский лагерь "Солнышко" и далее до за хутором (?) Рожковка.
Раньше там хоронили летчиков (остались могилы с пропеллерами), да и сейчас местных жителей там хоронят.
Алексей Дыма (Вахтённый) # 17 января 2014 в 14:18 0
Отец Сергий и Далеко не оптимист - спасибо!
Вот это да!

Учтём... v
Алексей Дыма (Вахтённый) # 17 января 2014 в 14:30 +1
Уважаемые пользователи!

Уполномочен Алексеем Егоровичем Падалко выразить Вам огромное СПАСИБО за помощь, уточнения, исправления, дополнения, выкладку фото!
Он благодарен Вам за "обкатку" выложенных сведений!

Ведь накопленный материал послужит хорошим подспорьем не только Вам, но и Вашим детям и внукам!

Когда накопится достаточно деньжат (для отправки книги в печать) у автора "Краткого словаря..." - обязательно будут указаны в печатном издании поимённо те люди, которые внесли материальный вклад в издание указанной выше книги, а также те, кто внёс ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ВКЛАД -
в т.ч. - пока черновой вариант - пользователи сайта "СГ+" (обобщённая группа лиц) v
Алексей Дыма (Вахтённый) # 29 октября 2014 в 12:22 +1
Порт Амур: Умерших амурчан начали возить в хабаровский крематорий

Крематорий на Матвеевском кладбище в Хабаровске перешел с тестового на стандартный режим работы. С начала открытия на кремацию в краевую столицу начали привозить тела умерших со всех регионов Дальнего Востока.

В свою очередь, хабаровчане пока только оценивают удобство этой услуги. Пока прах можно захоронить на кладбищенском семейном участке или хранить урну дома, на такие условия идут не все. Но строительство нескольких колумбариев должно все изменить.

Что касается стоимости, то пока одна кремация обойдется в 6 318 рублей.
Алексей Дыма (Вахтённый) # 25 февраля 2015 в 19:25 +1
Ритуальные предприятия уместно совместить с кладбищами.

Значится так.

- ООО "Обрядовые услуги" (ул. Почтамтская, 74) ИП Келип
- ООО «Ритуальные услуги» (ул. Шатковского, 124) производит все виды ритуальных услуг и работ по кладбищам г.Свободного, Свободненского района и близлежащих районов. Проводит захоронения с предоставлением прощального кортежа и автобусов, продаёт памятники с гравировкой на них портретов, устанавливает и продаёт оградки, заключает прижизненные договоры на погребение, предоставляет услуги по кремации и др.
- ИП «Ритуальные услуги» (ул. Вокзальная, 54).
- «Военно-мемориальная компания» (ул. Ленина, 77, 2-й этаж здания бывш. свободненской типографии) реализует памятники, венки и цветы, заключает прижизненные договоры.
Последние комментарии
Алексей Дыма (Вахтённый) 23 апреля 2017
НЕПРОСТОЙ СВОБОДНЫЙ: Городок, которого нет
Алексей Дыма (Вахтённый) 2 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
Алексей Дыма (Вахтённый) 2 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
БиС 1 декабря 2016
ОРЛИНЫЙ
Юрий Тарасов 1 декабря 2016
Лит.Урок № 1
Юрий Тарасов 30 ноября 2016
Что дал своим гражданам СССР
Юрий Тарасов 29 ноября 2016
Лит.Урок № 1
Алексей Дыма (Вахтённый) 29 ноября 2016
Лит.Урок № 1