Колонка редактора
Вглядываясь в лик российского предпринимательства, с недоумением обнаруживаешь всё более явственные признаки увядания.
И это несмотря на его младенческий, с исторической точки зрения, возраст.
Как будто ребёнок, не достигнув даже юности, начал катастрофически стареть.
В природе такая патология случается, но чрезвычайно редко.
Так или иначе, но кособокость нашего бизнеса в условиях мирового финансового кризиса становится очевидной даже для глаз предвзятой статистики и благополучных журналистов центрального телевидения. И чиновникам всех ветвей власти всё труднее сохранять на своих физиономиях оптимизм, хотя, казалось бы, их навыки в лицемерии позволяют им мимикрировать в любых условиях. Очень уж выразительна действительность.
Хищнический характер монополистического капитализма обрисовал ещё Ленин. И хотя авторитет основателя первого социалистического государства успешно растранжирен его последователями, приходится признать, что во многом он был прав. Дикий капитализм, в который выродились наши реформы, демонстрирует свой не менее дикий норов без стеснения. Спесивой роскошью нуворишей он приводит в столбняк даже привыкших ко всему западных бюргеров, в то время как на другом конце социальной лестницы большинство населения ведет нелёгкую борьбу за выживание.
Ведь даже зарождающийся российский капитализм ХIХ века, ещё не испытавший ненависти народных масс и жестокости социальных революций века ХХ-го, понимал, что рабочая сила требует определённых средств для своего существования: еду, одежду, жилище. В каких-то минимальных размерах рабочий получал эти средства. А нынешний российский капиталист, похоже, об этом вовсе не печётся. Размер зарплаты он ориентирует на среднюю величину, установившуюся в регионе. И вопрос — сможет ли работник прожить на эту зарплату, его совершенно не волнует.
Но на первый план в современных условиях выходит всё-таки жильё.
Нынешний работник в своём подавляющем большинстве получил своё жильё ещё при социализме. На свою среднюю зарплату при нынешних ценах он сможет купить квартиру при условии, если проживёт лет двести, и не будет ни есть, ни пить. Никакие банковские кредиты или бюджетные программы решить эту проблему не в состоянии. То есть, сама жизнь подсказывает — необходимо решительное перераспределение доходов. Необходимость такого перераспределения очевидна как с точки зрения элементарной справедливости, так и с позиции экономической и социальной целесообразности.
Сверхдоходы кучки нуворишей стали возможны только за счёт нещадной эксплуатации рабочей силы, на поддержание которой они используют резервы, накопленные ещё при социализме. В частности, это жилище работников, обеспечение которым не учитывается в зарплате. Свои предприятия нынешние богатеи получили готовыми — тоже из социалистического прошлого. Невиданные нигде в мире льготные налоги на доходы стимулируют не вкладывать прибыль в развитие производства, а присваивать на вполне законных основаниях.
Такие правила российского бизнеса, установленные нашими законодателями, позволяют нуворишам иметь доходы, иногда в миллионы раз превышающие зарплату квалифицированных работников.
Мировой финансовый кризис высветил язвы российской экономики с особой отчётливостью, и рыночный механизм российского исполнения предстал перед нами в полной своей неприглядности.
Даже торговля, дающая официальной статистике основную долю предприятий малого бизнеса, явила тенденцию к монополизации.
Какая уж тут конкуренция! А без конкуренции — какой может быть рыночный механизм?!
Так, одно название….
Анатолий Осипов
Нет комментариев. Ваш будет первым!